Роман «Что делать?». Структура романа. Система образов. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий, утопий в художественной структуре романа.



 

На уроке учащиеся будут изучать следующие главы романа «Что делать?»: «Жизнь Веры Павловны в родительском доме», «Особенный человек»; первый, второй, третий, четвертый сны Веры Павловны.

О романе «Что делать?» А. В. Луначарский писал: «Построение романа идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны». Вся структура романа вмещается в эти слова.

Вопросы и задания для вступительной беседы

1. Какова структура романа? Определите ее, анализируя оглавление.

 

Главы Связь с сюжетом. Сны
1. «Дурак» Интригующая завязка
2. «Первое следствие дурацкого дела» Аллегорический призыв к революции
3. «Предисловие» Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»
4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме» Старый мир
5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак» Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон
6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь» Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек
7. Глава четвертая. «Второе замужество» Мечты о будущем. Четвертый сон
8. Глава пятая. «Новые лица и развязка» Предчувствие революции
9. Глава шестая. «Перемена декораций» Итог

 

2. Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский? Как вы понимаете эти слова?

Вопросы к «первому поясу» — «Пошлые люди»

1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?

2. Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»? (Пошлые люди — это тот старый мир, представленный в самом начале Сторешниковыми и Марьей Алексеевной, о которой автор говорит: «Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны». Значит, главное — изменить среду, чтобы не было пошлых людей. Эти слова аллегорически дублируются во втором сне Веры Павловны, где говорится о двух типах грязи.)

Вопросы ко «второму поясу» — «Новые люди»

1. Однороден ли старый мир?

2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?

3. Как называет их автор? (Это новые люди, рожденные в недрах старого мира: «Недавно зародился у нас этот тип... Он рожден временем, он знамение времени». Не случайно роман имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях».)

4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?

Вопросы к «третьему поясу» — «Высшие люди»

1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?

2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?

3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? В чем его особенность?

4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?

5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.

6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете? (По мысли Чернышевского, Рахметов — это профессиональный революционер, подчинивший свою жизнь подготовке революции: «Рахметов — человек революционного действия... Ни к кому он так не строг и не взыскателен, как к себе». Он сам себя воспитывает, сам «делает» свой характер. С ним связана тема будущего. Говоря об этом герое, можно поднять проблему самовоспитания.)

Вопросы к «четвертому поясу» — «Сны»

1. Первый сон — о сыром подвале.

— Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?

— Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?

— Как любовь к людям связана с главной темой — революцией?

— Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?

— Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»?

— Как этот сон связан с судьбой Верочки?

2. Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.

— Как расшифровать этот сон?

— Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные?

— Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?

— Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?

— Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?

3. Третий сон — чтение дневника Веры Павловны.

— Какую роль играет этот сон в сюжете?

— Как он связан с судьбой героини?

4. Четвертый сон — о будущем.

— Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове?

— Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом?

— Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине?

— Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?

— Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?

— Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее?

— Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

— Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?

Итоговый вопрос урока

Почему «Что делать?» можно назвать романом-утопией?

Интересным может быть заключительный блок урока или даже целый урок, проведенный по сопоставлению романа-утопии «Что делать?» и романа-антиутопии «Мы» Е. Замятина, где воплощена и доведена до крайнего предела идея равенства. Роман «Что делать?» — это роман-утопия. Словарь дает такое определение этого жанра: «Утопия (греч. — благословенное место, которого нет) — изображение идеального общества, нереальные планы социальных преобразований». Словом «Утопия» названа книга Томаса Мора.

 

«Что делать?» «Мы»
1. Человек — хозяин всего (в лучшем смысле) 1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому
2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» (В. Маяковский. Хорошо!) 2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение
3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное 3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

 

Таким образом, идеалистическая, привлекательная идея Чернышевского доведена до полного воплощения Замятиным. В результате — абсурд.

