Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». «Два лика» Петра I. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока.
— Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
— Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?
Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина «два лика» метафорично, то по отношению к Петру в «двух ликах» заключена суть художественного решения образа.
1. Как же проявились «два лика» Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.
Вступление.
Царь-преобразователь | Медный всадник |
Дум великих полн; грозить мы будем шведу; будет город заложен; суждено / в Европу прорубить окно | Вечный сон Петра |
Часть первая.
Царь-преобразователь | Медный всадник |
Потомки Петра (покойный царь) и его генералы не сразу начинают бороться с водой и бурей, утверждая, что «с божией стихией царям не совладеть» | Обращен к нему спиною <...> / Стоит с простертою рукою / Кумир на бронзовом коне (курсив мой. — Н. Б.) |
|
|
Часть вторая.
Царь-преобразователь | Медный всадник |
Чьей волей роковой / Под морем город основался; державец полумира; мощный властелин судьбы; на высоте уздой железной / Россию поднял на дыбы; строитель чудотворный | Подножие кумира; горделивый истукан; кумир с простертою рукою / сидел на бронзовом коне; за ним несется Всадник Медный |
2. Каким мы видим Петра во вступлении? (Царь показан живым, объятым великими думами; но он мечтает о завершении дела («запируем на просторе»), то есть об «остановке» на своем пути, а это первый шаг на пути к «медному всаднику».)
3. В чем суть конфликта Петра и Евгения? (Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер и по-своему права. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликт личности и государства поднимается на уровень социального обобщения и носит неразрешимый характер.)
4. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п.). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.
|
|
5. Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор? (Пушкин и с Петром-преобразователем, и с Евгением, мечтающем о счастье в частной жизни. Но автор против «Медного всадника», то есть власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.)
6. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя? (Город, как и герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Петр — окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь — губитель, убийца, уничтоживший Парашу, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, оборотная сторона его мечты. Здесь царит не Петр, а Медный всадник. Великим делом Петра воспользовались потомки, эксплуатировавшие его реформы и готовые использовать для наживы даже стихию.)
7. Какой символический смысл приобретает «образ» воды, где отражается город? (Город на берегах стремится вверх, а отраженный в воде — вниз.)
8. Прав ли Белинский, видевший в поэме «апофеозу Петра Великого»?
В финале урока можно еще раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина и оценить их позиции с высоты постижения пушкинской поэмы.
|
|
Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире окрашены в трагические тона. Гибнет Петр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, мечты которого сломаны государственной машиной.
После изучения поэмы возможно сочинение или контрольная работа.
Уроки 23*—24*. «...Я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой...»[28]
«Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая трагедия. Взгляды на историю Пушкина и Карамзина. Основной конфликт трагедии. Царь, бояре, дворяне как противоборствующие социальные силы. Народ в оценке автора. Своеобразие художественного историзма Пушкина и его новаторство в пьесе.
|
|
Замысел трагедии «Борис Годунов» возник у Пушкина в связи с чтением «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвящена пьеса. Можно предложить в качестве индивидуального задания ученику, интересующемуся историей, подготовить сообщение на тему: «Оценка правления Бориса Годунова в „Истории государства Российского“ Карамзина», — которое прозвучит в начале урока. Цель — показать историческую основу пушкинской трагедии, найти в ней черты художественного вымысла и соотнести трактовки этой эпохи Карамзиным и Пушкиным.
Пушкин придавал большое значение созданной им трагедии и связывал с ней надежды не просто на литературный, а на театральный успех. В письме Вяземскому от 13 июля 1825 г. он сообщал другу ее полное заглавие: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче». А в «Набросках предисловия к „Борису Годунову“» поэт замечает: «Неуспех драмы моей огорчил бы меня, ибо я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедий Расина и что всякий неудачный опыт может замедлить преобразования в нашей стране».
