Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Св. Троицы в деле спасения человека.



В православном богословии это совещание Божественных Лиц о создании человека получило наименование Предвечного Совета Божия. Само слово «совет» по отношению к предвечному Божественному замыслу о спасении человека встречается в Священном Писании (Деян 2, 23). Следует иметь в виду, что славянское слово «совет» означает «волеизъявление», а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина.

Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность за Свое творение: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, решает в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падшести. Священное Писание говорит, что это решение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира.

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына.

Через Воплощение и искупительную Жертву Сын совершает наше спасение.

Святой Дух усвояет искупленным грешникам заслуги или, лучше сказать, искупительные плоды Жертвы Христовой, и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения.

Господь Иисус Христос как истинный Бог и истинный человек. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству.

Когда мы называем Сына Божия Богом, то имеем в виду, что Он есть Бог в собственном (метафизическом) смысле слова, что Он есть Бог по естеству, а не в смысле переносном (по усыновлению).

Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии человеком и Сыном человеческим. Само выражение «сын человеческий» — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной книге пророка Даниила, которое в Новом Завете применительно ко Христу упоминается около 80 раз.

А) Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом

Со времен Адама все люди рождаются зараженными грехом, все подвержены власти первородного греха. Первородный грех, как порча человеческой природы, удобопреклонность человека ко злу и греху, наследуется каждым человеком от своих родителей. Если бы Христос родился естественным образом, то Он также был бы заражен грехом, но Бог, как известно, «есть свет и нет в Нем никакой тьмы».

Поэтому Христос не мог родиться естественным образом.

Кроме того, если был Христос родился естественным образом, то Он также находился бы под властью первородного греха, а следовательно, был бы и во власти смерти и диавола. В таком случае Он не смог бы и прочих людей освободить от их тирании.

Иными словами, Дух Святой во чреве Марии творчески, не путем последовательного развития, как это бывает при обычном оплодотворении, а мгновенно образовал человеческий эмбрион, который впоследствии уже был способен к самостоятельному развитию.

Б) Иисус Христос есть человек безгрешный

Фактически это отличие Христа от нас по человечеству является следствием первого, ибо безгрешность Спасителя есть следствие сверхъестественного образа Его рождения. Человечество Спасителя получило свое бытие в Ипостаси Бога-Слова, которая сделалась принципом его индивидуализации и сообщила ему способ существования. С момента Воплощения человечество Христово находилось в неразрывном единстве с Божеством. В силу этого Спасителю была свойственна свобода от первородного греха, а значит и совершенная личная безгрешность, так как личные грехи являются следствием греха первородного. За всю Свою земную жизнь Господь не совершил ни одного греховного действия и был свободен от всякой скрытой греховности.

Из того факта, что Господь был свободен от первородного греха и не имел личных грехов, не следует, что Он был свободен от последствий греха первородного, потому что Господь воспринял не природу Адама в его первозданном состоянии, какую тот имел до грехопадения, а нашу природу со всеми последствиями падения для того, чтобы разделив с человеком все последствия его падшести, исцелить наше естество и все условия падшего бытия сделать условиями спасения. С вопросом о подверженности человечества Христа последствиям первородного греха связано появление ереси, которая получила название афтартодокетизма. Возникла она в VI веке, причем первоначально не в православной, а в монофизитской среде. В первой трети VI века имел место ученый богословский спор между двумя крупными деятелями монофизитства — Севиром Антиохийским и Юлианом Галикарнасским.

Сторонников Юлиана называли «афтартодокетами» (от греч. ф9ора — тление, порча), т. е. людьми, которые утверждают призрачность тленности или страдательности человечества Христа. В ответ на это сторонники Юлиана своих противников называли «фтарто- латрами», т. е. теми, кто служит и поклоняется тленному.

Понятие «тление» — подверженность страдательным состояниям. Относительно этого значения и был спор. Подвержено ли тело Христа по человечеству реально тем страдательным состояниям, которым подвергается тело каждого из нас.

У Христа мы признаем наличие безгрешных и непорочных страс - тей, однако во Христе они никогда не приводили к греховным поступкам или состояниям.

По православному учению, с момента Воплощения Господь подвержен всем тем безгрешным страстям, которым подвержен каждый человек.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 761; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!