Василий Васильевич Кандинский



родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве.

Детские годы Кандинского прошли в Одессе. Уже тогда обнаружились его способности к живописи: он берет уроки в художественной школе. Однако карьера художника Кандинского не привлекала, и по окончании гимназии он поступает в Московский университет, где занимается политической экономией, изучает также этнографию и право. В 1896 году, «поставив крест на всей длинной работе прежних лет», Кандинский отправляется учиться живописи в Германию. В Мюнхене посещает школу словенского художника и педагога А. Ажбе (с 1897 по 1898) и занимается в Академии художеств у Ф. фон Штука — одного из основателей «Мюнхенского Сецессиона». Первые полотна Кандинского были выставлены в парижском «Осеннем салоне» и «Берлинском Сецессионе».

Своими учителями Кандинский считал французских импрессионистов, Сезанна, Матисса и Пикассо. Импрессионисты открыли силу палитры и дискредитировали предмет как необходимый элемент картины. Сезанн поражал «гилозоистической» силой своих живописных образов: «умел из чайной чашки создать одушевленное существо»[338]. «Матисс — краска, Пикассо — форма, — два великих указателя на великую цель»[339].

Кандинский-художник начинает с фовизма и испытывает сильное воздействие немецких экспрессионистов. «От фовизма Кандинский воспринял особое влечение к плоскостным декоративным цветным сочетаниям, к силе и звучности, музыкальности цвета, краски. <…> В экспрессионизме ему полюбилась деформация как средство подчинения изображения своему переживанию»[340].

{313} Поворотное значение для Кандинского имели картины 1909 – 1910 гг. — «Дамы в кринолинах», «Озеро», «Импровизация». Если в ранних произведениях, написанных в начале 900‑х годов, предметность, фигурность хотя и лишены графических очертаний и объема, но все же определенно присутствуют, то в дальнейшем предмет как таковой практически исчезает. Он вытесняется прихотливой игрой цветовых комбинаций, отвлеченных геометрических конструкций. Свои полотна Кандинский теперь называет «импровизациями» и «композициями», давая каждому порядковый номер.

Беспредметная или абстрактная живопись в понимании художника не есть выражение чисто субъективных ощущений. Это своеобразная реальность, не доступная, однако, невооруженному глазу, скользящему по поверхности предметов и явлений. Только «внутренним взором» художник проникает сквозь твердую оболочку, через внешнюю форму к «тайной душе» всех вещей и перед ним открывается их внутреннее пульсирование. Подтверждение собственному методу Кандинский находит в новейших теориях физики (разложение атома), которые привели к «денатурализации» пространства[341]. Поэтому-то он резко отвергал всякое сопоставление своих полотен с орнаментом.

В 1910 году Кандинский пишет книгу «О духовном в искусстве», в которой излагает свои взгляды на природу художественного творчества, его общие закономерности и формулирует собственную эстетическую платформу[342]. Возвещая наступление эпохи Великой Духовности, Кандинский определял цель искусства как совершенствование души, утончение эмоций. Этому отвечает стремление художника к невыразимому в словах. Прежде искусство либо подражало природе, либо ее интерпретировало (импрессионизм). Теперь художник должен сосредоточиться на своем внутреннем мире и тем самым пробудить адекватное сопереживание в душах тех, кому он адресует собственные произведения. Книга «О духовном в искусстве» для последующих поколений приверженцев беспредметной живописи стала главным эстетическим манифестом.

{314} В 1909 году Кандинский организует в Мюнхене «Новое художественное объединение» в противовес «Мюнхенскому Сецессиону». (Группа устроила две выставки в галерее Танхаузера). Спустя два года он создает альманах «Синий всадник» при ближайшем сотрудничестве Ф. Марка. В том же 1911 году альманах провел выставку, которая положила начало объединению «Синий всадник».

В творческой биографии Кандинского «Синий всадник» ознаменовал постепенный отход от экспрессионизма и утверждение на позициях абстрактной живописи. С началом Первой мировой войны объединение распалось, и Кандинский возвращается в Россию.

После Октябрьской революции Кандинский преподавал во ВХУТЕМАСе, участвовал в создании Музея живописной культуры в Петрограде и Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве.