Итог урока. Роман Чернышевского «Что делать?» имеет несколько композиционных линий, которые пересекаются и создают аллегорическую картину. Во-первых, это линия Веры Павловны. Героиня уходит из пошлого мира и начинает строить новую жизнь, связанную с какими-то революционными изменениями. Во-вторых, линия революции, связанная с образом Рахметова, в-третьих, линия будущего.

Уроки 59—60. «Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, — любоваться многообразными проявлениями жизни природы»[55]

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...», «Полдень», «День и ночь», «Осенний вечер», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа — Сфинкс...».

Эмоциональным началом уроков может стать чтение стихотворения «Памяти Ф. И. Тютчева» Алексея Апухтина.

  Искусства, знания, событья наших дней — Все отклик верный в нем будило неизбежно, И словом, брошенным на факты и людей, Он клейма вечные накладывал небрежно...

Интересен и сонет Игоря Северянина «Тютчев», где множество скрытых цитат указывает на те или иные стихи Тютчева:

  Мечта природы, мыслящий тростник, Влюбленный раб роскошной малярии, В душе скрывающий миры немые, Неясный сердцу ближнего, поник. Вечерний день осуеверил лик, В любви последней чувства есть такие, Блаженно безнадежные. Россия Постигла их. И Тютчев их постиг. Не угасив под тлеющей фатою Огонь поэтов, вся светясь мечтою, И трепеща любви, и побледнев, В молчанье зрит страна долготерпенья, Как омывает сорные селенья Громокипящим Гебы кубком гнев. 1926

Полезно вспомнить и выразительно прочитать стихи Тютчева о природе, изученные в начальной и основной школе. Это «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...», «Зима недаром злится...», «Листья», «Неохотно и несмело...», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер» и другие стихотворения. Цель этой работы не только эмоциональное погружение в поэзию, но и выявление наиболее ярких и характерных особенностей тютчевских стихов о природе.

Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Школьники должны вспомнить, что природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живет своей «чудной жизнью», чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих «есть душа», есть свой язык, есть свои тайны.

Характерная особенность тютчевского стиля проявляется и в том, что поэт нигде не изображает определенное время года или время суток, так сказать, «в чистом виде». Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Главное место на уроках займет рассказ учителя об интересных фактах биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе, выявление в них основных черт его поэтики.

Главная мысль первого урока — подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия, что его поэзия — это прежде всего философская поэзия, поэзия мысли.

Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя:

1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.

1819—1822 гг. — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.

1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.

1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.

1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева.

1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».

1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева.

1850—1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).

1858—1873 гг. — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.

1873 г. — смерть Тютчева.

При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.

Стихотворения «Silentium!» (1830?), «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «Природа — Сфинкс...» (1869) должны быть проанализированы на уроках, потому что они включены в образовательный стандарт для профильной школы как обязательные для изучения.

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»

1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)

2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)

3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Какой смысл в том, что лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

4. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

5. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

6. Индивидуальное задание 1. Подтвердите или опровергните высказывания критика Василия Гиппиуса о стихотворении «Silentium!»: «В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода („И наша общая свобода, как Феникс, зародится в нем“). Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет (30-е гг. XIX в. — Н. Б.) поэтическая тема — „поэт и люди“. И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко мрачное стихотворение „Silentium!“ (напечатано в 1833 г.), в котором даны резкие формулы, отделяющие „я“ не только от пушкинской „непосвященной“ черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения („Мысль изреченная есть ложь!“)». (Гиппиус В. Вступительная статья // Тютчев Ф. И. Стихотворения. — Л., 1936.)

7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Тютчева «Silentium!» со стихотворением Жуковского «Невыразимое». Есть ли здесь основания для сопоставления?

Вывод. В человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух. Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один — уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий. Мысль о невыразимости души, которая утрачивает в слове богатство чувств, была характерна для идейно-эстетической позиции романтиков. По воспоминаниям А. Б. Гольденвейзера, Л. Н. Толстой однажды воскликнул: «Что за удивительная вещь! Я не знаю лучше стихотворения»[56].


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!