Эти слова подтверждают грандиозность пушкинского замысла и указывают на то, что пьеса писалась для театра по законам объективного изображения жизни. Сам Пушкин многократно читал ее вслух, входя в роль автора, режиссера и актеров одновременно. Трактовать трагедию на уроках нужно по законам анализа драматического произведения и использовать такие формы учебной деятельности, как выразительное произнесение текста вслух (как в театре), беседу, практическую работу по анализу отдельных эпизодов, индивидуальные сообщения учащихся, сопоставление текста трагедии с другими видами искусства.
Начать урок возможно с чтения начала трагедии, диалога князей Шуйского и Воротынского в кремлевских палатах.
Логичным продолжением чтения станет обсуждение сцены по вопросам:
1. Как диалог Шуйского и Воротынского, датированный в пьесе «1598 года, 20 февраля», связан с эпохой Пушкина?
2. Как символически отразились в этой сцене мотивы убийства ради восшествия на престол?
3. Какие доводы и опасения высказываются в диалоге бояр относительно их права наследования государственной власти? Подтвердите свои мысли цитатами из текста. На какую силу намереваются опереться бояре в конфликте с Борисом Годуновым? («Давай народ искусно волновать...»)
4. Можно ли на основании первой сцены предположить, какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии и какие социальные силы противостоят в пьесе?
Выводы. Пушкин косвенно связывал крах Московского царства и Смуту с убийством Павла I и воцарением Александра I. Обеднение боярских родов Рюриковичей он также соотносил с современной ему аристократической оппозицией, пророча выступления дворян против неограниченной монархической власти.
Далее школьникам следует напомнить смысл сцены в Чудовом монастыре, фрагменты которой они читали и обсуждали в 7 классе, и выяснить смысл последней реплики Григория со слов «Борис! Борис, все пред тобой трепещет...» и до конца этой сцены.
В центре урока основной формой учебной деятельности станет групповая работа. Объединение учеников в группы можно связать с системой образов трагедии Пушкина: царь Борис; бояре во главе с Шуйским; дворяне и поляки, поддерживающие самозванца; народ.
Группа 1. Царь Борис.
1. Проанализируйте монолог Бориса «Достиг я высшей власти...». Как в монологе выражен конфликт между народом и властью? Как психологическое состояние Годунова после разговора с Шуйским выражено в его монологе «Ух, тяжело!.. Дай дух переведу...»?
2. Какие советы Борис дает сыну в сцене передачи власти Феодору? Проанализируйте последний монолог Бориса со слов «Подите все — оставьте одного».
3. Как автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и изображает нравственные мучения царя?
Вывод. Несмотря на многогранный облик царя Бориса, которому присущи и положительные, и отрицательные черты, его главная цель — ограничить права своих подданных и не потерять власти своего рода. Борис гибнет не по воле людей, окружающих его. По мысли Пушкина, он жертва Рока, бессознательным исполнителем воли которого выступает народ.
Группа 2. Бояре.
1. Прочитайте выразительно фрагмент разговора боярина Шуйского и Афанасия Пушкина со слов «Племянник мой, Гаврила Пушкин, мне / из Кракова гонца прислал сегодня...» до слов «Мы помолчим до времени».
2. Каково отношение боярства к вести о Самозванце? Какие пороки государственной власти осуждает в своем монологе Афанасий Пушкин?
3. Проанализируйте разговор царя Бориса с Шуйским об убиенном царевиче Димитрии со слов царя «Постой. Не правда ль, эта весть затейлива?..» до слов «Довольно, удались». Почему Шуйский лукавит в разговоре с царем?
Вывод. Боярство хочет разделить управление страной с царем и добиться для себя привилегий даже путем обмана. Шуйский лжет царю о причинах смерти царевича, а сам возмущает народ, чтобы свергнуть царя.
Группа 3. Дворяне и поляки, поддерживающие Самозванца.
1. Проанализируйте сцену в доме Вишневецкого в Кракове. Как в ней выражается стремление опального дворянства вернуть свои позиции в русском государстве? Какие надежды оно возлагает на Самозванца?
