Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...»



1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»?

2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад лишен красок, он черно-белый.)

3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)

4. 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.)

5. Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы неуклонно сужается; руки «красавиц городских» касаются рук лирического «я», и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)

6. Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3—4-я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.)

7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)

8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.)

9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что мир мечты лишен «тягостных сомнений и страстей».)

10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «нéзваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» бездушной толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)

Приступая к анализу стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», вершине философской лирики Лермонтова, можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем.

Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...»

1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?

2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?

3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2-й строфе?

4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?

5. Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?

6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?

7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 г. «Выхожу один я на дорогу...» и «Любовь мертвеца». В чем разница в отношении лирического «я» к Богу в этих стихотворениях?

Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.

Обучая школьников анализу стихотворений, следует помнить, что в истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию лирики, помогает ее восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.

 

Урок 36. «Мне грустно, потому что я тебя люблю...»[37]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!