Классное сочинение или контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.



Урок 46. «Перестаешь верить действительности, читая Гоголя. Свет искусства, льющийся из него, затмевает всё. Теряешь осязание, зрение и веришь только ему»[43]

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика комедии «Ревизор».

В рассказе учителя о жизни и творчестве Гоголя следует подчеркнуть, что будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость. Однако в Петербурге его ждет крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, средств для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 г. повести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей. Ранний Гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убежден, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с обществом, которое обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он — проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через свое сердце все страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.

Обобщение знаний о творчестве Гоголя, полученных в основной школе, можно организовать в форме лекции учителя или в работе учебных групп.

Группа 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1. Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни Украины в «Вечерах...»? Какова роль в сборнике образа рассказчика Рудого Панько?

2. Охарактеризуйте мир Диканьки. Как в нем отразилось здоровое начало реальной народной жизни?

3. Как герои «Вечеров...» побеждают темные, злые силы? Какова роль фантастики в сборнике?

4. Индивидуальное задание. Чем отличается от героев «Вечеров...» Иван Федорович Шпонька из повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»?

Группа 2. «Миргород».

1. В чем особенности композиции сборника «Миргород»?

2. В чем «Вий» и «Тарас Бульба» противопоставлены «Старосветским помещикам» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?

3. Какие проблемы поднимает Гоголь в «Тарасе Бульбе»? Что, по мнению писателя, нужно, чтобы не была уничтожена прославленная им в повести «русская сила»?

4. Индивидуальное задание. В чем общность и различие повестей-элегий о современной Гоголю жизни «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?

Группа 3. Гоголь и театр. «Ревизор».

1. В чем особенности образа города в пьесе «Ревизор»?

2. Вспомните основные этапы сюжета комедии и объясните их смысловую роль.

3. В чем новаторство Гоголя в изображении Хлестакова?

4. Индивидуальное задание. Как Гоголь переосмысливает театральные амплуа в комедии «Женитьба»?

Итог урока. На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического. Но смешное в его произведениях претерпевает свою эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров...» писатель поднимается до иронии в повестях о современной жизни «Миргорода». В «Ревизоре» уже в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротескной форме. Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место.

Уроки 47—48. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...»[44]

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

В рассказе учителя сообщается об истории создания книги «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии», которая выросла в цикл «Петербургские повести». Учащимся нужно вспомнить, каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее, например в «Ночи перед Рождеством» Гоголя, «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасова, «Медном всаднике» Пушкина и «Белых ночах» Достоевского.

Для «погружения» класса в атмосферу Невского проспекта школьникам могут быть показаны иллюстрации Д. Кардовского к повести Гоголя и сделан их искусствоведческий анализ.

Для более глубокого понимания повести необходимо составить к ней комментарии, которые отдельные десятиклассники могут сделать самостоятельно.

Как минимум нужно дать лексический комментарий к следующим словам и выражениям: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живет на фуфу.

Исторического комментария требуют слова и выражения, обозначающие чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.

Более основательный культуроведческий комментарий необходим к словам и выражениям, отражающим атмосферу эпохи Гоголя, его «энциклопедию» Петербурга: ганимед, Перуджинова Бианка, Геркулес, Булгарин, Греч, А. А. Орлов, «Филатки», «Димитрий Донской», Шиллер, Гофман, «Вильгельм Телль», «История Тридцатилетней войны», Главный штаб, «Северная пчела», Лафаэт.

Описание Невского проспекта имеет смысл прочитать вслух (с начала повести до слов «...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализировать этот эпизод.

Примерный план анализа эпизода

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6. Какова функция этого эпизода во всей повести?

Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург — город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.

На втором уроке следует побеседовать о двух историях молодых людей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Школьникам важно понять, почему такие разные истории таких разных людей автор все же ставит рядом и делает сопоставимыми.

Вопросы и задания для беседы

1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.

2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?

3. Какова смысловая роль сна Пискарева?

4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

5. Расскажите историю поручика Пирогова.

6. Какова ее композиционная роль в повести?

7. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?

8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.

9. Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?

10. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности.

В финале урока можно прочитать и обсудить фрагмент статьи Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя», где дается позитивная оценка повести «Невский проспект», со слов «„Невский проспект“ есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное...» до слов «Да, господа, скучно на этом свете!..».

Итог уроков. Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни — это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию.

Уроки 49—50*. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою...»[45]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!