Вопросы и задания для анализа стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...»



1. Определите ключевые образы стихотворения. (Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание — «зеркальные» образы. В ее чертах Он любит «прошлое страданье» и «молодость погибшую». Он «говорит сердцем» не с ней, а с той, другой, которая была «подругой юных дней».)

2. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страдание и ушедшую молодость? (По Лермонтову, даже страдание — это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» лирического «я» своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще — теперь можно говорить лишь сердцем, т. е. в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении «Поцелуями прежде считал...» поэт заявлял: «Я теперь никого не люблю».)

3. Как понять две последние строки стихотворения? (Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасные женщины — это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического «я» также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит «прошлое страданье» больше, чем «красы блистанье», но и тот, кто когда-то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сегодня эти уста — «немые», очи — «угаснувшие», потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического «я» еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.)

4. Проанализируйте глагольную лексику текста. (В тексте очень мало глаголов (люблю — люблю — смотрю — говорю — говорю — ищу), что подчеркивает его статичность, «мгновенность». Время в тексте как бы остановилось.)

5. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение. (При исследовании прилагательных и причастий (прошлое — ушедшую — долгим — таинственным — юных — немые — угаснувших) можно заметить их «кольцевую композицию». Если в начале признаки предметов имеют значение времени — «прошлое, ушедшую», то во второй строфе лирическое «я» жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск «других черт» ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице «огонь угаснувших очей».)

Следует сообщить классу, что это стихотворение — одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 г. Возможный адресат стихотворения — Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 г. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.

Итоги урока. Лирическое «я» ранней лирики Лермонтова — это романтический герой, мечтающий переделать мир по «книжным» образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического «я» — это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.

Лирический герой зрелой лирики существенно иной. Он отказывается от гиперболизации романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется иронией и отрицанием. Иногда лирическое «я» уступает свое место «объективным» персонажам. Трагизм мироощущения связан не только с непониманием толпой душевных порывов, но и с осознанием несправедливости мироустройства. Безграничность пространства противоречит замкнутости мира героя, который стремится к космическому, вселенскому мироощущению. В поздней лирике лирическое «я» признает неразрешимость конфликта с миром и дисгармонию в собственной душе. Отсюда мотивы трагической безысходности, усталости. Герой понимает приоритет вечных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, «странную» судьбу. Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве заметно скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

 

Уроки 38*—39*. «И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело...»[40]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 985; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!