ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ



Успешная адаптация ребенка в новых для него усло­виях школьной жизни в значительной мере зависит от того, как он подготовлен к обучению. Предпосылкой такой го­товности является достижение дошкольником определен­ного уровня развития игровой деятельности.

Как правило, дети с задержкой психического развития к школьному возрасту не овладевают высшими формами игровой деятельности без осуществления коррекционной работы. В частности, у них оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет не выходит за пределы бытовой темы, способы общения и действия бедны, роли охватывают небольшое игровое об­щество и на короткий срок.

Специальная школа призвана облегчить ребенку период смены ведущих видов деятельности, помочь ему преодо­леть трудности перехода к школьному обучению. Одним из средств в достижении этой цели являются дидактические

игры. На первый план в таких играх ставятся образова­тельные (дидактические) задачи, которые решаются в за­нимательной форме. Благодаря этому дети учатся наблю­дать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, что способствует умственному развитию учащихся. Одновременно развиваются их восприятие, речь, внимание, память.

Эмоциональность, искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания у них важнейших волевых качеств: выдержки, дисциплини­рованности, умения регулировать свои действия, свое по­ведение.

Рекомендации к использованию игр и игровых приемов при обучении детей различным учебным предметам содер­жатся в соответствующих главах пособия. Мы рассмотрим отдельные вопросы методики проведения дидактических игр: подбор, руководство ходом игры, подготовку к прове­дению, повторение и усложнение игр и т. п.

Подбор игр. До настоящего времени в советской дидак­тике нет единой классификации игр: их подразделяют в зависимости от содержания, наличия или отсутствия игро­вого материала, степени активности детей и т. д.

Используемые в школе для детей с задержкой психиче­ского развития дидактические игры можно распределить по содержанию в соответствии с разделами программы: игры, способствующие ознакомлению с окружающим ми­ром и развитию речи, усвоению родного языка, развитию математических представлений, музыкальные, подвижные игры.

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и развитие речи, в свою очередь мож­но распределить на игры по сенсорному воспитанию (раз­витие обобщенных представлений о цвете, форме, величине предметов), игры для ознакомления с общественной жизнью с природой.

На уроках родного языка используют фонетические иг­ры (для первоначального ознакомления со звуками речи, составления схем звуковой структуры слов и др.); графи­ческие (усвоение графического образа букв, составление и чтение слогов, слов); лексические (для обогащения и уточ­нения словаря); развивающие грамматический строй, связ­ную речь; направленные на овладение техникой письма (развитие мелких мышц пальцев руки) и т. п.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. В основном, они состоят из таких элементов, как:

1) дидактическая задача;

2) игровое действие, или игровой элемент;

3) правила;

заключение, или окончание игры

 

Ребенок, выполняя интересные игровые действия, подчи­няясь правилам, которые ему объясняет взрослый, решает определенные познавательные задачи. Результаты правиль­но организованной игры показывают педагогу уровень ус­воения детьми знаний, степень сформированности умений и навыков, способность применять их в измененных усло­виях.

Выбирая игру, учитель должен руководствоваться со­держанием программы по данному предмету, учитывать возрастные возможности и интересы школьников, проду­мывать формы организации игры (количество участников, время и место проведения, продолжительность и др.).

Учителю необходимо также продумать, какие конкрет­ные дидактические задачи стоят перед игрой, и определить ее место в системе применяемых на уроке приемов и мето­дов (таких, как использование средств наглядности, пред­метно-практическая деятельность и т. п.). Например, одна и та же дидактическия задача — научить детей различать парные понятия «справа — слева», «вверху — внизу» — ре­шается как в процессе их предметно-практической деятель­ности при широком использовании наглядного материала, так и с помощью дидактической игры.

Для формирования понятий «справа — слева» детей сначала учат практически различать правую и левую руку, затем ученики совершают разнообразные действия с пред­метами, в процессе чего в их речь активно вводятся ука­занные слова. Обучение (ознакомление с понятиями) мо­жет быть организовано следующим образом. Учитель пред­лагает всем рассмотреть таблицу, на которой изображены четыре предмета: справа — ручка, слева — карандаш, ввер­ху— краски, внизу — кисточка. Разобрав, как расположе­ны на рисунке предметы, дети учатся воспроизводить в реальной ситуации изучаемые пространственные отноше­ния. Они выполняют задания в соответствии с указаниями учителя: «На листе бумаги положите справа ручку, сле­ва — карандаш. Что лежит у вас справа, что лежит слева?» На вопросы учителя: «Где лежит ручка? Как она располо­жена по отношению к карандашу?» — дети отвечают, ис­пользуя точные пространственные обозначения, т. е. тре­нируются в активном употреблении слов.

