Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме.



Для рассказа об истории создания поэмы можно использовать книгу «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». Поэма невелика, поэтому стоит прочитать ее вслух, что поможет эмоционально включиться в исследование ее проблематики и поэтики. Можно творчески использовать и иллюстрации художника А. Бенуа. «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр<я> 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.

Интересно познакомиться с различными оценками поэмы. В. Брюсов, изучивший шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ ... должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; „бедный Евгений“ — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности»[23]. Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царят — на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы...

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»[24].

Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.

Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник»

1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.

2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)

3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?

4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?

5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?

6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров...») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?

7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?

думы Петра о новом городе — Петра творенье

приют убогого чухонца — юный град... вознесся пышно, горделиво

у низких берегов — по оживленным берегам

один финский рыболов — корабли со всех концов земли

бедный челн — богатые пристани

старая Москва — младшая столица

прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой

пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой

живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия... торжествует

град Петров — финские волны, стихия

он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)

красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ

8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.

Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?

Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.

Урок 21. «В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы»[25]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!