Еще одно, последнее сказанье — /И летопись окончена моя



 

Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина  (1799—1837), слова из монолога Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»):

 

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил...

 

Шутливо-иронически: осталось сделать еще немного, совсем мало, чтобы завершить некую работу или литературный труд.

 

Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада

 

Слова немецкого писателя, режиссера и общественного деятеля Бертольда Брехта  (1898—1956) о фашизме и обстоятельствах, его породивших.

Цитируется как напоминание о том, что источник зла не уничтожен, исчезли его проявления, но не причины.

 

Еще раз про любовь

 

Название советского кинофильма (1968), снятого режиссером Георгием Натансоном по сценарию Эдварда Станиславовича Радзинского  (р. 1936), написанному по его пьесе «104 страницы про любовь».

Выражение послужило основой для многих однотипных выражений, например, в названиях газетных статей: «Еще раз про...»

 

Ж

Жалкий лепет оправданья

 

Из стихотворения «Смерть поэта» (1837) М. Ю. Лермонтова  (1814—1841), написанного насмерть А. С. Пушкина:

 

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужных хор,

И жалкий лепет оправданья:

Судьбы свершился приговор.

 

Иносказательно о чьей-либо беспомощной, неловкой попытке оправдаться (неодобр., презрит.).

 

Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется — ни мне, ни тебе

 

Из стихотворения «Железная дорога» (1864) Я. А. Некрасова  (1821 — 1877). Иносказательно: сожаление о том, что не придется увидеть воплощения неких прекрасных перспектив (шутл.-ирон.).

 

Жвачка для глаз

 

С английского: Chewing gum for eyes.

Приписывается американскому политическому деятелю Д. Брауну, а также архитектору А. Райту.

Иносказательно: (обычно о телевидении) скучное, бессмысленное зрелище (презрит., ирон.).

 

Жди меня, и я вернусь

 

Из одноименного стихотворения (1941) поэта Константина Михаиловича Симонова (1915—1979), которое он посвятил своей жене, популярной советской киноактрисе тех лет Валентине Серовой:

 

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

 

 

Желание — отец мысли

 

Из пьесы «Генрих IV» (1597—1598) Уильяма Шекспира  (1564—1616) (ч. 2, действ. 4, явл. 4).

В русскую культуру фраза попала как крылатое выражение из немецкой литературы и прессы, поэтому в дореволюционной России это выражение часто цитировалось по-немецки: Der Wunsch ist der Vater des Gedankens.

Иносказательно: тот, кто действительно хочет найти решение задачи, найдет его.

 

Желающего судьба ведет, не желающего тащит

 

С латинского: Ducunt volentem fata, nolentem trahunt  [дукунт волентэм фата, нолентэм трахунт].

Слова римского философа-стоика Сенеки  (Луций Анней Сенека Младший, ок. 4 — 65 н. э.).

Иносказательно о необходимости быть хозяином своей судьбы, ставить перед собой цели и добиваться их, а также понять свое предназначение в жизни и следовать ему сознательно (именно тогда человек станет хозяином своей судьбы и жизни).

 

Железная леди

 

С английского: The iron Lady.

Из английской газеты «Санди тайме»  от 25 января 1979 г., где таким образом перевели словосочетание «железная дама» из советской газеты «Красная звезда».

19 января 1976 г. Тэтчер (тогда лидер консервативной оппозиции) в одном из своих выступлений заявила, что «русские стремятся к мировому господству». На это в газете Министерства Обороны СССР «Красная звезда» последовал отклик — статья военного журналиста капитана Юрия Гаврилова  под названием «Железная дама» стращает...» (24 января 1979 г.). Автор писал, что «железной дамой» «именуют ее (Тэтчер. — Сост.)  в ее собственной стране». Эту статью процитировала «Санди тайме», переведя «железную даму» как «железную леди» («The iron Lady»).

На самом деле в Великобритании Маргарет Тэтчер (р. 1925), известную своим жестким прагматизмом и волей в реализации своих политических решений, изначально назвали иначе. 5 февраля 1975 г. журналистка Марджори Прупс (р. 1911) опубликовала в лондонской газете «Дейли миррор» статью, которая была посвящена М. Тэтчер и называлась «The Iron Maiden» («Железная дева» — от немецкого «Eiserne Jungfrau»). В Нюрнберге XVII в. так называли орудие пыток в виде железного ящика, утыканного изнутри стальными шипами.

Но прижилось другое прозвище — советско-английского происхождения, и им охотно пользовалась сама М. Тэтчер. Так, свою избирательную кампанию 1979 г. она уже вела под лозунгом «Британии нужна железная леди» («The iron Lady»).

Шутливо-иронически о решительной, непреклонной, волевой женщине.

