Вопросы и задания на повторение изученного



1. Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении «Я жить хочу! хочу печали...»? (В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страдания. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи — неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достается даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание — обязательное условие формирования настоящего поэта.)

2. Каков аллегорический смысл истории кинжала в стихотворении «Поэт»? Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов? Как это отразилось в языке и стилистике текста? (Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества, — незначительна, истинную ценность представляет только внутреннее содержание. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для «толпы» утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество — игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на злато», его «тешат блестки и обманы», т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.)

3. Какова авторская концепция поэта в стихотворении Лермонтова «Пророк»? Какой смысл выявляется при исследовании лексики и стилистики текста? (Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам привело к утрате способности «глаголом жечь сердца людей». Поэты не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен.)

Вопросы и задания к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой...»

1. В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? (Он, как и Байрон, — «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой», он «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и уверен, что «кончит ране», т. е. предсказывает свою короткую жизнь.)

2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. (Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог — «никто»!)

3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию? (Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)

4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?

5. Индивидуальное задание. Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» и в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило...»?

Вопросы и задания к стихотворению «Есть речи — значенье...»

1. Какая проблема поэтического творчества поднята в стихотворении? (Поэт поднимает проблему действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.)

2. Какие тайны поэтической речи волнуют поэта? В чем он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе? (Поэта волнует внутреннее содержание слова, тайна подтекста, которой обладают лишь слова, рожденные сердцем, «из пламя и света». Существуют «речи», в которых трудно уловить смысл, их значенье «темно иль ничтожно». Отсюда задача поэта — находить такие слова, которые, подобно слову Божьему, влияют на людей, побуждают их к сильным чувствам и действиям.)

3. Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова? (Поэзия должна помочь читателям проникнуться волнением «безумства желаний», «слез разлуки», «трепета свиданья». Жизнь толпы, «шум мирской» мешают услышать поэтическое слово, рожденное «из пламя и света». Оно не отзовется в равнодушном сердце, которое разучилось страдать.)

4. Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию? (Только слова, рожденные «из пламя и света», способны влиять на человеческие души. Такие слова слышны повсюду: и «в храме», и «средь боя». Когда чувства поэта предельно напряжены и выражены, вещие, пророческие слова приходят к нему и становятся слышимыми, узнаваемыми. Слова любви, прощанья, борьбы, протеста, облеченные в поэтическую форму, способны вызвать воина «из битвы» и даже прервать молитву в храме, такие слова волнуют и зовут.)

5. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Есть речи — значенье...» со стихотворением Жуковского «Невыразимое» и стихотворением Пушкина «Эхо».

6. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте стихотворение Лермонтова «Журналист, читатель и писатель».

7. Индивидуальное задание 3. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х гг. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.

На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829—1841 гг. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его «от страшной жажды песнопенья», которая «лавой вдохновенья» клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые находит прежде всего в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него — оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначению, презираем обществом и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

 

Урок 33. «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв...»[33]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!