Последствия грехопадения в природе человека.



В нравственном плане в человеческом естестве можно различать три составляющих — дух, душу и тело, между которыми до грехопадения имели место отношения строгого соподчинения. Дух был устремлен к Богу, душа находилась в подчинении духу, тело было послушным орудием души, и весь материальный мир, являясь как бы продолжением человеческой телесности, подчинялся своему владыке — человеку.

Грех опрокинул эту изначальную иерархию. Дух, разорвав свою связь с Богом, попадает в зависимость от души, отсюда возникает ложная духовность. Душа порабощается телом, здесь — источник страстей. Тело, в свою очередь, оказывается в зависимости от внешнего мира, порабощается вещественным началам мира сего.

Будучи тварным, человеческое естество не способно к бесконечной регенерации. Без благодатной помощи ресурс человеческой природы начинает истощаться, тем самым наше естество становится тленным. Свв. отцы использовали слово «тление» в двух значениях.

Во-первых, тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталости от труда, физической боли и так далее).

Во-вторых, тление (истление) означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы. Следует иметь в виду, что и во втором значении понятие тления может относиться не только к телу человека, но в определенной степени и к душе, хотя последняя и не имеет элементарного состава. Тление души выражается в дезинтеграции присущих ей естественных сил — разума, воли и чувства.

Итогом этого процесса распада является смерть, самое главное и самое страшное следствие грехопадения.

Попущение смерти и изгнание человека из рая, делающее недоступным для него древо жизни, необходимы для того, чтобы не увековечить человека в состоянии духовно-нравственного ничтожества. Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь покаяния.

Следствия грехопадения явственно проявляются и в деятельности высших способностей человеческой души. Человеческий разум омрачается, что, например, находит свое выражение в неспособности различения добра и зла. Ослабевают и познавательные возможности разума, особенно в части, касающейся познания предметов духовного порядка. Сердце оскверняется дотоле неизвестными чувствами: ненавистью, завистью, унынием и др. Воля увлекается противоестественными желаниями и становится удобопреклонной более к злу, нежели к добру.

3. Последствия грехопадения в отношениях между людьми. Грех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчиненность ее составляющих, но также и атомизи- ровал ее. По замыслу Творца человек изначально представлял собой множество лиц, существующих в единстве природы (Быт. 1, 27). До грехопадения Адам и Ева как бы проникали друг друга, составляя единое целое, жизнь одного являлась в то же время и жизнью другого, между ними невозможно было провести четкой внешней границы. Грех рассекает это внутреннее единство человеческого естества. После падения каждая личность замыкается в самой себе, как бы в некоей скорлупе, удерживая за собой осколок, фрагмент некогда общей природы, а других начинает воспринимать как нечто внешнее по отношению к себе.

Таким образом, после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчужденности, подозрительности и вражды.

4. Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком. В силу особого, центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его «частным делом», но явилось поистине космической катастрофой.

В лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос.

В самом общем смысле под грехом понимается всякое, как свободное сознательное, так и не свободное и бессознательное, действие, слово, помышление или сердечное расположение свободно-разумного тварного существа, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона. Грех не является ни природой, ни природным свойством и «сам по себе не существует, поелику он не сотворен Богом». Грех коренится в свободной воле разумных существ, злоупотребляющих бо- годарованной свободой. Свое начало грех имеет в сферах ангельских, «потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). В человеческий род грех вошел через падение прародителей, не устоявших перед искушением диавола, который прельстил их «хитростию своею» (2 Кор. 11, 3).

Первородный грех есть демоническая сила, которая после грехопадения входит в человеческую природу и заступает в ней место, ранее принадлежавшее благодати88. Эта сила, выступающая как закон греха, формирует в человеке противоестественный строй душевной и телесной жизни, разрушая человеческое естество и делая его удобопреклонным ко злу. Освобождение человека от власти этой силы происходит в таинстве Крещения.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!