Глава 13. О каком наслаждении говорит апостол Павел в 1 Тим. 6:17?



 

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения. (1Тим.6:17)

 

Исследуемый стих – это только часть абзаца, начинающегося в 17‑м стихе и заканчивающегося в 19‑м.

 

Никто не спорит по поводу главной мысли этого абзаца. Всем понятно, что апостол Павел призывает богатых христиан к жертвенности. Однако последняя фраза 17 стиха затрагивает важный морально‑этический вопрос: «Не грешно ли, когда одни христиане наслаждаются благами, недоступными большинству других христиан?»

 

У современных богатых учеников Иисуса нередко есть некое чувство вины. Они подчас испытывают угрызения совести, пользуясь материальными благами, недоступными большинству «обычных» членов церкви.

 

17 стих на первый взгляд даёт некое утешение человеку, который может просто насладиться плодами своего богатства.

 

Формулировка вопроса

 

Так о чем же говорит апостол? Даёт ли он позволение богатым искать наслаждения в своём богатстве?

 

Давайте попробуем разобраться.

 

Возможные варианты толкования

 

Бог дает богатым христианам всё необходимое для их наслаждения.

Это самая распространенная точка зрения.

 

Её придерживаются Мэтью Генри, А. Дуэйн Лифтин, Дж. МакАртур.

 

Сторонники этой точки зрения ссылаются на параллельный текст:

 

Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его. (Еккл.5:17–19)

 

Однако, мы знаем, что книга Экклесиаста представляет собой попытку поставить грандиозный эксперимент – найти что‑то ценное и достойное внимания во вселенной без Бога. Приговор Проповедника неутешителен – всё суета. Поэтому и наслаждение богатством представляется ему хорошим только, если посмертная участь человека – небытие и забвение.

 

Поэтому, с нашей точки зрения, некорректно ссылаться на Экклесиаста, как на текст, однозначно оправдывающий безграничное наслаждение богатством.

 

Мы согласны с этими толкователями только в том, что само по себе наслаждение – это не грех. Желать себе радости – не только хорошо, но прямо заповедано Богом.

 

Однако, думается нам, что авторский замысел здесь несколько иной.

 

Бог дает богатым христианам всё необходимое для всех остальных христиан.

Эта точка зрения хорошо увязывается с общим призывом апостола к богатым христианам, Бог повелевает им быть щедрыми и не воспринимать богатство только как личную собственность.

 

Толкователь, придерживающийся этого взгляда, акцентирует тот факт, что апостол Павел использует местоимение первого лица «нам», а не третьего «им» (т.е. богатым).

 

Однако, похоже, что апостол просто обобщает. Местоимение «нам» указывает на широкий, обобщённый круг лиц, частью которого являются как богатые, так и бедные. То есть Павел не противопоставляет «нас» и «их», но включает «их» в понятие «мы».

 

Апостол Павел противопоставляет два типа богатства: богатство человеческое и то, что дает Бог.

Иными словами, хотя общий контекст говорит о том, как богатые должны относиться к своему богатству, как правильно им распоряжаться и какими качествами характера должен обладать богатый христианин, но всё же конкретно конец 17 стиха вообще не говорит об имуществе богатых. Речь идет о том, что Бог даёт всем людям. По контрасту с тем, что некоторые люди дают (зарабатывают) для себя сами.

 

…Хорошо сказал: «в настоящее время», потому что есть и иные богатые – в будущем веке. Это заповедует он, зная, что ничто так не возбуждает надменности, гордости и высокомерия, как деньги. Потом тотчас смиряет их, говоря: «и уповали не на богатство неверное», потому что от него рождается гордость, между тем как надеющийся на Бога не превозносится. Что ты надеешься на вещь, которая внезапно проходит, – а таково и есть богатство? И как ты надеешься на то, на что нельзя полагаться? Каким же образом, скажешь ты, они могут быть невысоко‑мерными? Если увидят, что оно непостоянно и нетвердо; если увидят, что надежда на Бога больше всякого богатства; если увидят, что и его самого виновник есть Бог. «Но на Бога живаго», –говорит, – «дающего нам все обильно для наслаждения». Хорошо сказал: «все обильно», указывая на перемены времен года, на воздух, свет, воду и все прочее. Видишь ли, как обильно и с какою щедростью доставляет Он нам все это?

Иоанн Златоуст

 

Похоже, что Баркли тоже придерживается этой точки зрения.

 

Таким образом, третья точка зрения может быть выражена знаменитым высказыванием одного из вождей североамериканских индейцев: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

 

Деньги в 17 стихе противопоставляются простым и ясным благословениям Божьим – солнцу, воздуху, пище и воде.

 

Выбранное решение вопроса

 

Нам представляется верной третья точка зрения. И вот какими принципами мы руководствовались при выборе.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!