Глава 12. Что значит «вечный грех» в Мар. 3:29?



 

Маленькая деталь, которую добавляет Марк, к известному высказыванию Иисуса о хуле на Духа Святого, звучит в дословном переводе с греческого, как «виновный вечного греха». В известном русскоязычному читателю варианте синодального перевода содержится фрагмент из манускриптов византийского корпуса текстов – «вечному осуждению».

 

Формулировка вопроса

 

Мы неоднократно встречались с различными толкованиями этих слов Иисуса. Фразы о хуле на Духа Святого содержатся во всех синоптических Евангелиях. Строгость и исключительность этих предостережений заставляют серьезно задуматься над значением слов Спасителя. Однако не все христиане подходят к толкованию этого текста с должной серьезностью.

 

Нам известны случаи, когда представители пятидесятнического движения грозили членам баптистских церквей вечным осуждением за то, что те позволяли себе усомниться в Божественном происхождении феномена пятидесятнической глоссолалии.

 

Известны случаи, когда искренние христиане впадали в депрессию, решив, что они уже похулили Духа Святого.

 

Разномыслия также касаются вопроса: кто может согрешить таким образом – верующий или неверующий?

 

Имеет смысл также поинтересоваться, что именно означает странная фраза «вечный грех».

 

Как видите в данной статье нам предстоит охватить довольно широкий круг тем и смыслов. Но с Божьей помощью мы попытаемся это сделать.

 

Возможные варианты толкования

 

Грех хулы на Духа Святого – это сознательное и продолжающееся отвержение Евангелия неверующими людьми.

 

Действительно, фарисеев (а именно к ним обращена речь Иисуса) трудно назвать возрожденными христианами. Исходя из этого факта многие толкователи считают, что вечным грехом является сознательное отвержение Евангелия на протяжении всей жизни неверующего человека.

 

Вот содержание предостережение: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления (пренебрежительные слова; подразумевается, в адрес Бога), за исключением хулы на Духа Святого. Судя по контексту, Иисус имел в виду не отдельные слова или действия людей, а их враждебное отношение к Богу, выражающееся в отвержении Его спасающей человека силы, которая действует в Личности, помазанной Духом Святым, т. е. в Нем – в Иисусе Христе. Такое отношение вызывается упорным желанием оставаться во мраке даже и тогда, когда свет истины осиял человека (см. Иоан. 3:19). Упорство это и сознательное неверие могут настолько ожесточить сердце его, что потребность в покаянии, а соответственно – и прощение (источником того и другого является Дух Божий) окажутся невозможными для него. Такой человек подлежит …вечному осуждению (ср. Мат. 12:32). Примером этого может служить Иуда Искариот (см. Мар. 3:29; 14:43–46).

 

Джон Д. Грассмик. Толкование на Евангелие от Марка.

 

***

Человек, который испытывает раскаяние, т.е. отвращается от грехов, в которых повинен, не страдает очерствением сердца и, следовательно, не совершает греха, который Бог может счесть не подлежащим прощению. Все, кто рожден свыше, не могут совершить непрощаемый грех, поскольку они движимы Духом, а Бог не может разделиться в Себе и действовать против Себя (1 Ин 3:9).

 

Новая Женевская Библия. Грех, не имеющий прощения. Статья

 

Вечный грех – это отступничество от Бога верующих, однажды просвещённых силою Духа.

 

Сторонники этой точки зрения напирают на тот факт, что похулить невозможно ту личность, с которой у тебя нет отношений. В этом смысле фарисеи представляются нам хотя и не рожденными свыше христианами, но всё же людьми, познавшими силу Духа Святого, Который говорил через пророков и во времена Ветхого Завета. И уж конечно с этой точки зрения подобный грех совершают те, христиане, что отрекаются от веры в Христа.

 

…я полагаю, что человек, будучи причастным слову и разуму, если перестанет жить разумно, то поступит невежественно и глупо, и потому может быть прощен. Однако если уже был достоин стать сопричастным Духу Святому и внезапно отступает от Него, то это и будет означать хулить Духа Святого.

 

Ориген, О началах.

 

***

 

Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в ветхом завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мной по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому‑то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание.

 

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!