Принцип грамматики и лексического анализа



 

Во‑первых, мы должны сразу подчеркнуть, что Апостол Павел не считал Адама неким собирательным образом всех древних людей. Он не толковал первые главы книги Бытия в иконографическом ключе. Адама Павел считал конкретным человеком – на это указывает фраза «из‑за одного человека грех в мир вошёл». Греческое ενος (хэнОс) – одного – указывает на то, что именно конкретный человек по имени Адам был причиной греха и смерти. Ни о постепенном уходе человеческой общности от Бога, ни о кроманьонцах Павел не пишет.

 

Во‑вторых, семантический ареал греческого слова θάνατος, (тхАнатос) – смерть – никогда не исключал из себя понятия смерти биологической. Напротив, это слово и производные от него всегда применялись для обозначения всех аспектов смерти: физической, духовной и вечной.

 

Мы не можем встретить ни одного ясного текста, где бы слово θάνατος без уточняющих слов и определений употреблялось только в значении духовной, но не физической смерти.

 

Принцип литературного контекста и авторского замысла

 

Еврейские читатели Павла настаивали на уникальности своего происхождения от праведника Авраама, но Павел ясно показывает, что, как и язычники, они ведут свое происхождение от грешника Адама.

 

Цель Павла проста: показать, что грех – явление универсальное, независимое от существования закона Моисея.

 

Баркли так определяет последовательность рассуждений Павла:

 

а) Адам согрешил, потому что он нарушил один из прямых заветов Бога: не есть плода запретного дерева – и, вследствие того, что он согрешил, он умер, хотя по первоначальному замыслу он должен был быть бессмертным.

 

б) Закон был дан людям только во времена Моисея. Опять же, если нет закона, то не может быть и его нарушения; другими словами, не могло быть греха. Поэтому люди, жившие от Адама до Моисея, совершали, собственно, грехи, но не могли считаться грешниками, так как закона ещё не было.

 

в) Несмотря на то, что грех не мог быть им вменён, они всё же умирали. Они находились во власти смерти, хотя их нельзя было обвинить в нарушении закона.

 

г) Почему же они умирали? Потому что они согрешили в Адаме. Их сопричастность к его греху причинила их смерть, хотя не было закона, которого они могли нарушить.

 

Павел доказывает универсальность греха именно на примере универсальности смерти, которая косила людей, живших после Адама, до закона Моисея, после закона Моисея и в эпоху Нового Завета.

 

Павел явно намекает на смерть физическую, так как смерть духовную трудно увидеть. Трудно использовать духовную смерть в качестве иллюстрации универсального действия греха. Смерть физическая заметна. Её власть над всеми поколениями людей бесспорна. Именно поэтому аргументы Павла имеют здесь такую силу.

 

Принцип исследования исторического контекста

 

Древние иудеи понимали концепцию единой многоаспектной смерти, как результата грехопадения. С их точки зрения человек был изначально бессмертен именно в теле.

 

«Бог создал человека для бессмертия, но завистью дьявола вошла в мир Смерть.» (Премудр. Соломона, 2, 23, 24; см. также Бен‑Сира, 25, 27)

 

Евреи связывали все свои эсхатологические чаянья не с бессмертием духа (как устранением последствий духовной смерти), но с телесным воскресением праведных. А это полное восстановление человека от смерти всякой. Глупо надеяться на воскресение тела, если физическая смерть – процесс естественный и задуманный Богом. Нигде в ранних иудейских преданиях мы не находим упоминания о том, что Бог создал мир, который страдает, мучается и умирает.

 

Особая точка зрения в раввинистической литературе появляется довольно поздно. Еврейская энциклопедия упоминает об этом:

 

По другому воззрению, С. предопределена при сотворении мира; Адам своим грехом только ускорил свою смерть (Schem. r. II; Tanch. Jelamdenu, Wajescheb)

 

Но уже дальше автор статьи о смерти даёт классическое и общепринятое понимание смерти у древних евреев: «…грех всегда предшествует Смерти и является ее причиной для всякого человека…» («Нет смерти без греха», Шаб. 55а).

 

Но даже позднее раввинистическое талмудическое предание о смертности Адама до грехопадения – это не выражение универсального смертного концепта. Это скорее то, что Миллард Эриксон называет условным бессмертием Адама.

 

…если бы он и был бессмертным, это было бы условное бессмертие. Таким образом, человек по своей природе не бессмертен. И такому человеку, какой он есть сейчас, положено однажды умереть (Евр. 9:27). Даже в первоначальном состоянии человека любая возможность для него жить вечно зависела от Бога. Лишь Бог внутренне, по самой Своей природе, вечен; все остальное умирает.

 

Я предлагаю концепцию условного бессмертия как состояния Адама до грехопадения. У него не было врожденной способности жить вечно, но он не обязательно должен был умирать. В благоприятных условиях он мог бы жить вечно. Именно в этом, возможно, заключается смысл слов Бога, когда Он решил изгнать Адама и Еву из Едемского сада и от дерева жизни: «И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22). Складывается впечатление, что даже после грехопадения Адам мог бы жить вечно, если бы вкусил от плода дерева жизни. Изгнание из Едемского сада фактически означало, что человек, который до этого мог либо жить вечно, либо умереть, был отделен от условий, делавших вечную жизнь возможной, и поставлен в условия неизбежности смерти. Раньше он мог умереть, теперь он должен был умереть.

 

М. Эриксон. Христианское богословие

 

Здесь уважаемый теолог не объясняет подробно, чем было бы чревато вкушение от дерева жизни, если бы Адам сделал это в своём греховном состоянии. Скорее всего, его греховная природа была бы в нём «закреплена» навечно, лишив Адама и его потомков возможности искупления. Т. е. Адам бы сразу перешёл от смерти духовной к смерти вечной. Так или иначе, концепция условного бессмертия также не предполагает обязательного существования смерти в мире до грехопадения Адама.

 

Так что и позднее иудейское талмудическое предание, и христианская концепция условного бессмертия не поддерживают идею о том, что до грехопадения смерть действовала в мире в течение миллионов лет, давая возможность Богу осуществить теистическую эволюцию. Эти концепции, как уже отмечалось, во‑первых, довольно поздние, во‑вторых не доминирующие.

 

А основным древним иудейским верованием относительно смерти являлась точка зрения о том, что смерть биологическая появилась в мире только после падения Адама:

 

Согласно одному из доминирующих взглядов, Адам своим непослушанием привнес СМЕРТЬ в мир.

 

Еврейская энциклопедия. [битая ссылка] Смерть.

 

Мир был создан «хорошо весьма» (Бытие 1:31), эту благостную картину разрушили грех и смерть, но с приходом Мессии всё вернется в первоначальное состояние. Тела умерших воскреснут, творение перестанет совокупно стенать и мучится (Римлянам 8:22).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!