Глава 14. Какая смерть имеется в виду в Рим. 5:12?



 

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. (Римлянам 5:12)

 

Никогда не думал, что этот текст будет представлять трудность для кого‑нибудь из евангельских христиан.

 

Поэтому я ужаснулся, когда в одном из интернет‑обсуждений шестоднева наткнулся на совершенно странную точку зрения о том, что преступление Адама принесло в мир только духовную смерть – отделение от Бога. А смерть физическая, дескать, существовала и раньше. И, якобы, была одним из условий теистической эволюции (т.е. процесса творения мира через эволюционные преобразования).

 

От неожиданности я даже не стал отвечать. Настолько нелепым показалось мне это толкование.

 

Но я решил не торопиться, дать чувствам остыть, и потом по трезвом размышлении исследовать наш внезапно оказавшийся трудным для понимания текст.

 

Формулировка вопроса

 

Итак, какая именно смерть вошла в мир после греха Адама?

 

Мы не станем тут подробно касаться смежных вопросов шестоднева и толкования Адама, как не исторической фигуры, а некоего абстрактного собирательного образа всего человечества (видимо, теистические эволюционисты понимают под Адамом – некоего кроманьонца, или даже общность кроманьонцев).

 

Сосредоточимся на смерти.

 

Из классической христианской хамартиологии нам известны три вида человеческой смерти:

 

* Смерть духовная – разделение человека с Богом.

 

 

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… (Ефесянам 2:1)

и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены… (Ефесянам 2:5)

 

 

* Смерть биологическая (физическая) – прекращение жизненных процессов в организме, разделение тела и души (духа). Вопросы дихотомии и трихотомии мы тоже тут затрагивать не станем.

 

 

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (Екклесиаст 12:7)

…тело без духа мертво… (Иакова 2:26)

 

 

* Смерть вечная – закрепление состояния смерти духовной навсегда, т.е. вечное разделение человека с Богом.

 

 

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откровение 21:8)

 

Некоторые богословы еще выделяют смерть нравственную, как прямое следствие смерти духовной: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью». (Ефесянам 4:17–19)

 

Однако, мы должны сказать, что тщательное изучение Библейского текста приводит нас к выводу. Что первые читатели Библии не проводили такого чёткого разделения между биологической, духовной и вечной смертью. Скорее смерть воспринималась как комплекс последствий связанных с отделением от Бога, которые хотя и происходят не одновременно, но всё же имеют одну общую причину – грех: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Римлянам 6:23)

 

Возможные варианты толкования

 

Грех Адама принес в мир только духовную и вечную смерть, но не биологическую.

 

С этой точки зрения человек был изначально сотворён смертным в биологическом смысле этого слова. Адам и Ева должны были бы умереть физически и без грехопадения. Умерев физически, они могли обрести духовные тела и попасть «на небеса» к Богу, так как были невинны. Но смерть и распад живых организмов были заложены в самом творении.

 

Этой точки зрения придерживались некоторые пелагианские богословы. Похоже, что эту точку зрения отразил в некоторых своих произведениях прекрасный христианский писатель К. С. Льюис (по крайней мере, его фантастическое произведение «За пределы безмолвной планеты» рисует мир существ, не знавших грехопадения, но всё же познавших физическую смерть).

 

Эта точка зрения базируется на двух «аргументах»:

 

Первый гласит: Если физической смерти не было до грехопадения, значит прав был не Яхве, а змей, сказав: «Нет, не умрёте…» Ведь слова Бога: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:17), – не сбылись в тот же день.

 

Однако, этот «аргумент» не работает, так как во‑первых, разбивает древнюю концепцию единой смерти – отделения от Бога.

 

Кроме того, сторонники противоположной точки зрения и не спорят, что Адам и Ева умерли в день грехопадения духовно. Но в тот же день и физическая смерть вошла в мир и стала действовать в телах Адама и Евы. Они уподобились ветке, отсеченной от дерева. Такая ветка сначала выглядит, как живая. Но она уже отсечена от источника своей жизни. Пройдёт немного времени, и листья пожухнут, свернутся в трубочку и рассыплются в труху.

 

Смерть духовная вполне способна повлечь за собой физическую смерть. Так что никакого противоречия со словами Яхве тут нет.

 

Другой «аргумент» заключается в кажущемся противоречии: если физическая смерть – есть результат греха, то как мог умереть безгрешный Христос? Однако это объясняется просто: Христос взял на Себя все наши грехи и умер, сделавшись буквально грехом вместо нас (2 Коринфянам 5:21). Он не должен был умирать, но приняв наши грехи на Себя, сделался способен к смерти физической.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!