II. Как записывать народные пьесы



1. Существуют ли в вашей местности какие-либо пьесы, разучиваемые исполнителями не по печатным книжкам? Играют ли (играли ли) в вашей местности пьесы о царе Максимилиане, Соломоне, Ироде, Анике Воине, о разбойниках, о барине, о барине промотавшемся, о слуге обжоре и т. п.?

2. Укажите местные названия этих пьес.

3. Где исполняются (исполнялись) эти пьесы: на вечеринке? или исполнители обходят поочередно крестьянские избы? или снимается для постановки спектакля какая-либо одна квартира? или строится отдельный балаган? или, наконец, представление дается на вольном воздухе?

4. Кто является (являлся) исполнит елями приводимых пьес: крестьяне, рабочие, солдаты, матросы, школьники, арестанты, актеры-профессионалы?

5. Только ли молодежь или и пожилые люди участвуют и участвовали в представлениях?

6. Не исполняются ли (не исполнялись ли) эти пьесы детьми?

7. Кем исполняются женские роли? Если мужчинами, то как это объясняется?

8. Дайте подробный перечень всех действующих лиц в этих пьесах с возможно полным описанием костюма, грима или маски и парика каждого действующего лица.

9. Если костюмы изменялись, то опишите как прежние, так и последующие костюмы.

10. Есть ли руководитель постановки пьес, соответствующий нашему режиссеру?

11. Принимает ли последний участие в исполнении пьес?

12. Имеются ли какие-либо технические термины, связанные с игрой и читкой? Приведите их.

13. При исполнении пьес имеется ли суфлер? Может быть, роль суфлера выполняет один из участников пьесы? Кто именно и как он суфлирует?

{182} 14. Обозначьте время, когда исполняются сообщаемые вами пьесы (зима, лето, весна, осень, рождественские или пасхальные святки, какие дни святок); играют ли утром, днем, вечером?

15. Как предупреждается публика о спектакле, имеются ли афиши? Приложите такую афишу к ответу на программу. Если нельзя, то спишите ее.

16. Запишите точно всю пьесу с точным обозначением, какие слова сопровождаются какими жестами.

17. Какова походка и манера держаться актера на сцене?

18. Как во время речей одного актера ведут себя остальные?

19. Какие слова в ролях актера поются, какие произносятся нараспев, отрывисто, торжественно, скороговоркой, ломаным языком, — вообще, какова дикция актеров?

20. При записи ролей действующих лиц пьесы старайтесь по возможности сохранять порядок слов и особенности говора, не боясь отступления от общепринятой орфографии.

21. Не стесняйтесь записывать неприличные выражения и целые сцены.

22. Если участники пьесы импровизируют при исполнении, записывайте эти импровизации.

23. Если записываемую пьесу вы видели неоднократно, причем с различными вариантами, отмечайте эти варианты, а не составляйте сводного текста путем выбора наиболее совершенных или наиболее характерных, по вашему мнению, вариантов.

24. Не навязывайте пьесе чуждых ей фактов, заимствуя их из театра литературного. Например, если в пьесе нет антрактов, не делите ее на действия; описывайте ту декорацию, которая имеется на сцене, а не извлекайте данные о ней из речей действующих лиц. Если один персонаж произносит реплики, которых, логически рассуждая, другой персонаж не должен слышать, не навязывайте речи первого ремарку «говорит в сторону», если в действительности мы не наблюдаем подобного приема и т. п.

25. Отметьте, какие слова сопровождаются аккомпанементом на музыкальном инструменте.

26. На каких инструментах аккомпанируют (гармония, балалайка, гитара и т. д.)?

27. Кто аккомпанирует, отдельно ли лицо, не участвующее в пьесе, или кто-нибудь из участников пьесы?

28. При произнесении речей обращаются ли артисты к публике или к действующим лицам?

29. Укажите точно, где и как располагаются все действующие лица как в начале пьесы, так и на ее протяжении.

30. При выборе лиц для исполнения тех или иных ролей связывается ли с данной ролью требование определенного голоса {183} (бас, тенор, дискант и т. п.), определенной наружности (рост, телосложение и т. д.), возраста. Приведите все такие случаи.

31. Играют ли актеры в одной пьесе по две роли? Если играют, то сознаются ли обе роли публикой как раздельные или сливаются в один персонаж?

32. Кто составляет хор? Актеры, исполняющие также и сольные номера, или же это особые артисты, которые, кроме хоровых номеров, ничего не исполняют?

33. Не принимают ли участие в хоре и зрители?

34. Исполняются за раз только одна или несколько пьес? Если две или несколько, то имеются ли антракты?

35. Откуда выходят артисты на сцену и куда уходят?

36. Не начинается ли представление этих пьес какой-либо песней и какой именно? Одним ли лицом, кем именно, или хором исполняется этот вокальный номер, есть ли запевала?

37. Не заканчивается ли пьеса песней или пляской? Какой именно?

38. Какое участие в пьесе принимает публика: является ли только зрительницей или вмешивается в ход пьесы, поет вместе с хором, отвечает на вопросы действующих лиц, делает реплики?

39. Взимается ли плата за представления?[71]

40. Каково назначение этой платы?

41. Каким образом и когда сбор за представления осуществляется?

42. Каково отношение к этим пьесам духовенства?

43. Как относятся к этим пьесам старики?

44. Как относилась к этим пьесам полиция?

45. Охарактеризуйте возможно полней актеров:

а) возраст,

б) грамотен ли и где учился,

в) какие читал книжки или слышал, как другие читали,

г) как давно участвует в пьесах,

д) каким образом выучил свою роль: по памяти, слушая других, по тетрадке, по книжке,

е) какие исполняет и исполнял роли,

ж) какие роли больше любит играть,

з) вносит ли что-либо новое в свои роли или передает в точности без изменений их так, как его первоначально выучили,

и) кто учил его играть,

к) не причастен ли он к искусству помимо актерства: не сочинял ли стихов и песен, и не сказочник ли он, не бывает ли дружкой на свадьбе, не музыкант ли и т. д.,

{184} м) приведите возможно больше данных о быте и укладе жизни артистов-профессионалов.

46. Отметьте замечания, которые делаются из публики по поводу тех или других мест пьесы, а также какие места пьесы пользуются наибольшим успехом. Запишите подробные рассуждения, какие делают по поводу данной пьесы посетители после спектакля и в антрактах.

47. Как выражается публикой осуждение пьесы или ее одобрение?

48. Практикуются ли вызовы?

49. Как ведут себя артисты при вызове?

50. Отметьте, какие словечки, выражения, имена из пьесы получают хождение в публике в качестве крылатых слов.

51. Нет ли в публике стремления к усвоению манер актера?

52. Знакомы ли исполнители сообщаемых вами пьес с литературным театром: драмой, оперой, опереткой, фарсом, цирком, кинематографом?

53. Заметно ли стремление подражать литературному театру?


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!