Вопросы и задания к стихотворению «Цицерон»



1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих частей? (Стихотворение делится на три смысловые части: 1—4-й стихи, 5—8-й стихи и 9—16-й стихи. Есть мнение, что стихотворение написано под впечатлением революции 1830 г. во Франции. В первой части содержится скрытая цитата. Тютчев дает поэтическое переложение слов римского оратора Цицерона из его произведения «Брут, или О знаменитых ораторах» («Brutus sive de claris oratoribus», XCVI, 330): «...мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь», в которых выражается его сожаление о том, что он родился слишком поздно, а не тогда, когда «звезда» «римской славы» находилась в зените. Во второй части стихотворения лирический субъект спорит с римским оратором, возражая его сожалениям. Он утверждает, что Цицерону посчастливилось видеть в республике «закат звезды ее кровавый», и это, по мнению лирического субъекта, чрезвычайно важный этап его жизни. В третьей части стихотворения Тютчев поднимается до философских обобщений. Он уверен, что каждый, «кто посетил сей мир в его минуты роковые», «счастлив», потому что он непосредственный очевидец и участник истории. Ему довелось видеть крушение мира и торжество стихий. В роковые, судьбоносные мгновения истории человек, охваченный борьбой непостижимых им стихий, становится приближенным к богам, бессмертным и всемогущим. Тот, кто лицезрел величественную картину вселенской гибели, смог испытать и ужас, и невиданную красоту. Смертный человек в минуты мировых катастроф «заживо» становится участником пира богов и «их высоких зрелищ». Поэтому в такие мгновения он сам становится «небожителем» и «пьет бессмертье» из божественной чаши. Таким образом, подтекст тютчевского стихотворения в том, что каждый человек, ставший свидетелем трагических и прекрасных картин истории, становится бессмертным, потому что, как очевидец, он может нести это знание потомкам.)

2. Каково настроение стихотворения? Аргументируйте свое мнение. (Стихотворение вызывает у читателя торжественное, патетическое настроение. Оно создается возвышенными и архаическими словами и выражениями: оратор, величье, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, всеблагие, пир, высоких зрелищ зритель, небожитель, чаша бессмертья и др. Торжественным интонациям способствуют риторические восклицания и многочисленные инверсии: оратор римский, средь бурь гражданских, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, призвали всеблагие и др.)

3. Каковы основные образы стихотворения и как они взаимосвязаны? (Ключевые образы стихотворения — это образ римского оратора и возражающего ему лирического субъекта, считающего счастьем жить в переломные моменты истории. Кроме того, важное место в стихотворении занимает картина пиршества богов, вершащих историю, в совет к которым имеют счастье попасть и смертные «в минуты роковые». Человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен.)

4. Индивидуальное задание 1. Создайте историко-культурный комментарий к стихотворению, истолковав следующие слова и выражения: Цицерон, ночь Рима, римская слава, Капитолийская высота, всеблагие, высокие зрелища, совет, чаша бессмертья. Используйте для этого литературу по римской истории и греческой мифологии.

5. Индивидуальное задание 2. Найдите в стихотворении слова и выражения, которые характерны для романтического стиля. Докажите, что это стихотворение написано в духе романтической традиции.

Вопросы и задания к стихотворению «Над этой темною толпой...»

1. Какова история создания стихотворения? Дайте к нему историко-культурный комментарий. (В комментариях Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева к стихотворению «Над этой темною толпой...» сказано: «Непосредственным поводом к созданию стихотворения послужил церковный праздник Успенья Богородицы, на котором Тютчев присутствовал в Овстуге летом 1857 г. В то же время оно отражает думы поэта в связи с предстоящей крестьянской реформой. В сентябре того же года Тютчев высказал опасение, что крепостнический произвол будет заменен другим произволом „в действительности более деспотическим, ибо он будет облечен во внешние формы законности“») (Из письма к А. Д. Блудовой от 28 сентября 1857 г.)[58].

2. Какую проблему ставит поэт в стихотворении? (Конкретный факт при создании стихотворения наполняется у Тютчева философским подтекстом. Ставя проблему взаимоотношений между личностью и социумом, он уверен, что между ними нет гармонии. Всякий деспотизм губительно действует и на угнетателей, и на угнетенных.)

3. Что думает поэт о положении народа? (Тютчев выступает против индивидуализма, личных эгоистических чувств власть имущих и сожалеет о «рубцах насилий и обид», которые выпали на долю «непробужденного народа».)

4. В чем, по Тютчеву, решение крестьянского вопроса? (Спасение поэт видит в осознании высших ценностей и вечных заповедей учения Христа. Он считает, что Свобода, как порождение цивилизации, разгонит сон «долготерпенья» русского народа, но вряд ли она способна излечить «рубцы насилий и обид», «растленье душ» и пустоту, «что гложет ум и в сердце ноет». На вопрос, «кто их излечит, кто прикроет», у поэта один ответ: «Ты, риза чистая Христа...» Русский народ представляется Тютчеву образцом христианского смирения и покорности заветам Христа. Отсюда главными чертами русской нации поэт считает самоотверженность и смирение гордыни.)


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!