Первый Учитель. История знакомства и учебы



Ничего этого я не слышала, хотя со всем этим «умно» соглашалась.

И вдруг меня неожиданно обозвали некрасивой, не­воспитанной и с дурными привычками, и все это сказал мне мальчик, мнение которого для меня было очень важ­ным. И вдруг неожиданно украли что-то из моих вещей, все в них перерыв. И, в довершении ко всему, когда я и без того уже не ходила к Анне Григорьевне вечера два, про­изошло то, что не имело ко мне прямого отношения, но потрясло меня совершенно: утонул человек, который, по всем моим представлениям, заслуживал счастья. Утонул, спасая мальчишку, которого все терпеть не могли; а тот даже не опечалился по этому поводу.

Внутри меня все взорвалось. Я заговорила «скоро и быстро, потому что с болью». Я «забыла, потому что за­путалась». «Проясняющие удары» показались мне громом среди ясного неба и разбили, как мне казалось, все мои труды разом. Я отказалась от всего. Тут же. Я сказала, что жизнь невозможна, невыносима, а Анна Григорьевна все равно также слепа, как и все остальные, за немногим от­личием. И так же, конечно, беспомощна и несчастна. Просто ей давно уже не доставалось от жизни. И с меня хватит. И, вообще, я ухожу.

«Однако же я вот уже два часа выслушиваю и выслу­шиваю, что ты все уходишь и уходишь. Говорят много и с болью только тому, в ком нуждаются. Конечно, я тоже слепа и беспомощна. Но для тебя, видимо, это не совсем так, раз ты так горячо убеждаешь себя и меня в этом. И в жиз­ни, действительно, есть то дождь, то солнце. Но даже если от дождя не знаешь где укрыться, его можно и просто пе­реждать.

Посмотри - ты уже выдохлась. А сколько было в тебе слов и горя, пока ты шла сюда? И вот что-то уже прошло в тебе.

Действительно, нет ничего постоянного и надежного в этом мире. Но разве я тебя учила тому, что оно есть? И разве это так плохо в применении к несчастью?


______________ 16

Психология восприятия и осознания

Я никогда не обещала тебе полную защиту. Ты вооб­разила ее сама. Учиться придется долго. Всегда».

«Но как же тогда учиться? С чего-то же нужно начать? На что-то нужно ориентироваться?»

«Это тоже правда. Важно все. И все есть сейчас. И все имеет на тебя право. Нам придется иметь это в виду. Но за­няться этим всерьез, у нас пока не получится. Мы с тобой обе уже имеем в виду, например, что ты - особа вспыль­чивая. Это твой характер. Мы будем с эти считаться, но исправить это сразу и вообще - невозможно. Да это и не требуется пока. Это желательно, но не обязательно. Это плохо, но терпимо.

А не выдерживает никакого терпения на данный мо­мент твоя капризность - всего лишь одно из проявлений твоей вспыльчивости. Но это сейчас СУЩЕСТВЕННО, потому что делает невозможным всякое прямое обраще­ние к тебе и грозит крупными неприятностями, и это не­выносимо уже для самого твоего пути.

Пока есть то, что ждет своего часа, что желательно бы, но не обязательно сейчас исправлять в тебе, у тебя есть путь. Его можно назвать путем ТРУДНОСТЕЙ, путем про­блем. Не будешь принимать это как путь, не будешь иметь их в виду при решении проблем самых конкретных, не терпящих отлагательств, - никогда не сумеешь подняться над ними. Они не будут давать тебе ни отдыха, ни пере­дышки. Ты никогда не узнаешь праздника, не узнаешь сво­боды от них. А без знакомства со свободой, хотя бы вре­менного, невозможно вступить на путь развития своих достоинств - путь гораздо более высокий и радостный. И ты даже и подразумевать не будешь о его существова­нии, если не научишься за конкретной проблемой видеть большее.

Но если не научишься в этом большом несовершен­стве своем выделять необходимые и своевременные для исправления частности, - то, с чем именно сейчас ты дол­жна и можешь справиться, - можешь опуститься на путь более низкий, путь тяжелый или путь НЕПРИЯТНОСТЕЙ.


17

Первый Учитель. История знакомства и учебы

Жизнь будет уже не предлагать тебе возможность конкрет­ных действий, а заставлять тебя действовать конкретно.

Вынужденные изменения происходят именно при не­приятностях. И неприятность есть вовремя не решенная проблема. Но и здесь у тебя есть свобода выбора: действо­вать - или нет. Вовремя не разрешенная неприятность ста­новится горем, то есть неприятностью непоправимой. Горе лечит уже одно только время.

Какую практическую ценность и узнаваемость сказан­ному в жизни мы можем дать сейчас твоему «крепкому» рассудку, чтобы он согласился с этим раз и навсегда, что­бы он снова стал нам помощью? На чем мы его подловим на этот раз?

Существует закон подобия по форме. Это он прежде всего объединяет существенное и «вообще», не дает нам решать что-то одно и только одно, и в тоже время позво­ляет изменить все разом. Главное - перейти невидимую черту, перенести вес силы на «вообще». Чем больше рас­стояние между существенным и тем, что сумел охватить еще из подобного, тем более неявная связь между ними, тем более будет походить результат изменения на чудо, тем более он будет ощущаться и по силе, и по времени. Мгно­венно и сильно, или медленно и малоощутимо - все зави­сит от широты охвата проблемы. Но центр у нее должен быть ясный, осязаемый рассудком.

Рассудок привык взаимодействовать с формами, а не со смыслом. По форме проблема подобна ЗАДАЧЕ. Основ­ные характеристики задачи - ее конкретность, своевремен­ность и доступность. Задача должна быть ясной, иметь достаточный запас времени для исполнения и вызывать в человеке прилив необходимых сил.

Ты не сможешь теперь не видеть в себе и в других, что человеку действительно плохо, только пока ему плохо «вообще». Стоит ему определить конкретные границы этого плохого, выделить в нем существенное на данный момент, и ему станет легче. И чем более плохое обретает форму конкретной проблемы и становиться задачей сегодняшне-


______________ 18


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!