Вечный грех – это сознательное противление спасающему действию Духа Святого. Оно может быть присуще, как верующим, так и неверующим.
Таким образом, третья точка зрения являет собой объединение первых двух, не усматривая противоречий между ними.
Разновидностью этой точки зрения является убежденность, что непростительный грех – это нежелание каяться в грехах.
Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние.
Августин Иппонский, Проповеди
Выбранное решение вопроса
Нам представляется наиболее убедительной третья точка зрения.
К подобному выводу мы приходим на основании следующих герменевтических принципов.
Принцип грамматики и лексического анализа
Мы должны признать, что Христос не уточняет, что Его слова относятся исключительно к фарисеям или исключительно к ученикам Его.
Напротив, мы видим, что это предупреждение носит универсальный характер. В 28 стихе говорится о том, что аудиторией этого предупреждения являются «сыны человеческие» (τοις υιοις των ανθρώπων).
Местоимение же ος (который) из 29 стиха также относится к одному из этих сынов человеческих.
Интерес для нашего толкования представляет форма глагол «похулит». Это греческое слово βλασφημήση̣ – аорист сослагательного наклонения (конъюнктива). Аорист в данном случае указывает не на время глагола, а на его завершенность. В русской грамматике такого рода понятия выражаются глаголами совершенного вида.
|
|
Таким образом, формально здесь не говорится о продолжающихся действиях, происходящих несколько раз в жизни человека. Здесь рассматривается одно отвержение, которое делает грех вечным. Видимо, речь идет о реакции человека на последнее Божье предупреждение и призыв к покаянию. Подобно тому, как долготерпение Господа по отношению к Иезавели Фиатирской было не бесконечно: «И Я дал ей время, чтобы она покаялась, но она не хочет покаяться…». (Откровение 2:21, пер. Кассиана)
Само же выражение «грех вечный» встречается в Новом Завете только один раз. Хотя слово «грех» (ἁμαρτία) встречается в Библии 357 раз, а слово «вечный» (αἰώνιος) только в Новом Завете – 70 раз.
Слово «вечный» везде в Новом Завете означает атрибут бесконечно длящегося состояния или понятия: «жизнь вечная», «наказание вечное», «огонь вечный», «осуждение вечное» и т. д.
Наверное именно поэтому в целый ряд рукописей Нового Завета вкралась замена слова «грех» на слово «осуждение». Тем не менее наиболее авторитетные рукописи (синайский, ватиканский кодексы, а также ряд других) содержат именно слово «грех». Таким образом, мы можем быть уверены, что речь идет о грехе, который «растягивается» на всю вечность. Т.е. это грех, имеющий вечные последствия для согрешившего.
|
|
Однако ничто не указывает нам, что эти грехи могут совершить только верующие или только неверующие.
Принцип литературного контекста и авторского замысла
Литературный контекст и авторский замысел также оставляют без внимания наш спор о статусе согрешающих.
Кажется, что Иисуса и Евангелистов волнуют несколько иные вопросы, а именно вопросы отвержения Божественности Христа.
Противопоставление Сын – Дух, это не противопоставление Ипостасей Святой Троицы. (Иисус не имеет в виду, что можно хулить Бога‑Сына, главное не хулить Бога‑Духа Святого, а про Бога‑Отца тут вообще не говорится).
Противопоставление тут иное – Если вам не нравится человек по имени Иисус из Назарета, это еще было бы ничего. Но беда в том, что вы не принимаете Духа Божьего, Который на этом Сыне Человеческом. Если бы вы хулили только человека Иисуса, то это было бы простительно, но вы хулите Бога, ставшего Человеком – это непростительный грех.
|
|
Бог сообщает нам «…о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по Духу Святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем…» (Рим.1:3,4).
Совершенно ясно, что Христа интересует не только частный случай, когда фарисеи приписали действие Божье князю бесовскому.
Марк даже вообще опускает слова о хуле в адрес Сына Человеческого. Его интересует только отвержение Бога. Господь произносит нечто вроде каламбура: всякий грех может быть прощен кроме того, который быть прощен не может.
Все грехи можно простить, если ты в состоянии попросить прощения. Но нельзя простить человека, который прощения не желает и считает, что он в прощении не нуждается.
Но тут мы подходим к самому интересному. Оказывается, что грех отвержения Бога является актуальным, как в жизни верующих, так и в жизни неверующих.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!