Вопросы и задания для итоговой беседы



1. Как была встречена книга в России? («На меня рассердились все до единого в России... восточные, западные... все огорчились».)

2. Что в реакции на это произведение было неожиданным для писателя? («Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».)

3. Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику Белинского и вступил в спор-переписку?

4. Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х гг., а их спор — историческим?

5. В чем суть их разногласий?

6. Дайте оценку спору Гоголя и Белинского, найдя аргументы для защиты или опровержения позиции каждого.

Под руководством учителя в классе может быть составлена сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского.

Итог урока. Жанр и пафос «Выбранных мест...» показывают высокое мастерство Гоголя-публициста, демонстрируют сочетание публицистической страстности с высокой художественностью. Не менее талантлив в своих эмоциональных оценках и Белинский. Но Гоголя нельзя обвинять в измене идеалам. Он в течение всей жизни оставался нравственно-религиозным писателем, видевшим свое предназначение в изменении общества путем совершенствования каждого и, прежде всего, самого себя. Именно одержимый этой миссией, он в конце жизни еще раз переоценивает созданное им и подвергает свои творения безжалостной критике. Он надеется, что, очистив душу, наконец сможет писать по-настоящему. О «Выбранных местах...» писатель сказал: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна». Ставя вечные нравственные проблемы, Гоголь убежден в необходимости внутреннего переустройства каждого человека, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей России.

 

Сопоставление основных положений «Выбранных мест из переписки

С друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского

Уроки 54—55.

Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Гоголя.

Урок 56. «Порвалась цепь великая...»[52]

Обзор русской литературы 1850—1880 гг. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

В ходе обзорной лекции учитель должен познакомить школьников с основными проблемами и направлениями литературного процесса второй половины XIX в., дать характеристику приоритетным литературным жанрам, определить мировое значение русской классической литературы этого периода.

Основные положения лекции можно записать в таблице.

 

Периодизация русской литературы 1850—1880 гг. Важнейшие исторические события в Европе и России Общая характеристика развития русской литературы Основные литературные жанры
1852—1868 гг. Революция в Европе (1848—1849 гг.); 1848—1855 гг. в России — период «мрачного семилетия». Разгром петрашевцев. Поражение России в Крымской войне. Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Отмена крепостного права в 1861 г. Противоборство либералов и демократов. Начало буржуазных преобразований Усиление цензуры в литературе. Образование «бтурлинского» комитета по делам печати. Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку, а Тургенева в Спасское-Лутовиново. 1855 г. — смерть Николая I. Ослабление цензурного гнета. Рассвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского. Ведущая роль журнала «Современник». Литература — средство преобразования действительности на гуманистических основах. Развитие русской драматургии. Начало расцвета русского реалистического романа. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Утверждение реализма в литературе. Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Достоевского, Лескова. «Диалектика души» и глубинный психологизм в их произведениях. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Майков, Полонский) Активизация жанров литературной критики и журналистики. «Очерковые книги». Мемуарно-автобиографические жанры. Демократическая повесть, роман. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
1869—1881 гг. Последствия крестьянской реформы. Демократические идеи народничества, их «утопический социализм». Активизация тайных революционных организаций Интерес к жизни народа и пореформенной деревни. Вопрос о народном счастье. Мысль о гражданском служении образованного общества народу. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Четкая общественная позиция в литературной критике. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Идеологическая критика Шелгунова. Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г. Успенского, Лескова. Продолжение литературной деятельности Фета, Майкова, Полонского. Появление плеяды поэтов-народников Расцвет романа. Эволюция малых литературных форм: очерка, рассказа, повести. Жанр сказа. Оживление жанров поэзии. Публицистический и фольклорный характер стихов народников

 

Итог урока. Таким образом, во II половине XIX в. историко-литературный процесс развивался в двух направлениях. С одной стороны, формировалась литература, порожденная демократическими тенденциями в стране, тесно связанная с общественной жизнью. Она стремилась быть «учебником жизни» и преобразовать действительность на гуманистических основах. Этот процесс породил литературу критического реализма и затем литературу «пролетарскую». С другой стороны, рядом с литературой «общественной» развивалась литература «чистого искусства», отражающая тончайшие переживания человека, пытающаяся усовершенствовать общество с эстетических позиций. Однако в произведениях русской классики смогли интегрироваться оба процесса: в классической литературе беспощадная критика буржуазных отношений сочеталась с глубоким психологизмом, умением передать «диалектику души» человека и отразить это на высоком художественном уровне. Это определило величайшее мировое значение русской литературы II половины XIX в.

 

Урок 57. «Я знал одной лишь думы власть»[53]

Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Роман «Что делать?». Система образов романа. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа

Задачи уроков по творчеству Чернышевского — познакомить учащихся с судьбой писателя, критика и общественного деятеля, с его эстетическими взглядами, представленными в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», с романом «Что делать?», его проблематикой и поэтикой, особенностями жанра романа-утопии.

Эпоха, выдвинувшая в лидеры Чернышевского, полна мятежей и бунтов. Трудно было оставаться в стороне. Это состояние действия выражено в стихах Н. Добролюбова:

  Я ваш, друзья, — хочу быть вашим, На труд и битву я готов, — Лишь бы начать в союзе нашем Живое дело вместо слов.

Начать урок следует со знакомства с писателем. Можно дать задание учащимся подготовить небольшие сообщения о страницах биографии Чернышевского, об основных этапах его жизни. Обязательно следует остановиться на неоднозначном отношении к нему сейчас, сообщить разные точки зрения на его жизнь и творчество. Это особенно важно, так как в последнее время существенно изменился взгляд на сторонников революционного преобразования действительности.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!