Христианское учение о творении Богом мира. Нехристианские концепции происхождения мира.



Православное догматическое богословие учит, что Бог является Первопричиной, или Виновником, бытия мира. Это означает, что мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге и не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно или случайно.

Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение. Согласно христианскому учению, Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал по Своей воле.

Христианское учение особенно подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу.

Несовместимость дуалистических и пантеистических учений с библейским Откровением обнаруживается прежде всего в том, что, во-первых, они предполагают несовершенство Творца, отказывают Ему в абсолютности, в обладании всей полнотой бытия и совершенства. Во-вторых, вводят в Божественную жизнь понятие необходимости, которая довлеет Самому Богу. В-третьих, эти учения, прежде всего это касается пантеизма, не могут разрешить проблему зла и человеческой свободы.

Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз, причем в неканонической книге.

Существуют косвенные указания Священного Писания на сотворение мира из ничего. В Быт 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен еврейский глагол «бара». В еврейском языке для выражения идеи творения используются два слова: «асан», которое означает «создавать из подручного материала», и слово «бара», которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то подручного материала.

Христианская космология и космогония отличается не только от различных языческих учений о происхождении мира, но и от учений «строго» монотеистических, т. е. ислама и иудаизма, в которых нет учения о Пресвятой Троице. Ни в исламе, ни в иудаизме не уделяется такого большого значения идее творения из ничего.

Учение о творении из ничего имеет огромное духовно-нравственное значение, поскольку лишь оно может быть богословским и философским обоснованием примата бытия личностного над бытием безличным. Только таким образом возможно утвердить ценность личностного бытия, личности человека.

1. Дуализм Название «дуализм» происходит от латинского слова «dualis», что значит «двойственный». Дуализм неоднороден, существуют различные формы этого учения. Классическим примером дуалистического взгляда на творение является, в первую очередь, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится как результат воздействия Божества на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Представителями античной философии, у которых наиболее детально разработано дуалистическое учение о творении, являются Платон (428-348 гг. до Р. Х.) и Аристотель (384-322 гг. до Р. Х.).

В отличие от греческой философии, в восточных учениях, например в персидских и сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое. Примером может служить древнеиранская религия — зороастризм, в которой вся мировая история рассматривается как борьба двух враждебных начал — светлого и темного.

2. Пантеизм Сущность пантеизма () состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм растворяет либо Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки. Наиболее распространенное пантеистическое учение — это учение об эманации (истечении). Наиболее разработано оно в неоплатонизме. Например, у Плотина.

Пантеистическими учениями, в основе которых лежит теория эманации, являются большинство восточных учений: индуизм, брахманизм, даосизм и т. д. Брахманизм учит о том, что в основе мира лежит некое безличное духовное начало, обладающее двумя модусами существования: невоплощенным и воплощенным. Мир, человек являются лишь проявлениями этого духовного начала в его воплощенном состоянии.

Реже встречается учение об имманации. Имманация — это учение, согласно которому мир представляет собой разнообразные проявления во времени и пространстве единой, вечной и абсолютной Божественной субстанции. Примером такого учения может служить философская система Спинозы.

Третий вид пантеистических учений рассматривает мир как саморазвитие некоторого Божественного начала (оно может называться по-разному, например «абсолютная идея»), которое, развиваясь, переходит от низших форм к высшим.

Понятие о Промысле Божием.

Само слово «Промысл» встречается в Священном Писании. В славянском тексте Промысл называется «Божественным смотрением» (Прем 14, 3). Святые Отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Промысл есть Божие попечение о существах».

Определение Промысла Божия: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении о том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, не сливаясь, однако, при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая «над всеми» (Еф 4, 6).

Для христианского миропонимания представление о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений о Боге и Его отношении к человеку.

Первое, что убеждает нас в существовании Божественного Промысла, есть молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире.

Второе — это представление о Боге как абсолютной Личности. Личный Бог Откровений тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он не только все знает, но еще любит и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с Ней миру.

Третий момент, который убеждает нас в существовании Промысла, — это ограниченность мира.

В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино: единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимается как два различных действия.

Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объем- лет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

1. Естественным образ промышления Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим.

2. Сверхъестественным образ промышления Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения тех или иных целей.

15. Понятие об ангелах. Небесная иерархия.

Само слово «ангел» в переводе с греческого буквально означает «вестник» и указывает не на природу как таковую, а на исполняемое служение.

В Священном Писании словом «ангел» называются пророки.

В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи.

В христианском мире бытие ангелов отрицается только крайними протестантами, остальные христианские конфессии признают их бытие. Отрицать то, что сказано об ангелах в Священном Писании, невозможно, поэтому противникам веры в ангелов приходится интерпретировать библейские тексты.

В Священном Писании только один раз прямо говорится о сотворении ангелов: «Ты, Господи, един. Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» (Неем 9, 6). Под воинством здесь следует понимать ангелов.

Точных указаний относительно времени сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах можно встретить, по крайней мере, три мнения относительно происхождения ангелов.

Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Другие Отцы, такие как Феодорит Киррский и Геннадий Массальский, считали, что ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира.

Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. Следовательно, прежде чем сотворен мир с пространством и временем, не могли появиться и ангелы. Некоторые Отцы, в частности блаженный Августин, считали, что ангелы сотворены в первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами.

В Священном Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа. Святой Иоанн Дамаскин определяет ангела как природу разумную, одаренную умом и свободной волей.

Однако несмотря на то что мы называем ангелов духовными и бестелесными, в Священном Писании они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. По толкованию святых Отцов, чувственные образы, в которых являются ангелы, — это их временное состояние, а не выражение их существа. Блаженный Феодорит говорит, что природа ангелов бестелесна, но они принимают образ в пользу видящих.

Говоря о бесплотности ангелов, нужно иметь в виду, что, по учению святых Отцов, бесплотность относительна. Тертуллиан, святитель Василий Великий и многие другие святые Отцы считали, что всему тварному свойственна некоторая вещественность

Ангелы, как существа тварные, и следовательно, ограниченные, в определенной степени зависят от этих категорий тварного бытия. С одной стороны, из Священного Писания видно, что по отношению к свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди.

Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк 20, 36). 2мнения о бесмертии ангелов: по природе или по благодати.

Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу.

Единое святоотеческое мнение, что ангелы не могут творить чудес своей собственной силой. Они творят чудеса только по благодати, которую имеют от Бога.

В действительности мы не знаем, постоянно число ангелов или оно возрастает. Единственное, что мы можем утверждать, — оно не уменьшается.

В непосредственном смысле греческое слово «иерархия» означает «священноначалие», и его можно употреблять, говоря о церковной иерархии, небесной иерархии, но никак не по отношению к светским организациям.

В Священном Писании упоминается девять ангельских чинов, которые были известны уже в древней Церкви.

Высшая иерархия — «епархия», а входящие в нее ангельские чины — это серафимы («пламенеющие»), херувимы («колесницы») и престолы. Средняя иерархия — «метархия», в которую входят господства, силы и власти. И низшая иерархия, не имеющая особого названия, включает в себя начала, архангелов и ангелов.

Наименование «архангелы» употребляется в церковном Предании двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой — особых высших ангелов, которые вообще не входят в иерархию Дионисия Ареопагита. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!