Единство ипостаси Господа Иисуса Христа. Ипостась Господа Иисуса Христа как Ипостась Бога Слова.



Церковь с самого начала своего существования утверждала, что Христос есть и истинный Бог, и истинный человек, реально различая во Христе две совершенных природы. Но в то же время Церковь исповедывала, что Христос объективно есть единое Существо, единое Лицо, единый индивидуум, единая особь, которую нельзя разделить на части.

Сам Иисус Христос всегда в Евангелии говорит о Себе как о едином Лице. В Евангелии не встречается ни одного выражения, из которого можно было бы заключить о двойстве личностей во Христе.

Человечество Спасителя получает свое бытие не в человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а в Ипостаси Второго Лица Пресвятой Троицы, является воипостазированным в «Ипостаси Слова».

Во Христе есть полная человеческая природа, которая включает в себя человеческое тело, разумную человеческую душу, даже человеческое сознание. Но Тот, Кто обладает этой природой, Тот, Кто через эту природу живет и действует. Кто осознает Себя через эту природу, есть Бог — Второе Лицо Пресвятой Троицы.

Необходимо отметить, что человечество Спасителя ни в какой мере не предсуществовало моменту Воплощения. Это важный догматический момент, на котором особо акцентируют внимание святые Отцы. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Само Слово (Бог Слово) соделалось для плоти Ипостасью. Следовательно, одновременно с тем как образовалась плоть, она была уже плотью Бога Слова. По сему мы и говорим не о человеке Божественном, но о Боге вочеловечившемся»

Православные богословы, начиная со святителя Кирилла исходят из того, что человечество никогда не существовало отдельно. Само свое бытие оно получает в Ипостаси Бога Слова, возникает «внутри» этой Ипостаси. С самого момента своего возникновения, жизнь человечества Христа является всецело содержанием жизни Божественной Личности, Второго Лица Троицы.

Образ ипостасного соединения двух природ во Христе. Значение терминов «неслитно», «неизменно или непреложно», «нераздельно» и «неразлучно». Сущность и краткая история развития ложных учений о Христе (несторианство и монофизитство).

Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах, т. е. апофатически. Существует четыре термина, посредством которых описывается соединение двух природ. Эти четыре термина содержатся в оросе IV Вселенского Собора, хотя, конечно, они не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встречаются уже у святителя Кирилла Александрийского.

 Неслитно . Это значит, что в результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных, оба прибывают в Лице Спасителя, как два различных естества.

Неизменно или непреложно. Это значит, что в результате соединения ни божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохраняет тождественность своих качественных определений.

Нераздельно. Означает, что хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они, тем не менее, не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в Единую Ипостась Бога Слова.

Неразлучно. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т. е. имеет место непрерывное соединение.

а) Учение Нестория

Серьезным этапом в развитии христологии явились несториан- ские споры, которые начинаются в конце 20-х годов V столетия.

Особый акцент в христологии делался на полноте человеческой природы во Христе, при этом совершенство человеческой природы Спасителя подчеркивалась с такой силой, что человечество часто рассматривалось как некий самостоятельный, отдельный человек, во всем подобный нам, который лишь соединен с Божеством некоторой внешней благодатной связью.

Эти идеи особенно ярко проявляются у Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского, живших на рубеже IV и V веков. Учеником Феодора был Несторий.

Несторианские споры начинаются после того, как Несторий был приглашен императором Феодосием II возглавить Церковь в столице империи, занять кафедру архиепископа Константинопольского. Здесь он начал произносить проповеди, в которых ополчился против термина «Богородица», хотя этот термин уже широко распространился и считался неотъемлемой частью Предания. Несторий утверждал, что Марию нельзя называть Богородицей, так как Она родила не Бога, а человека. Наименование «Богородица» Несторий допускал в лучшем случае как некий риторический прием.

б) Полемика с монофизитством в V-VI вв

Халкидонский Собор 451 года также не решил этот вопрос до конца. В оросе Собора имеется некоторая недоказанность. С одной стороны, здесь утверждается личностное единство и личностная самотождественность воплощенного Слова. С другой стороны, в оросе прямо не говорится, как понимать единую Ипостась, единое Лицо, в Которое сходятся две природы. Есть ли это Лицо (Ипостась) Божественное или это есть Лицо (Ипостась), которое возникло в результате соединения двух ипостасей и двух лиц, Божественного и человеческого.

Противниками Собора были монофи- зиты, которые считали себя преемниками великого Кирилла Александрийского и считали, что Собор предал учение святителя Кирилла и в завуалированном виде утвердил несторианство.

Существенной чертой монофизитства является следующее: Христос признается истинным Богом, но не является истинным, совершенным человеком (хотя и может признаваться на словах). Поскольку монофизиты не различали понятий «природы» и «ипостаси», они, утверждая единство природы во Христе, вынуждены были жертвовать полнотой человечества. В монофизитских христологических системах, даже максимально приближенных к Православию, всегда присутствует некоторый момент ассимиляции человечества Божеством. Человечество не является полноценным, не является активным, самодвижным началом


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!