Вопросы и задания для итоговой беседы



1. Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?

2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести?

3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности?

4. Как в тексте отражены религиозно-мистические представления Гоголя о божественной и дьявольской сущности искусства?

5. Прокомментируйте смысл финала повести. Почему исчезает таинственный портрет?

6. В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой моральный урок преподает читателям Гоголь?

Итог уроков. В повести «Портрет» отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере. Понять смысл повести помогает мастерство писателя: его живые картины Петербурга, изображение борьбы добра и зла в душе человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.

Урок 51*. «...Оригинальность у г. Гоголя состоит... в комическом одушевлении, всегда побеждаемом чувством глубокой грусти»[47]

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

Начать урок-семинар можно с повторения повести «Шинель» и ее осмысления в контексте всего цикла «Петербургские повести».

Вопросы и задания к повести «Шинель»

1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?

2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).

3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича «живет» в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое «лицо» приводит его к гибели?

4. Индивидуальное задание. Выявите отличие образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов «маленького человека» в русской литературе: Самсона Вырина и Евгения («Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина), Макара Девушкина («Бедные люди» Достоевского) и др.

Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.

План семинара

1. Охарактеризуйте образ «маленького человека» на примере главных и второстепенных героев повести «Невский проспект». Почему гибнет Пискарев и торжествует Пирогов?

2. Можно ли считать «маленьким человеком» майора Ковалева из повести «Нос»? Какой смысл приобретает в повести мотив потери «лица»? Какова роль в повести фантастики и гротеска?

3. Какова эволюция художника Чарткова в повести «Портрет»? Можно ли его трактовать как образ «маленького человека»?

4. Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике «Петербургские повести» занимает повесть «Коляска»? Как в ней решается проблема человеческой личности?

5. Индивидуальное задание 2. Найдите черты «маленького человека» в образе Поприщина («Записки сумасшедшего»). В чем своеобразие этого героя? Как в повести отражается проблематика всего сборника?

6. Индивидуальное задание 3. Можно ли считать «Рим» органической частью «Петербургских повестей»? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с другими повестями цикла.

Итог урока. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь — мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Урок 52*. «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не „сюжет“...»[48]

Повторение поэмы «Мертвые души»[49].

В 10 классе поэма «Мертвые души» может восприниматься школьниками на более высоком уровне, поэтому работа на уроке должна быть направлена не только на повторение уже известного, но прежде всего на осмысление поэмы на новом уровне. Беседу с классом можно сочетать с сообщениями десятиклассников о самостоятельных ученических исследованиях.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 609; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!