2. Проанализируйте фрагмент диалога Самозванца с Мариной Мнишек со слов Самозванца «Тень Грозного меня усыновила...» до конца сцены. Как в этом разговоре выражаются амбициозные позиции и Самозванца, и Марины? Какую нравственную оценку можно дать этой сцене?
3. Проанализируйте разговор Бориса и присягнувшего ему Басманова со слов царя «Ты побежден, какая польза в том?..» до слов Басманова «У царского престола стану первый... И может быть...». Как в нем выражается позиция изменника Басманова и подчеркивается сущность отношений власти с народом?
Вывод. Дворяне и поляки поддерживают Самозванца, так как с его помощью надеются получить власть наравне с боярами. В облике Самозванца проступает слепая вера народа в чудесное воскрешение царевича, поэтому Борис вынужден сражаться не только с реальным противником Лжедмитрием, но и «тенью Дмитрия», в которую верит народ.
Группа 4. Народ.
1. Проанализируйте сцену на Девичьем поле. Как показан в ней образ народа? Как народ относится к царской власти? Как выражается «мнение народное» в сцене с юродивым?
2. Прочитайте монолог боярина Пушкина в сцене разговора с Басмановым в ставке. В чем смысл слов Пушкина о том, что они сильны «мнением народным»?
3. Дайте нравственную оценку диалогу боярина Пушкина с народом на Лобном месте со слов «Царевич нам боярина послал...» и до конца сцены. Почему в финале «народ безмолвствует»? Как автор понимает роль народа в истории?
Вывод. Народ представляет собой самостоятельную силу, которая, однако, не оказывает власти реального сопротивления, но является моральным судом для всех трех противоборствующих социальных групп: Бориса и его приближенных, бояр во главе с Шуйским, Самозванца и поддерживающих его дворян и поляков. Однако в народных оценках крайне слаб сознательный элемент, мнение народа изменчиво, народу присуща историческая беспомощность и рабская психология. Поэтому трагедия власти становится трагедией народной. Однако интуитивно народ видит правду и выносит свой суд тем, кто виновен. В этом смысл финальной ремарки трагедии «народ безмолвствует». Для народа выход из тупика автор видел в просвещении, в гражданском и общественном воспитании и считал, что государственная власть будет сильна до тех пор, пока ей не будет противостоять реальная и дееспособная оппозиция. Такой силой Пушкин считал древнюю родовую аристократию, равную Романовым, к которой принадлежал и он сам.
Эмоциональный фон урока может быть поддержан с помощью прослушивания арии царя Бориса из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении Ф. Шаляпина, просмотра фрагментов фильма «Борис Годунов» с С. Бондарчуком в главной роли, а также рассматривания и оценки иллюстраций художников В. Фаворского и П. Соколова-Скаля к трагедии Пушкина «Борис Годунов».
В заключение урока может быть проведена фронтальная беседа по следующим вопросам (также могут быть использованы вопросы и задания учебника):
1. В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?
2. Какие законы драматических произведений классицизма нарушает Пушкин в своей трагедии?
3. В чем своеобразие пушкинских взглядов на историю?
4. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии?
Они также могут стать для учащихся темами индивидуальных сообщений, подготовленных самостоятельно.
Итог уроков. Работа над трагедией «Борис Годунов» привела Пушкина к нравственному прозрению. Размышления над событиями Смутного времени укрепляют гуманизм его поэзии. Его нравственные оценки способны формировать общественное мнение, постоянно напоминая читателям, что в жизни вечно, а что преходяще. В трагедии Пушкин обновляет свою концепцию истории и явственно показывает черты нового художественного метода — реализма.
Уроки 25*—26*. «...Ничего нет труднее, как говорить о произведении, которое велико и в целом и в частях! К таким принадлежат: „Моцарт и Сальери“, „Скупой рыцарь“, „Каменный гость“...»[29]
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 3840; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!