 

Железная пята

 

Название романа (1907) американского писателя Джека Лондона  (псевдоним Джона Гриффита, 1876—1916).

Иносказательно о принуждении, подавлении, гнете со стороны кого-либо («быть под железной пятой диктатуры» и т. п.). Часто употреблялось в советской публицистике («страдания трудящихся под железной пятой капитала» и т. п.).

 

Железный занавес

 

Der eiserne Vorhang  (нем.), the iron curtain  (англ.), le rideau de fer  (фр.).

Этому выражению дало жизнь использовавшее ранее в театре приспособление — железный занавес, который, чтобы уберечь зрительный зал от огня, опускали на сцену в случае возникновения на ней пожара. Это было весьма целесообразно в эпоху, когда на сцене для ее освещения вынуждены были употреблять открытый огонь — свечи, масляные светильники и т. д. Впервые такой железный занавес стал употребляться во Франции — в городе Лионе в конце 80-х — начале 90-х гг. XVIII в.

Вскоре это словосочетание стало употребляться и в переносном смысле как обозначение изоляции какой-либо страны, жесткого политического или идеологического барьера между народами. В СССР это крылатое выражение устойчиво ассоциировалось с именем бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, который, выступая 5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже в г. Фултоне (штат Миссури, США), заявил, имея в виду политические итоги Второй мировой войны, что «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился «железный занавес». В советской публицистике было принято считать, что именно эта речь положила начало «холодной войне» между СССР и Западом.

Но У. Черчилль был не первым, кто употребил это выражение в подобном контексте. Министр пропаганды фашистской Германии Йозеф Геббельс в статье «2000 год», напечатанной 23 февраля 1945 г. в журнале «Das Reich» сделал своего рода футурологический прогноз. Он утверждал, что если Советский Союз одержит победу в войне, то он отгородит «железным занавесом» Восточную и Юго-Восточную Европу от остальной ее части.

Что касается СССР, то еще до Второй мировой войны это выражение было здесь хорошо известным и широко употребительным — именно в переносном смысле. Так, советский писатель Лев Никулин опубликовал (13 января 1930 г.) в «Литературной газете» статью под названием «Железный занавес», где писал: «Когда на сцене пожар, сцену отделяют от зрительного зала железным занавесом. С точки зрения буржуазии в Советской России двенадцать лет кряду длится пожар. Изо всех сил нажимая на рычаги, там стараются опустить железный занавес, чтобы огонь не перекинулся в партер... Буржуазия пытается опустить занавес между Западом и нами».

Но еще раньше это выражение было использовано писателем Василием Розановым (1856—1919) в его работе «Апокалипсис нашего времени» (1917):

 

«С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес

— Представление окончилось.

Публика встала.

— Пора надевать шубы и возвращаться домой.

Оглянулись.

Но ни шуб, ни домов не оказалось».

Иносказательно: 1. Полная политическая изоляция страны, обусловленная идеологическими и политическими барьерами между данным государством и его окружением; символ политики самоизоляции, которая проводилась руководством СССР в целях ограждения населения страны от «тлетворного влияния Запада» (неодобр.).

 

Железом и кровью

 

Слова «железного канцлера» Пруссии и Германии Отто Эдуарда Леопольда Бисмарка  (1815—1898), объединителя Германии. Он говорил неоднократно, что «не речами и постановлениями большинства решаются великие современные вопросы — это была ошибка 1848 и 1849 годов, — а железом и кровью» (из выступления Бисмарка на собрании бюджетной комиссии палаты депутатов в сентябре 1862 г.).

В данном случае речь шла о борьбе с внешними врагами страны, которым появление единой, сильной Германии было, естественно, невыгодно. Именно имея в виду войну с внешним врагом, с Австрией, которая была противницей германского единства, Бисмарк и сказал в середине 50-х гг. XIX в.: «Не словами, но кровью и железом будет объединена Германия» (История дипломатии. Т. I. Под ред. В. П. Потемкина. М.).

Впоследствии Бисмарк видел в военной силе не только условие объединения Германии, но и главный, единственно реальный ресурс для проведения сильной внешней политики страны. В январе 1886 г. на заседании палаты депутатов он повторил свою любимую мысль: «Дайте в руки прусскому королю возможно большую военную силу, иными словами — возможно больше крови и железа, тогда он сможет проводить желательную вам политику; политика не делается речами, стрелковыми празднествами и песнями, она делается только железом и кровью».

Сам же образ — «железо и кровь» — встречается еще в античной литературе, например, в «Декламациях» римского ритора Марка Квинтилиана (I в. до н. э.).

Иносказательно о решении сложных внутриполитических и межгосударственных вопросов при помощи вооруженной силы, насильственных действий, войны и террора.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!