Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому.



По отношению к Нему Самому:

а) Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком:

Человеческие свойства могут приписываться Христу как Богу. И наоборот, свойства Божеские приписываются Христу как человеку. В богословии это учение получило наименование «общение свойств».

По причине совершенного единения воспринятой плоти и воспри- емлющего Божества имена взаимно заменяются. Так что и человеческое называется Божиим и Божеское человеческим именем. Частный случай «communicatio idiomatum» — это теопасхистские выражения (9e0q — Бог и ластхю — «страдаю»), в которых говорится о Боге как о субъекте страдания и смерти. Во второй четверти шестого века имел место так называемый «теопасхистский спор».

Православное богословие никогда не допускало мысли о страдании во Христе Божеского естества. Одним из свойств Божественной природы является ее бесстрастие, поэтому страдательные состояния Господа Иисуса Христа не могут быть отнесены к Его Божественной природе. Введение в православное богословие теопасхистских выражений требует строгого и недвусмысленного различения между понятиями «природа» и «ипостась».

Различение понятий природы и ипостаси и введение термина «воипостасный» делают возможным в православном богословии те- опасхистские выражения. Можно говорить о Боге как о субъекте смерти и страданий не потому, что подвергалось страданию Божественное естество, но в том смысле, что Бог пострадал плотью, т. е. страданию подвергалась человеческая природа Христа, но эта природа является воипостазированной, т.к. существует в Ипостаси Слова. Поскольку жизнь этой человеческой природы является содержанием жизни Божественной Личности, все то, что претерпевает человеческая природа Спасителя, усвояется, относится к единому Лицу, Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Поэтому страдания Его человечества — это Его собственные страдания. Божественная природа остается бесстрастной, страдает человеческая, но поскольку это человечество есть собственное человечество Бога Слова, можно, не впадая в ересь, усвоять эти страдательные состояния Самому Богу, Сыну Божию, считая Его субъектом страданий во плоти.

Б) Обожение человеческого естества в Иисусе Христе

Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и обогатилась ими, т. е. пришла в состояние обожения. Человеческая плоть, соединившись во Христе с огнем Божества, прибывает отныне таинственно обоженой.

В) Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, как Богочеловеку, подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно

Г) В Иисусе Христе две воли и два действования

VI Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение о двух волях и действованиях во Христе: «Проповедуем также по учению святы1х отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественных действия, нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно, и два естественных хотения непротивоположны1 одно другому, как говорили нечестивые еретики — да не будет. Но Его человеческое хотение не противоречит (буквально не стоит в противоположности), и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению»

25.  Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.

Как известно, не существует природы неипостасной, и божественная природа также не существует вне ипостаси. Не существует Божественного естества вообще, как такового. Оно всецело, хотя и различным образом пребывает в каждой из Ипостасей.

Поэтому, говоря о Воплощении, вовсе не имеется в виду, что безличное Божество соединилось с естеством человеческим. Но Божие естество в одной из Своих Ипостасей все и «всецело соединилось с естеством человеческим»

Отец и Святой Дух, продолжает Дамаскин, ни в каком другом отношении не участвовали в Воплощении Бога Слова, разве только благоволением и хотением. С догматической точки зрения, самое существенное в рассматриваемом нами вопросе — это отношения Второго Лица Пресвятой Троицы к другим Лицам после Воплощения. Отношения Лиц Пресвятой Троицы выражаются нами посредством личностных, или ипостасных, свойств.

Эти свойства являются вечными, как свойства Божии они не могут изменяться. Поэтому догматически важно показать, что после Воплощения отношения между Лицами Троицы не изменились, и после Воплощения Воплотившийся есть Тот же Сын Божий, имен но естественный, а не усыновленный, и человечество в Нем не имеет собственного лица, собственной ипостаси. А раз так, значит Воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого Лица, а во- вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия.

Фактически это есть изложение учения о воипостасности человеческой природы, т. е. человеческое естество не имеет во Христе собственной ипостаси, собственной личности, но единой личностью, единым «Я» Христа является Второе Лицо Пресвятой Троицы, Которое сознает Себя, действует, живет и волит в двух естествах: Божеском и человеческом.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!