Вопросы и задания для индивидуальных сообщений учащихся



1. Проследите отражение замысла «Мертвых душ» в «Авторской исповеди» и переписке Гоголя. Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?

1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин... и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

2. Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души». Какова связь между «Мертвыми душами» Гоголя, поэмами Гомера и «Божественной комедией» Данте?

Гоголь в 11-й главе «Мертвых душ» шутливо замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди — это не безделица».

«Две большие части впереди» — о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Писатель над вторым томом бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 г. он был сожжен. В 1848 г. снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы, но и от жизни. «Второй том „Мертвых душ“ стал для Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», — говорил один из ближайших друзей Гоголя критик П. В. Анненков.

Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, — этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Поэтому «Мертвые души» — это поэма о восстановлении человеческого духа.

3. Оценка поэмы «Мертвые души» в литературной критике (В. Белинский, П. Плетнев, С. Шевырев, К. Аксаков).

Повторить особенности композиции поэмы, ее образной системы и художественной структуры поможет лекция учителя или работа в группах.

Группа 1. Художественный смысл образов помещиков в «Мертвых душах».

2—6-я главы поэмы отличаются общностью композиции. В образах помещиков Гоголь показывает историю обнищания человеческой души. Вырисовываются помещики-уроды: «голова сахара, а не человек» Манилов; «дубинноголовая» Коробочка; «исторический человек» и расточитель Ноздрев; пародия на богатыря, «весь из дерева вырублен» Собакевич; «прореха на человечестве» Плюшкин.

Считая себя облеченным миссией пророка, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и пороки и помочь избавиться от них. Авторские мысли о человеческой душе отчетливо звучат в сценах купли-продажи «мертвых душ».

В сцене с Маниловым в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар. Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!» Коробочка не бранит своих усопших крестьян, а выражает надежду, что мертвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки: Анастасия — «воскресшая». Сцена сделки с Ноздревым показывает, что если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки. Собакевич как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. В сцене сделки с Собакевичем звучит мысль автора о том, что спасение души достается дорого — покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств».

Плюшкина, как и Чичикова, Гоголь хотел сделать персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Поэтому автор подробно описывает прошлое героя, рисуя историю обнищания человеческой души. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути. В этом иносказательное напоминание автора, что надо поднимать не вещи, а души, спасать их. Ведь главной в «Мертвых душах» является идея духовного воскресения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Именно Плюшкин на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас Бог!»

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на улице вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?

Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, здесь свое небо, свое солнце, царят покой, уют, но все мертво, все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

Группа 2. Образ города в поэме «Мертвые души».

Пафос изображения губернского города N и его обитателей (гл. 1, 7—10) также объясняется главным замыслом поэмы — воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека», чтобы люди испугались, пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.

Улицы города, вывески на домах, присутственные места, трактир, бал у губернатора — это олицетворение «городского безделья», пустоты и пошлости. Гражданская палата — «храм Фемиды» — это цитадель взяточничества, лжи и казнокрадства. В городе все окостенело, омертвело, лишилось движения, и только в палате жизнь кипит. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Здесь важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада, хоть и комического, но истинно русского. Даже «мелкий бес» — палатный чиновник почитает председателя солнцем, его кабинет раем, а гостей святыми ангелами.

Сплетни о Чичикове городские чиновники и их жены приняли так близко к сердцу, что ни о чем другом и говорить не смели, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть. Именно здесь Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том, что «у покойника была, точно, душа», лишь когда он умер и стал «одно только бездыханное тело».

Таким образом, жизнь города мертва и бессмысленна, как и вся жизнь этого безумного современного мира. Как индивидуальное задание можно сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре». Они очень похожи. Но в «Мертвых душах» укрупнен масштаб. Вместо уездного городишки показан город губернский, «невдалеке от обеих столиц». Вместо городничего — губернатор. А жизнь та же — пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь».

По мысли Гоголя, это универсальное состояние, в котором находится «все человечество в массе», которое не нашло правильной дороги для спасения души.

Группа 3. Жизненный путь Чичикова и образ дороги в поэме.

Описание истории души Чичикова автор дает лишь в последней главе, и само повествование строится как жизнеописание. Это необходимо, чтобы показать цель жизни героя, степень его нравственного падения и причины, к этому приведшие. Чичиков — новое явление русской жизни, герой своего времени, но он далек от капиталистических помыслов, мечтая лишь о приобретении сельца в Херсонской губернии. «Итак, припряжем подлеца», — говорит о нем автор, давая герою однозначно отрицательную характеристику. Однако он наделен и недюжинными способностями, и энергией. Павел Иванович становится «душой общества», умеет «во всем как-то найтиться». Его речь живая и изменяется в зависимости от того, с кем он говорит. Обладает герой живой душой или подобен мертвым душам? — вот проблема, которую ставит автор перед читателем.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!