Вопросы и задания к стихотворениям «Мой Демон» Лермонтова и «Демон» Пушкина



1. Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины.

2. Охарактеризуйте образ лирического «я» в каждом стихотворении. Чем они отличаются?

3. Каково отношение «каждого» Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.?

4. Что общего и различного в художественной форме каждого стихотворения?

5. Какие черты романтизма можно в них заметить?

6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Мой Демон» Лермонтова со стихотворением «Демон» Пушкина.

Начать разговор о поэме Лермонтова «Демон» целесообразно с рассказа о падшем ангеле и чтения отрывков из нее, что поможет «погрузить» класс в эмоциональную атмосферу поэмы. Из I части могут быть выразительно прочитаны главы I—IV, VI—VII, а также прослушаны первый и второй романсы Демона из одноименной оперы А. Рубинштейна («Не плачь, дитя! не плачь напрасно...» и «На воздушном океане...»).

Из II части поэмы можно инсценировать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы «Демон» («Я тот, которому внимала...»).

Вопросы и задания для беседы с классом

1. Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.

2. Какой смысл придает образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он сочувствия?

3. Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели?

4. Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он мечтает, через любовь к земной женщине?

5. Какой смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла?

6. Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?

7. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте образы Демона и Печорина.

8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте образ Тамары из поэмы «Демон» с образом царицы из стихотворения Лермонтова «Тамара».

Для анализа можно выбрать один из нескольких эпизодов, например:

— смерть жениха (часть I, гл. Х—ХII);

— похороны Тамары (часть II, гл. ХIII—XV);

— поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI).

Остальные эпизоды можно предложить для самостоятельной интерпретации в домашней работе.

Итог уроков. В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике. Романтические поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются «иронические» поэмы, в которых намечаются реалистические стилевые искания.

 

Уроки 42*—43*. «Именно такой роман наиболее соответствовал духу времени, потребности в беспощадном анализе современной действительности, во всей ее трагичности и в то же время в утверждении идеала»[42]

Повторение романа «Герой нашего времени».

В основе повторения романа будет аргументация следующих положений:

1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х гг. XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг.

2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

На уроке следует вспомнить черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» и их разгадки в «Журнале Печорина»; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж, журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.

Понять характер Печорина и его место в системе образов романа помогут опорные схемы «Дружба в жизни Печорина» и «Любовь в жизни Печорина». Также необходимо и акцентировать внимание школьников на оценке романа в литературной критике.

Учебную работу по повторению романа можно организовать в группах.

Группа 1. «Бэла».

1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?

2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?

3. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите примеры психологического портрета, пейзажа, детали.

4. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

Группа 2. «Максим Максимыч».

1. От чьего лица ведется повествование в повести?

2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?

3. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

4. Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.

Группа 3. «Тамань».

1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

2. Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?

3. Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?

4. Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?

Группа 4. «Княжна Мери».

1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.

2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?

3. Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?

4. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

Группа 5. «Фаталист».

1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

2. Какие черты личности Печорина проявляются в повести?

3. В чем философский характер повести?

4. Философ Серебряного века В. С. Соловьев в статье «Лермонтов» (1901) писал, что в повести «Фаталист» «Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

Выводы. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако Печорину присущи черты искренности, штрихи грусти, ноты безысходности, что вызывает у читателя сострадание.

«Журнал Печорина» — это средство самораскрытия его характера. Личность героя сложна и противоречива. Он предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Каждый образ романа оттеняет важные грани в характере Печорина. Мужские образы — двойники и антиподы героя, но все они ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них нет способности к самоанализу. Женщины в романе выше, чище Печорина. Это натуры более цельные, умеющие любить и глубоко чувствовать.

В заключение урока можно обсудить оценки, данные роману Белинским, Набоковым, Эйхенбаумом, Айхенвальдом и современными лермонтоведами.

Выводы уроков. Роман сходен с романтической поэмой, а главный герой изображен по принципам создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение героя в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, глубина внутренней жизни героя). Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков помогает читателю увидеть его личность с разных точек зрения. Кольцевая композиция символична. Она показывает бесполезность исканий героя (сравните с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).

Новаторство Лермонтова проявилось в создании образа главного героя романа. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Но автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Система образов, психологический портрет и пейзаж оттеняют черты его характера.

В романе звучат философские мотивы: для какой цели родится человек, зачем он живет, каково его предназначение, — поднимаются вечные проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, человека и его судьбы. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 1830-х гг. Проза Лермонтова предвосхищает жанрово-стилевые особенности «натуральной школы», однако, по словам Ахматовой, в прозе «он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста».

 

Уроки 44—45.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!