Вопросы и задания к стихотворению «Отцы-пустынники и жены непорочны...»



1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

4. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?

5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему любоначалие названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?

6. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?

7. Сопоставьте стихотворение с каноническим текстом великопостной молитвы: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь»[20]. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

8. Дайте к стихотворению лексический и историко-культурный комментарий.

9. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина с поэтическим переложением молитвы И. Великопольским. В чем преимущества пушкинского текста?

 

Господь жизневластитель, Будь грешника хранитель И немощному друг! Да праздности недуг С томящею печалью Меня не отягчит, И зов к любоначалью Души не совратит. Да ввек непраздно слово Пребудет лишь готово На истину одну! Страстей всех тишину Любовью и терпеньем Дай грешнику, молю. Ей, Господи, Царю! Дай зреть мне прегрешенье! Дел братних осужденье От уст моих отринь! Да, сердца в умиленьи На мне Отца Святынь Узрю благословенье Во век веков! Аминь.

 

Итог уроков. Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник останется после. Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями — любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать «в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.

 

Урок 19*. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“!»[21]

Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл. «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...», «Дорожные жалобы», «Телега жизни».

Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума. Каждая группа учащихся получает тексты одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводит его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщает классу о результатах своих наблюдений.

В урок может быть включено сообщение заранее подготовленного ученика, который расскажет о результатах исследования стихотворения Пушкина «Странник».

Группа 1. «Зимняя дорога».

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?

3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.

4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?

5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает понять настроение?

6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?

Группа 2. «В поле чистом серебрится...».

1. Каково настроение стихотворения?

2. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?

3. Какими звуками, красками наполнен текст? Как они помогают понять его смысл?

4. Какие фольклорные мотивы вы заметили? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?

5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом. О чем думает и что чувствует лирический герой?

6. Какой смысл придает тексту открытый финал?

7. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста?

Группа 3. «Дорожные жалобы».

1. Какое настроение является в стихотворении ведущим? Меняется ли оно?

2. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?

3. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?

4. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксис и т. п.) прослеживается мотив движения?

5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?

6. Каков поэтический смысл последнего стиха?

Группа 4. «Телега жизни».

1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?

2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?

3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?

4. Как композиция стихотворения связана с его философским смыслом?

5. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?

6. Выявите особенности поэтической формы стихотворения. Каков их поэтический смысл?

7. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?

8. Индивидуальное задание. Как тема дороги отразилась в стихотворении Пушкина «Странник»? Какое переносное и символическое значение приобретает в нем мотив пути?

Итог урока. Тема дороги в лирике Пушкина приобретает философский смысл. Она понимается поэтом в контексте вечного движения жизни, гармонии и круговорота бытия, необратимого бега времени. Дороги в поэзии Пушкина связаны и с темой творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.

Урок 20. «В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!»[22]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!