Единосущие лиц Пресвятой Троицы.



Пресвятую Троицу мы исповедаем единосущной и нераздельной, что нашло закрепление и в литургической практике Церкви (начальный возглас утрени).

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Они нераздельно обладают всеми божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Сам термин «единосущный» впервые из христианских авторов встречается у Дионисия Александрийского в середине III века. Затем этот термин был скомпрометирован еретиками-модалистами, прежде всего Павлом Самосатским, монархианами, а затем был введен в христианский лексикон на Первом Вселенском Соборе.

Следует отметить, что встречается этот термин и у нехристианских авторов, у греческих философов, прежде всего у Плотина, у которого тоже имеется учение о троице. Согласно его учению троица также состоит из трех единосущных ипостасей, которые называются у него «единое», «ум» и «душа мира». Эта троица у Плотина представляет собой нисходящую иерархию и проявляется в непрерывной эманации ипостасей, которые переходят одна в другую и друг в друге отражаются.

Само учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в IV столетии в первую очередь благодаря деятельности великих Каппадокийцев — Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Идею единосущия они обосновали путем упорядочения троичной терминологии. По существу, троичная терминология, которой мы пользуемся до сих пор, разработана великими Каппадокийцами. Их заслуга прежде всего состоит в том, что они сумели точно определить смысл троичных терминов: «сущность», «ипостась», «лицо». В античной философии не было различия между понятиями «сущность» и «ипостась»; они обозначали одно и то же.

При этом личность, ипостась, или лицо нельзя мыслить в категориях природы, т. е. это не часть природы, а принцип ее существования, источник динамизма природных энергий, первоначало, из которого природа живет и действует. Личность всецело объемлет природу, заключает ее в себе, будучи сама способной свободно самоопределяться по отношению к ней.

Надо иметь в виду, что в христианском богословии слово «единосущный» может употребляться в двух смыслах. Например, мы говорим, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен всем нам по человечеству. При этом одно и то же слово употребляется в различных смыслах. Все люди тоже между собой единосущны, и каждый человеческий индивидуум является частью вида, т. е. индивидуум как бы делит природу, к которой он принадлежит, индивидуум есть результат атомизации природы.

В Троице ничего подобного нет, потому что там каждое Лицо содержит единую природу во всей полноте. Каждая из человеческих ипостасей содержит (заключает в себе) человеческую природу. Мы говорим, что все люди единосущны между собой в том смысле, что каждая человеческая ипостась, каждая человеческая личность содержит одну и ту же, тождественную природу. Поэтому мы понимаем тождество природы как тождество качественных характеристик природы. Но в то же время каждое лицо есть индивидуум, который отделен от других индивидуумов, каждый имеет свое собственное действие, отличное от действия другого, каждый имеет свои желания, которые не совпадают с желаниями других. В Боге все совсем по-другому. Там единая божественная природа, которая неделимым образом пребывает в каждой из Ипостасей. Каждое Лицо заключает в себе единую природу без всякого ее разделения. Таким образом, единосущие по отношению к Богу обозначает тождество бытия.

Когда мы говорим о единосущии людей, мы тем самым указываем только на тождество качественных характеристик той природы, которой каждый обладает, при этом нумерически все лица являются раздельными. Отсюда, кстати, понятно, почему категорию числа нельзя прилагать к Троице, — потому что считать можно только индивидуумов, а в Троице нет разделения единого существа, поэтому число здесь в этом смысле неприложимо.

Таким образом, Божественная Троица представляет собой в то же время и единицу, ибо триипостасная жизнь осуществляется как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!