Эта же дидактическая задача решается через игровые действия. Так, для закрепления понятий «справа — слева» можно провести игру «Водители».

Описание игры. Играющие сидят за партами (за столом). Они «водители». «Милиционер» (учитель) по­казывает карточки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Правила. 1. «Милиционер» не должен подсказывать играющим. 2. Играющие обязаны сохранять полную ти­шину.

Указания к проведению. 1. Можно изготовить фор­менные фуражки или нагрудные знаки для водителей. 2. «Милиционер» должен показывать карточки в одном темпе. 3. В конце игры следует отметить лучших «во­дителей».

Вариант. Эту игру можно провести как соревнова­ние между октябрятскими звездочками или рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек.

Руководство игрой. Правильно подобрав игру по содер­жанию, надо еще и провести ее таким образом, чтобы она способствовала приобретению (закреплению) знаний и формированию положительных навыков и качеств лично­сти. Так, играя в «водителей», дети учатся работать в оп­ределенном темпе. Учитель не ждет, пока каждый ребенок выполнит задание: равномерно, в посильном большинству ребят темпе он показывает одну картинку за другой. Это дисциплинирует детей, организует их деятельность. В про­цессе игры закрепляются изучаемые понятия, а ее резуль­таты дают учителю возможность контролировать усвоение школьниками соответствующих знаний.

В каждой игре необходимо соблюдать правила ее про­ведения. Если же они вызывают затруднения, можно пред­ложить облегченный вариант. Так, в рассматриваемой игре дети могут забыть, какая фишка обозначает «направо», а какая — «налево», и часто задают вопрос: «Направо — это красная фишка или синяя?» Чтобы избежать недоразуме­ний и ошибок, учитель на красной фишке рисует стрелочку слева направо, а на синей — наоборот. Опираясь на такие образцы, ученики в дальнейшем легко ориентируются в задании.

Изложение содержания игры, объяснение ее ноавил должны быть краткими, четкими. Многословное длитель­ ное объяснение ведет к тому, что дети утомляются у них притупляется внимание, пропадает желание играть'

Следует заметить, что в подготовительном классе глав­ное—не увеличение количества игр, а их повторение и усложнение.

Усложнить игру можно путем увеличения числа пра­вил, количества участников, вводимых предметов, измене­ния формы организации детей, темпа проведения и т. д.

К составлению новых вариантов можно привлекать уча­щихся, которые вносят в нее элементы из других игр.

Приведенную выше игру «Водители» можно усложнить следующим образом: дети должны назвать машину, рас­сказать, какую работу она выполняет. Однако, если при ответе на вопрос о назначении машины ребенок затрачи­вает большие усилия на грамматическое оформление вы­сказывания, у него пропадает интерес к игре. Значит, пе­ред введением нового задания следует потренировать детей в ответах на эти вопросы.

Интерес к игре у детей проявляется неравномерно и часто зависит от темпа, выбранного учителем, от числа игровых действий, их смены. Начинается игра, как прави­ло, в замедленном темпе — играющие должны сориентиро­ваться в правилах, сообразить, как применить имеющиеся знания для решения игровой задачи. Когда игра развер­тывается и детям легко выполнять нужные правила, темп убыстряется. Слишком быстрый темп, частая смена игро­вых действий могут «затормозить» детей, что, в свою оче­редь, сказывается на их интересе к игре.

