Принцип аналогии веры и аналогии Писания



 

Сходные мысли содержатся и в послании Иакова: «Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих». (Иак.1:9–11)

 

Иаков недвусмысленно пишет о том, что в церкви существует социальное неравенство. И такое положение может для кого‑то стать искушением. Но искушение нужно переносить стойко.

 

Иаков, как бы даёт повеление: правильно оценивай свое положение перед Богом.

 

Брат Господень приводит жизненную ситуацию‑пример. В церкви есть братья богатые, а есть бедные. Почему это не повод роптать, устраивать в церкви революцию и все насильственно делить? Почему надо радоваться даже социальному неравенству?

 

Во‑первых, бедный деньгами ближе к Богу. Он может и должен хвалиться своей высотой. У него нет того, что дают люди. У него есть только то, что даёт Бог.

 

Во‑вторых, богатый дальше от Бога. Ибо то, ради чего он тратит большинство своего времени, скоро окажется никому не нужно, прейдет, как цветок на траве. А также он сам находится в постоянной опасности духовного увядания.

 

Преимущество Божьих даров перед человеческим богатством – довольно частая тема в Писании. Слово Божье лучше тысяч золота; лучше быть бедным, но благочестивым и т. п. Мы без труда найдем немало текстов на подобную тему.

 

Принцип ясности Писания

 

Но самое главное доказательство лежит на поверхности. Похоже, что богатых христиан в ранней церкви было меньшинство. Это был довольно редкий вид, среди которых ещё реже встречались люди выскодуховные и совестливые.

 

Павел пишет не богатым христианам, но Тимофею, призывая его воспитывать богатых, обуздывать их естественные склонности. Поэтому он точно не пытается оправдать роскошь и безудержный гедонизм, свойственный некоторым богачам. Он не желает успокоить богачей. Напротив, он слишком хорошо понимает другие искушения, свойственные богатым.

 

Совестливый богач – редкость. Большинство людей, сколотивших большие состояния, сделали это благодаря своей экономности, скуповатости, расчётливости и жестокости.

 

Павлу, наверняка, были известны слова Моисея: «Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него…» (Втор.28:54)

 

Тимофею, наверняка, была известна притча Христа о богаче и Лазаре. Возможно, что послание Иакова также было известно получателю послания Павла, особенно этот текст: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам». (Иак.5:1–6)

 

Так что ясно читаемой целью автора становится не поощрение и не утешение богатых, но увещание таковых. Кстати, греческий глагол тут довольно суров – παραγγέλλω – приказывать, заповедовать, повелевать, наставлять, увещевать.

 

Поэтому 17 стих не служит оправданием неуёмной страсти к наслаждениям. Любостяжание – по‑прежнему сходно с грехом идолослужения.

 

Однако, если богатый имеет правильный характер и правильно распоряжается своим богатством, то он может познать истинное наслаждение.

 

Вывод

 

И богатый, и бедный могут и должны наслаждаться всем тем, что даёт им Бог. Пользоваться этим нужно с мудростью и любовью к окружающим.

 

Хорошо, если какой‑то брат имеет дорогую машину или хороший дом. Замечательно, если у кого‑то есть возможность отдыхать за границей, оплачивать обучение своих детей и даже слегка баловать свою семью.

 

Завидовать чужому богатству – грех. Лучше возблагодарить Бога за то, что Он дал брату такое благословение.

 

Но и жадничать, высокомерничать и служить маммоне также никому не позволено.

 

Грань тут тонка. И каждый богатый должен сам почувствовать, где именно она проходит.

 

Хорошо, когда богатый наслаждается плодами своего труда и помогает тем, кто был менее успешен в жизни. Хорошо, когда небогатый довольствуется тем, что обильно дал ему Бог для вкушения, использования и наслаждения.

 

Потому что важно не наше наслаждение, не наша потребительская способность, но наши отношения с Богом. Мы живём не для наслаждений, но для Бога и ближних.

 

Поступая так, хорошо сделаем.

 

Помоги, Господи!

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!