ИНХУК был образован в марте 1920 года как научно-исследовательская организация при отделе ИЗО Наркомпроса. Согласно программе Кандинского институт ставил задачу «исследования аналитически и синтетически основных элементов как отдельных искусств, так и искусства в целом. <…> Этот анализ должен производиться с точки зрения отражения средств искусства на переживаниях воспринимающего искусство человека, то есть на его психике»[343]. Программа включала три раздела: теория отдельных видов искусства, теория взаимодействия между ними и теория искусства в целом. Особое внимание уделялось изучению комплексов психологических ассоциаций, когда цвет воспринимается в форме звучания, музыка порождает цветовое видение. Кандинский полагал, что исследования психологии аудио-визуального восприятия откроют для художника возможности воздействовать не только на зрение и слух, но и на другие органы чувств — осязание, обоняние. Таким образом, интуитивные элементы творчества обретут теоретических союзников. Кандинский рассчитывал привлечь к работе института представителей «естественных» дисциплин, что способствовало бы познанию «вечных законов искусства»[344].

{315} В конце 1921 года Кандинский эмигрировал в Германию. С 1922 года профессорствовал в знаменитом Баухаузе. После прихода к власти нацистов, когда Баухауз был закрыт, переезжает во Францию, где в местечке Нейи-Сюр-Сен близ Парижа прожил последние десять лет жизни. Умер 13 декабря 1944 года.

Алексей Федорович Лосев

родился 10 (23) сентября 1893 года в Новочеркасске.

В 1911 году окончил с золотой медалью гимназию и музыкальную школу по классу скрипки. В том же году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где обучался по двум отделениям — философии и классической филологии. Уже в студенческие годы с дипломного сочинения «Мировоззрение Эсхила», с первой опубликованной работы «Эрос у Платона»[345] определилось главное направление научного творчества А. Ф. Лосева — античная культура.

В период учебы в университете Лосев участвует в работе психологического общества, которым руководили Л. М. Лопатин и Г. И. Челпанов, а также религиозно-философского общества имени Вл. Соловьева. Постоянным членом последнего был Вяч. И. Иванов, который оказал заметное влияние на мировоззрение молодого ученого, став, по словам биографа Лосева, подлинным его духовным наставником[346].

Говоря о философских истоках ранних сочинений А. Ф. Лосева, надо указать также на мощное воздействие идей Вл. Соловьева, особенно его учения о всеединстве. Это учение, как считал Лосев, являет собой необходимое начало всякого миропонимания, независимо от его идеалистической или материалистической ориентации[347]. Не без влияния Г. Г. Шпета, тогда приват-доцента университета, определился интерес к феноменологии.

По окончании Университета (1916) А. Ф. Лосев был оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1919 году избран профессором Нижегородского университета, преподавание в котором совмещал с работой в Москве. С 1920 по 1931 — профессор Московской консерватории.

{316} В 20‑е годы Лосев ведет активную педагогическую деятельность, читает в вузах Москвы курсы классической филологии, истории философии и эстетики, логики, психологии. Одновременно является действительным членом Российской Академии художественных наук, где работает в руководимой Л. А. Сабанеевым музыкальной секции. Одним из результатов этой работы стало обширное исследование «Музыка как предмет логики» (1927).

В период с 1927 по 1930 гг. выходят в свет восемь крупных сочинений А. Ф. Лосева общим объемом около 3 000 страниц. В них был подведен своего рода итог первому десятилетию научных изысканий и открытий ученого. Важно, однако, отметить, что эти исследования, раскрывая тот или иной конкретный предмет, будь то философия имени или диалектика художественной формы, метафизика числа или феноменология музыки, античная космогония, философия и эстетика, античный и мировой символизм и мифология — в своей совокупности являли собой попытку построения целостной философской системы. Это обстоятельство резко выделило А. Лосева на философском фоне 20‑х годов и поставило его в ряд крупнейших мыслителей своего времени. О Лосеве заговорили не только как о талантливом ученом, но и оригинальном философе, по широте познаний и глубине обобщений, энциклопедическому владению материалом сравнимом разве что с П. А. Флоренским.