Значительные затруднения у детей с задержкой психи­ческого развития вызывают игры, хорошо знакомые их нормально развивающимся сверстникам. Примером может служить игра «Чудесный мешочек». Для водящего сложно определить и назвать ощущаемые признаки, не называя самого предмета, для остальных — по названным призна­кам угадать предмет, находящийся в «чудесном мешочке». В целях подготовки учащихся к этой игре следует систе­матически проводить упражнения в подборе предметов к названным признакам: «Я укажу один из признаков пред­мета. Догадайтесь, о каком предмете я говорю. Найдите и покажите его. Зеленый ...», — говорит учитель. «Цве­ток», — отвечают дети. «Что это? Круглая ...». «О каком предмете в нашем классе можно сказать, что он квадрат­ный и большой?» Этим целям способствуют также игры на

узнавание, различение и соотнесение предметов по цвету («Кто быстрее соберет одинаковые по цвету игрушки»); на выделение и различение формы предметов («Лото гео­метрическое», «Что на что похоже» — упрощенный вариант игры «Чудесный мешочек»), величины («Наведи поря­док»); на воссоздание целостного образа предметов («Ко­му что подойдет») и др.

Можно предварительно познакомить играющих с пред­метами, которые будут находиться в «чудесном мешочке». Можно поместить изображения этих предметов на набор­ном полотне, ограничив таким образом круг поиска. Назы­вая признаки, водящий ориентирует детей на род предмета, согласовывая прилагательное с местоимением «он», «она» или «оно»: «Он овальный, средней величины, гладкий...» и т. п. Значительную помощь оказывают составленные в процессе изучения темы «Свойства предметов» таблицы «Какой они формы?», «Знаешь ли ты цвета?», «Если по­смотреть вокруг».

Развитию внимания, зрительной и словесной памяти учащихся служит игра «Что изменилось?». Ее целесообраз­но проводить систематически, как один из постоянных раз­делов урока. Начинать следует с небольшого количества (5—7) предметных картинок (или реальных предметов), постепенно расширяя, увеличивая «поле наблюдения» (до 15 единиц), изменяя положение целой группы, убирая и добавляя отдельные предметы, меняя некоторые их при­знаки (зеленый лист рябины на желтый и т. п.).

На одном уроке в зависимости от его целей может быть проведена одна—три дидактические игры, разные по дли­тельности и степени сложности. Короткая игра, на 3—5 минут, может быть дополнена упражнениями в занима­тельной форме, когда задания детям даются от имени хо­рошо знакомых персонажей (Незнайки, Буратино, Маль-вины и др.). Сказочные формы оживляют урок, вызывают положительные эмоции по отношению к учебному мате­риалу. Так, при обучении составлению и чтению слов из прямых слогов можно провести игру «Кто, кто в теремочке живет?». Учитель прикладывает к слоговой таблице кра­сочный картонный теремок с окошечком. Дети читают слог, выставленный в окошке, затем — второй и называют полу­чившееся слово.

На уроке математики для усвоения числового ряда можно предложить игру «Сказочный домик». На доске прикреплен нарисованный дом в три окна, прорези кото­рых закрыты ставнями. Учитель или ведущий ученик меняет цифры за ставнями, а дети должны «угадать», какие «соседи» живут за закрытыми окошками. Такая игра спо­собствует концентрации внимания детей.

В начале урока следует, в основном, проводить корот­кие игры, в процессе которых проверяются уже сформиро­ванные знания и умения.

Продолжительные игры, цель которых сравнить реаль­ные предметы и их изображения, группировать и класси­фицировать объекты и т. д., лучше проводить в конце уро­ка, чтобы не нарушить ход занятия. Так, дидактической задачей игры «Разведчики» является формирование обоб­щающих языковых понятий и закрепление умения выде­лять в слове заданный звук. Кроме того, она обогащает чувственный опыт ребенка, развивает мыслительную дея­тельность. Содержание игры состоит в следующем.

Учитель заранее раскладывает карточки в классе (на окнах, на столе, у доски, около стендов и т. п.) и затем раздает каждому ученику по одной предметной картинке из разных родовых групп. Ребенок должен найти подходящие карточки, составляющие с его кар­тинкой общую родовую группу, и рассказать о содер­жании получившегося набора. Можно предложить до­полнительное задание — назвать только те предметы, в которых есть указанный учителем звук.

Для активизации инертных, пассивных детей можно использовать игры с элементами соревнования, даже азар­та. Примером является игра «Кто быстрей дойдет до фи­ниша?», дидактическая цель которой — закреплять знание порядкового счета, цифр, умение выделять звуки в слове.

Дети получают по полоске бумаги в клетку и ста­вят над клетками цифры от 1 до 10. Учитель предлагает придумать слово с заданным звуком в начале (или в середине, или в конце). Кто правильно и быстро при­думал слово, передвигает фишку на одну клетку вперед.

