Вечные вопросы бытия в драматическом цикле Пушкина «Маленькие трагедии».



На уроке, посвященном знакомству с «Маленькими трагедиями», следует остановиться на общей характеристике этого драматического цикла, а в групповой работе изучить идейно-художественное своеобразие каждой пьесы, повторив трагедию «Моцарт и Сальери», с которой школьники знакомились в 9 классе.

Проблемные вопросы уроков:

1. Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие — потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии — потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.)

2. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги — искусство — любовь — смерть.) С каких позиций автор решает эти вопросы?

3. Что общего в завязке, развитии действия, кульминации и развязке трагедий? (Действие начинается в самый напряженный момент, когда противостояние героя и мира достигло предела; напряженность действия развивается по ходу сюжета не постепенно, а как цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей; в кульминационные моменты герои фактически стоят перед лицом смерти, являясь при этом носителями одной господствующей страсти; характеры их не развиваются, а подвергаются испытаниям, которые ведут героев к гибели или нравственному краху. Герои стремятся к самоутверждению, попирая при этом нравственные законы, моральные нормы и судьбы окружающих людей.)

4. Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?

Группа 1. «Скупой рыцарь».

1. Проанализируйте монолог Альбера в сцене I и монолог Барона в сцене II. Как в характерах отца и сына отразились две эпохи рыцарства? Какие две «правды» отстаивают герои?

2. Докажите, что и Барон, и Альбер находятся во власти «презренного металла».

3. Прочитайте вслух и затем проанализируйте разговор Барона с герцогом со слов герцога «У вас, барон, есть дети?» до конца трагедии. Почему сын соглашается на дуэль с отцом? Прокомментируйте последнюю реплику герцога.

Вывод. Конфликт трагедии не находит разрешения на уровне вечных ценностей. Деньги отнимают у Барона и Альбера их души. Каждый из героев так и остается носителем своей «правды», и конфликт двух людей становится конфликтом людей и века, их породившего. «Ужасный век» рождает «ужасные сердца» и разрушает человечность, которая гибнет в столкновении с низкими страстями.

Группа 2. «Моцарт и Сальери».

1. Проанализируйте первый и второй монологи Сальери в сцене I. Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд? Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.

2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? Как каждый из них представляет гармонию жизни?

3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте сцену в трактире. Какие образы-символы связаны с внутренним состоянием Моцарта? (Человек, одетый в черном, — мой черный человек — как тень — он с нами сам-третей сидит.) В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные»? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетическим идеалом Пушкина?

Вывод. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность — дар свыше, гениальность — спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Трагедийность финала усиливается тем, что хотя утверждается правда Моцарта, но Сальери перестает быть оплотом ортодоксальности и незыблемости. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом, что для него равносильно смерти.

Группа 3. «Каменный гость».

1. Какие характеристики дают Дон Гуану и Доне Анне монах, Лепорелло, Лаура и Дон Карлос (по сценам I и II)? Какой символический смысл заключен в образах Дон Гуана и Доны Анны?

2. Проанализируйте разговор Дон Гуана и Доны Анны на кладбище (сцена III) со слов «Случай, Дона Анна, случай увлек меня...». Докажите, что оба персонажа противоречивы. Дон Гуан искренен в любви к Доне Анне в момент объяснения с ней, как и ко всем прежним женщинам, но, по сути, несет на себе демоническую печать. Дона Анна — символ ангельского начала, образец чистоты и кротости, но, как истинная испанка, она готова откликнуться на чувства Дон Гуана.

3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте фрагмент сцены IV со слов Дон Гуана «Скажите мне: несчастный Дон Гуан вам незнаком?» до его слов «Прощай же, до свиданья, друг мой милый». Как в этой сцене переплетаются проблемы любви и смерти? С позиций вечных ценностей дайте оценку словам Дон Гуана: «Что значит смерть? за сладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь». Какой смысл выявляется в том, что Дон Гуан гибнет с именем Доны Анны на устах?

Вывод. Дон Гуан представлен в трагедии как символ демонического начала. Любовь только тогда приносит ему наслаждение, когда она смертельно опасна. В этом образе связываются два состояния бытия — жизнь и смерть. Мгновенные наслаждения любовью Дон Гуан переживает как прикосновение к вечности. Осужденный судьбой на постоянные любовные приключения, он раб этого порочного круга. Образ Доны Анны условен, поэтому ее будущее в трагедии не намечено. А Дон Гуан в момент наконец-то настигнувшей его смерти впервые понимает высокий и серьезный смысл жизни и любви.

Группа 4. «Пир во время чумы».

1. Как ведут себя перед лицом смерти герои маленькой трагедии: молодой человек, Мери, Луиза, Председатель? Объясните мотивы их поведения.

2. Сопоставьте песню Мери с гимном Председателя. Что общего в этих песнях? Как в них выражается два отношения к смерти? (Мери поет о любви, которая сильнее смерти. Однако перед лицом смерти привычные ценности теряют свой смысл. Председатель призывает человеческий дух противостоять гибельной угрозе чумы, он бросает вызов судьбе. Он прославляет чуму за то, что она мобилизует силы и волю человека, которые не дают его разуму помутиться и сохраняют величие души. Но его гимн смерти означает и презрение к жизни, порожденное отчаянием. Поэтому картина мира в сознании Председателя предстает искаженной, дисгармоничной.)

3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте диалог священника и Вальсингама со слов священника «Безбожный пир, безбожные безумцы!» до конца трагедии. Какой смысл в этой сцене приобретает тема памяти? Что меняется в отношении Вальсингама к смерти в финале? Почему герой не следует за священником, но уже и не принимает участия в пире?

Вывод. В противостоянии враждебным и гибельным стихиям, самой судьбе человек становится равным им. Такая борьба с Роком становится для него залогом бессмертия, как скажет об этом Пушкин и в лирике 1830-х гг.

«Самостоянье человека — залог величия его». Истинная ценность человека в его стойкости перед ударами судьбы.

На уроке могут быть использованы иллюстрации В. Фаворского, И. Рерберга, М. Врубеля, П. Бунина к «Маленьким трагедиям», фрагменты фильма «Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер), а также песни А. Иващенко к трагедии «Пир во время чумы».

Итог уроков. «Маленькие трагедии» заставляют читателя задуматься о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, об истинных и ложных ценностях. Пушкин прославляет в героях трагедий такие качества, как сила духа, стремление к самоутверждению, способность сразиться с судьбой. Однако почти все его персонажи — заложники своих порочных страстей, которые ведут их к нравственному краху.

Уроки 27*—28*. «„Евгений Онегин“ — это образ мира, явленный в стиле»[30]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!