Вопросы и задания к стихотворению «Эти бедные селенья...»
1. В чем Тютчев видит особенности русской ментальности, особую миссию русского народа? (Поэт уверен, что в противостоянии «Запад — Восток» России отведена особая миссия. Российская империя видится ему непоколебимым утесом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. Поэт утверждает, что бедность России и ее «смиренная нагота» таят в себе богатство и великодушие русского человека. Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.)
2. Какие философские мысли об истинном и ложном звучат в стихотворении? (По Тютчеву, характерные черты Родины — это «бедные селенья» и «скудная природа». Но за внешней убогостью кроются неисчерпаемые душевные богатства, свидетельствующие о внутренней силе и могуществе. Именно долготерпение поэт считает главнейшим качеством истинного христианина.)
3. Что дает поэту возможность противопоставлять «Восток» и «Запад» в пользу России? (Тайное сияние русской души не заметит «гордый взор иноплеменный», но оно видно тому, кто, подобно «царю небесному», исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет «ношей крестной» и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым. Именно поэтому «в рабском виде Царь небесный» исходил родную для поэта землю, благословляя ее смирение, долготерпение как истинные нравственные ценности.)
|
|
4. Какие особенности формы стихотворения помогают понять его смысл? (Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, ее внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего обозначена тире, делящим первую строфу надвое. Тайные порывы души подчеркивает аллитерация на «р»: «кРай Родной долготеРпенья, кРай ты Русского наРода» — и восклицательные интонации. Воспетая поэтом «смиренная нагота» как важнейшая нравственная норма противопоставлена гордыне «иноплеменного взора» и подтверждается расширением пространства текста. Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчеркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.)
5. Какой смысл заключается в том, что стихотворение заканчивается словом «благословляя»? («Крестная ноша» русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути «Царя небесного», наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением. Слово «благословляя» является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности.)
|
|
6. Индивидуальное задание. Найдите черты сходства в стихотворении Тютчева и рассказе Тургенева «Живые мощи», эпиграфом к которому писатель берет тютчевские строки.
Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...» и «Слезы людские, о слезы людские...». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа. Он считает, что Свобода как порождение цивилизации разгонит сон «долготерпенья», но вряд ли она способна излечить «растленье душ» и пустоту, «что гложет ум и в сердце ноет». Поэтому вторую часть урока можно посвятить практикуму по анализу лирических миниатюр Тютчева. Работу можно организовать в трех группах, предложив десятиклассникам примерный план деятельности.
План анализа стихотворений
1. История создания стихотворения (индивидуальные сообщения).
|
|
2. Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.
3. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.
4. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.
5. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.
Итог урока. По своим политическим взглядам, отразившимся в лирике, Тютчев всегда был монархистом и противником всяких революций. Но проблемы мировых катаклизмов и спасения русской души он решает с христианских и гуманистических позиций. Считая, что человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен, Тютчев видит путь спасения души в приобщении к Богу, «к ризе чистой Христа». Историческую и нравственную миссию России он уподобляет стезе «Царя небесного», благословляя покорность и смирение русского человека, его умение противостоять собственным страстям.
Библейским подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано предугадать...», где поэт размышляет, как отзовется в будущем «наше слово». Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия все равно обретет спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре «Умом Россию не понять...». В нем, как в «осколке» монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной «стати» русского человека.
|
|
Чувство «мировой скорби», вызванное многолетними страданиями угнетенного и непробужденного народа, звучит в лирической миниатюре «Слезы людские, о слезы людские...». Глубокое чувство лирического «я» подчеркивается в стихотворении особыми поэтическими интонациями, обращениями, повторами, инверсиями, эллиптическими конструкциями, особым звуковым строем текста.
Величественность и бесконечность природы, вызывающие в Тютчеве восхищение и трепет, породили приподнятость, торжественность лирики поэта и ее жанровые особенности. В стихах Тютчева слышны интонации оды, поэт тяготеет к созданию стихотворений с выраженной поучительной направленностью, пророчествами. Для его стихов характерны начальные утвердительные обороты, наполненные возвышенным пафосом. Предельно сжатые поэтические миниатюры Тютчева напоминают фрагменты крупных лирических форм, так как вмещают в себя масштабное философское содержание.
Урок 62. «О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней...»[59]
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Я помню время золотое...» и «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»). Обучение сопоставительному анализу стихотворений.
В начале урока нужно повторить любовную лирику Тютчева, изученную в 9 классе, вспомнить способы раскрытия в ней переживаний лирического «я». Поэт был уверен, что без любви жизнь немыслима. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинно человеческих отношений. Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики поэта, прочитать стихи, посвященные им.
Индивидуальные сообщения
1. Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848) и «В часы, когда бывает...» (1858).
Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний...» посвящено памяти первой жены Тютчева Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер. Она умерла в 1838 г. вскоре после пожара на пароходе «Николай I», где она находилась вместе с детьми. Нервное напряжение подорвало ее здоровье, и Тютчев, переживая ее смерть, поседел за одну ночь.
Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь. Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке». Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического субъекта самому себе. Он называет ее образ «недостижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет «в сумраке воспоминаний» искать на небе свою неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.
2. Рассказ о втором браке Тютчева. Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной...», «Не знаю я, коснется ль благодать...», «Она сидела на полу...».
Стихотворение «Она сидела на полу...» посвящено второй жене Тютчева, урожденной баронессе Пфеффель, и, по мнению Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева, имеет в своей основе жизненный факт. Э. Ф. Тютчева, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Тютчев сделал из этой бытовой ситуации лирический шедевр. Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и груду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается до философского обобщения, переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...».
Письма как одно из главных средств общения в XIX в. порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «брошенным телом», которое покинула душа.
Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический субъект текста готов «пасть... на колени», созерцая «роковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить горесть «минут любви и радости убитой». В стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний.
3. Вернувшись в Россию в 1844 г., Тютчев вскоре получает должность старшего цензора Комитета цензуры иностранной, а затем становится председателем этого комитета. В 1854 г. появляется первая книга стихов Тютчева в России, включающая 92 стихотворения. В 1850-е гг. поэт сближается с Е. А. Денисьевой, к которой испытывает глубокое и сильное чувство. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в его душе и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.
В стихотворениях «денисьевского» цикла исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слышала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моем страдальческом застое...», «Последняя любовь».
Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
Главные вопросы для обсуждения
— Каким предстает перед нами лирическое «я» стихотворений?
— Что можно сказать об их авторе?
Стихотворение «О, как убийственно мы любим...», входящее в образовательный стандарт по литературе, необходимо сделать предметом углубленного анализа.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2372; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!