Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою...».



На уроке внеклассного чтения, посвященном знакомству с адресатами любовной лирики Лермонтова, возможны формы деятельности, пришедшие из внеклассной работы по литературе: концертные номера, экскурсия по галерее портретов, прослушивание музыкальных фрагментов и др. Урок можно начать с чтения стихов Лермонтова о любви, изученных ранее: «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Отчего» и прослушивания романсов на эти стихи, показа портретов героинь, вдохновивших поэта.

Естественной будет исследовательская работа в группах, подготовивших рассказы о женщинах[38], которым посвящены лермонтовские стихи, и их чтение, например:

Группа 1. Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина). «К Л.» («Подражание Байрону»), «Для чего я не родился...».

Группа 2. Екатерина Александровна Сушкова. «К С.» («Вблизи тебя до этих пор...»), «Благодарю!», «Весна», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»), «Расстались мы, но твой портрет...».

Группа 3. Александра Осиповна Смирнова (урожденная Россет). «Без вас хочу сказать вам много...».

Группа 4. Мария Алексеевна Щербатова. «На светские цепи, на блеск утомительный бала...», «Из-под таинственной, холодной полумаски...».

Группа 5. Наталья Федоровна Иванова. «Н. Ф. И<...>вой» («Любил с начала жизни я»), «Романс к И...», «К Н. И...», «Я не унижусь пред тобою...».

Для обучения анализу лирического текста можно взять стихотворение «Я не унижусь пред тобою...».

Вопросы и задания к стихотворению «Я не унижусь пред тобою...»

1. Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами? (Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение лирического субъекта.)

2. Каково настроение и ключевые образы 1—3-го катренов? (Главные образы — Я и Ты, но «мы — чужие», «я не отдам своей свободы», «я целый мир возненавидел». Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?)

3. Как в 4—7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7-й катрен с финалом стихотворения Пушкина «Я вас любил...». Есть ли здесь основания для сопоставления?

4. Каковы ключевые слова 8—10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? («Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?»)

5. Каков общий вывод стихотворения в 11—12-м катренах? («Тебе я душу отдавал», но только потому, что ошибся — «я тебя не знал». Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического «я»?)

Итог урока. Лирический герой интимной лирики, не нашедший спасения в творчестве, несчастен и в любви. Она приносит ему страдания так же, как и светское общество, мир-маскарад. Трагизм мироощущения усиливается тем, что в интимную лирику проникают социально-философские обобщения о месте человека в мире, о его праве на счастье, о его романтической мечте, связанной с поиском вселенской гармонии бытия и человеческой личности.

 

Урок 37*. «Нет поэта более космичного и более лиричного...»[39]

Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения.

Урок может быть проведен в форме семинара, где будут обобщены основные черты художественного мира лирики Лермонтова.

План семинара

1. Эволюция образа лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова.

2. Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова.

3. Поэзия, любовь, природа как способы преодоления трагизма жизни.

4. Жанр элегии, романса, послания, баллады в поздней лирике поэта.

На семинаре возможна проверка навыков интерпретации лирики, выявления ее структурно-семантических и историко-культурных аспектов. Работу можно организовать в группах, которые будут исследовать два стихотворения, отличающихся спецификой лирического «я», составлять вопросы для анализа стихов. Это «Предсказание», написанное 16-летним поэтом, и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» — образец зрелого творчества.

Вопросы и задания для анализа стихотворения «Предсказание»

1. Какие слова и выражения создают мрачный колорит стихотворения?

2. На какие смысловые части можно его разделить? (1—10-й стихи — картины смерти, голода, болезней; 11—18-й стихи — образ «мощного человека».)

3. В каких картинах поэт изображает состояние России? Смерть, кровь, незащищенные жены и дети, чума, голод. Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображенным картинам? (Черный год, печальные села, бедный край, терзать, горе для тебя.)

4. Каким автор рисует «мощного человека»? (В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; все ужасно, мрачно было в нем.) Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России? (Вряд ли он способен к гуманности, если в нем «все ужасно», «в руке... булатный нож», а стон и плач людей вызывают у него только смех.)

5. Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция? (Может быть, это показатель нерасчлененности мира, зависимости человека от мировых катастроф, невозможность вырваться из кольца времени.)

6. Можно ли утверждать, что в стихотворении использован прием градации? Как это помогает в понимании смысла стихотворения? (Вероятно, поэт убежден, что цепь тяжелых социальных катастроф способна в конце концов привести к появлению «мощного человека», сильной личности. Но будет ли это спасением, он не уверен. Изображенный поэтом лидер, сверхчеловек вряд ли способен к гуманным поступкам.)

7. Какова цветовая гамма стихотворения? Как помогают понять его смысл цветовые образы? (Основные цвета стихотворения — это черный и красный. Можно по-разному трактовать символический смысл этих цветов, но то, что они создают ощущение тревоги, беспокойства, — это очевидно.)

8. Как на протяжении текста меняются поэтические интонации? (Вначале текст вызывает у читателя ощущение тревоги, волнения, картины человеческого горя вызывают чувства утраты, скорби, страха. Кульминация чувств в словах «И горе для тебя!». Здесь, кроме пронзительной интонации, появляется и образ читателя, собеседника лирического «я», который может стать одним из тех, кто пострадает не только от голода, чумы и потери крова, но и от антигуманности, жестокости «мощного человека».)

9. Охарактеризуйте образ лирического «я» в этом стихотворении. Как в нем проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова?

10. Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.

При анализе стихотворения нужно сообщить классу необходимую историко-биографическую информацию. 1830 г. для Лермонтова — это время окончания Благородного пансиона и начало учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета. Лето 1830 г. — это не только время «холерных бунтов», которые распространились в южных губерниях России, но и период революции во Франции, начавшейся 27 июля по новому стилю. 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола, а впоследствии бежал в Англию. Эти события были отражены и в стихотворениях «10 июля (1830)» и «30 июля. — (Париж). 1830 года». Датировку первого стихотворения исследователи считают ошибочной, предполагая, что вместо «10 июля» следует читать «10 августа». В стихотворениях звучат мотивы «вольности кровавой», когда «гордые восстали» и посылают угрозы царям: «Есть суд земной и для царей». Впоследствии эта же мысль прозвучит в стихотворении «Смерть поэта».

Это время стало тяжелым и для семьи его бабушки Е. А. Арсеньевой. 3 июня 1830 г. был убит ее родной брат, севастопольский губернатор Н. А. Столыпин. Эти впечатления отразились в настроении стихотворения. Характеристика «мощного человека» — «И будет все ужасно, мрачно в нем, / Как плащ его с возвышенным челом» — сближает его с Наполеоном. В стихотворении «Наполеон» (1830) читаем: «Он не живой и даже не мечта. / Сей острый взгляд с возвышенным челом / И две руки, сложенные крестом».

В рукописи стихотворения «Предсказание» рукой Лермонтова было написано: «Это мечта». Если лермонтоведы советского времени трактовали эту приписку как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этим словам придают значение «мечта», «видение», «фантазия».


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1023; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!