В работах 20‑х годов А. Ф. Лосев выступил как последователь Гуссерля и феноменологического метода. Своеобразие и оригинальность Лосева проявились, однако, в том, что данные феноменологического анализа он стремился восполнить диалектикой Платона в его неоплатонической интерпретации (Плотин, Прокл) и Гегеля. Такой подход понуждал мыслить бытие во всеединстве и развитии, но объектом этого развития становились не понятия и категории, как у Гегеля, а эйдос бытия — логически, структурно обусловленная непосредственная данность. Это по Лосеву служило верной гарантией от формально логических построений, обнаруживало неполноту и недостаточность спекулятивной философии. Традиционным ее методам Лосев противопоставляет методы символически-мифологического мышления.

В 30‑е годы определяется важный перелом в философском мировоззрении А. Ф. Лосева, связанный с переходом на позиции материалистической диалектики. Это повлекло за собой переосмысление многих понятий и категорий, что выразилось в поисках социально-экономических основ культуры той или иной эпохи и обострило интерес к закономерностям общественного развития.

С 1942 года А. Ф. Лосев — профессор МГПИ имени В. И. Ленина. В 1943 году он утвержден без защиты диссертации по совокупности научных трудов в степени доктора филологических наук.

{317} В истории русской классической филологии труды Лосева занимают совершенно особое место. Они явились обобщением мировой научной мысли и вывели эту дисциплину на новый уровень развития.

В исследованиях раннего периода, таких, как «Античный космос и современная наука» (1927), «Очерки античного символизма и мифологии» (1930), раскрывается широкая картина эволюции греческого мировоззрения, включающая учения о бытии, о пространстве и времени, о эйдосе и материи, о числе и веществе. Значителен вклад этих работ в изучение платоновско-аристотелевской диалектики[348].

Новый период изучения античной культуры начинается с работы Лосева «Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии» (1953). Между тем, как справедливо настаивает А. Тахо-Годи, ошибочно «механически делить полувековой путь исследователя на два будто бы совершенно разных этапа: один — ранний и другой — поздний. Один — в области чистого духа, другой — в сфере материально-телесной античности. А. Ф. Лосев с самого начала своей деятельности увидел античность как некий целостный космос, как единый организм, в котором все части необходимы, обязательны и не могут быть произвольно исключены без ущерба функционирования этого организма»[349].

Широтой философско-исторических обобщений, сочетающейся с кропотливым анализом каждого термина и понятия, отмечена многотомная «История античной эстетики»[350]. Это труд — единственный в мировой практике, и, по оценкам специалистов, не одно десятилетие будет определять уровень научных исследований в данной области.

Круг научных интересов А. Ф. Лосева в 60‑е – 80‑е годы не ограничивается античностью. Предметом пристального изучения становятся эпоха Возрождения[351], эстетика романтизма и Р. Вагнер[352], русская идеалистическая философия и Вл. Соловьев[353]. Продолжая {318} свое раннее исследование «Философия имени» (1927), ученый обращается к теоретическим проблемам языка[354]. Важное место в научном творчестве Лосева занимает построение теории символа, которая позволяет поставить и решить ряд фундаментальных вопросов эстетики и философии искусства. Книга «Проблема символа и реалистическое искусство» (1976) явилась развитием идей таких работ, как «Диалектика художественной формы» (1927) и «Диалектика мифа» (1930).

А. Ф. Лосеву принадлежат переводы сочинений Аристотеля, Плотина, Прокла, Секста Эмпирика, Николая Кузанского.

Умер 24 мая 1988 года.

Сводная библиография сочинений А. Ф. Лосева опубликована в кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. — М.: Искусство, 1974 (работы 1916 – 1973 гг.); Традиция в истории культуры. — М.: Наука, 1978 (работы 1973 – 1978 гг.); Образ и слово. — М.: Изд. МГУ, 1980 (работы 1916 – 1979 гг.); Алексею Федоровичу Лосеву. К 90‑летию со дня рождения. Сборник. — Тбилиси: Изд. Тбилисского университета, 1983 (работы 1916 – 1982 гг., здесь же перечень литературы о нем — 51 источник); Живое наследие античности. — М.: Изд. МГУ, 1987 (работы 1983 – 1986 гг.).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!