Такие игры требуют от детей большого напряжения внимания, активной мыслительной деятельности. Учитель должен вовремя увидеть признаки сильного возбуждения или «отключения» отдельных детей и закончить игру.

Некоторые игры, например «Юные корреспонденты», задают тон уроку в целом. Учитель на уроках чтения или ознакомления с окружающим миром начинает игру слова­ми: «Внимание! Внимание! Говорит школьный радиоузел. Сегодня наши корреспонденты расскажут вам о...» Играющие, заранее получившие задания и подготовившие рас­сказы, передают свои корреспонденции в «микрофон». Остальные оценивают прочитанный текст, высказывают свои суждения о нем, о его грамматическом оформлении, предлагают внести в него отдельные исправления и т. п.

Многие игры направлены на удовлетворение потребно­сти детей в движении. Учитывая их повышенную утомляе­мость, можно иногда вводить в уроки подвижные игры. Они помогают повысить работоспособность учеников и за­тем переключить их на задания, требующие значительного умственного напряжения. На уроках иногда вместо физ­культурной паузы следует использовать игры малой и еред-ней подвижности, типа «Найди свою пару», дидактической задачей которой является закрепление понятия «состав числа».

У каждого ученика имеется несколько карточек с изображением разных количеств предметов. По сигналу каждый ребенок находит себе среди остальных играю­щих пару, так чтобы сумма предметов на их двух кар­точках составляла заданное учителем число. Движения детей в этой игре спокойные, размеренные.

Использование игр средней подвижности целесообразно на уроках «Ознакомление с окружающим миром и разви­тие речи», при изучении правил дорожного движения (тема «Мой город»). Для закрепления знания сигналов свето­фора в конце урока можно провести игру «Светофор».

Играющие — пешеходы строятся в колонну на рас­стоянии одного шага друг от друга. Они должны по очереди перейти перекресток, ориентируясь на сигналы светофора (команды ведущего). Ученик с мячом идет к светофору. По сигналу ведущего: «Красный свет» — ученик останавливается, при команде: «Желтый свет»— ждет следующего сигнала и только на «Зеленый свет» бросает мяч в отверстие светофора. Если ребенок бро­сает мяч при команде «Красный или желтый свет», он выбывает из игры'.

В качестве светофора используют фанерный ящик с тремя круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше диаметра мяча.

Очень подвижные дидактические игры можно прово­дить на большой перемене или во время развивающей про­гулки. Например, при изучении темы «Животные» можно использовать такие популярные игры, как «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», которые развивают воображение, выдержку, наблюдательность, сообразитель­ность, способности передавать в движениях характер пер­сонажей (походку, повадки, манеры), действовать в соот­ветствии с установленными правилами, ориентироваться в пространстве, самостоятельно выбирать нужное направле­ние движения.

При выборе игры необходимо учитывать организован­ность детей. Для класса (группы), недостаточно организо­ванного, первое время подбирают более спокойные игры (в кругу, с пением, с речевым сопровождением), постепен­но переходя к играм с движением.

Подвижные игры на большой перемене часто ведут к перегрузке детей из-за чрезмерной возбудимости и утом­ляемости: они перестают соблюдать правила, затормажи­ваются, теряют интерес к игре. Это происходит, если во­дящему, например, долго не удается поймать никого из играющих. Для упорядочения и организации таких игр можно ограничить флажками или очертить линиями терри­торию, где «ловишка» или хитрая лиса ловит играющих, на­значить нового водящего, упростить правила игры или заменить на другую, предназначенную для более млад­шего возраста (на «Зайцев и волка», «Охотника и зай­цев»), до тех пор, пока дети не усвоят правила.

Закончив играть, нужно подвести итог, определить вме­сте с учениками победителей, рассказать об основных ошибках.

Дидактические игры предоставляют большие возмож­ности для развития игровой деятельности детей в целом. Они являются эффективным средством подготовки к про­ведению сюжетно-ролевых игр, чрезвычайно важных для формирования познавательных интересов, учебной моти­вации и решения образовательных и воспитательных за­дач. Так, прежде чем играть в «Магазин», полезно прове­сти дидактические игры «Овощи или фрукты», «Не пере­путай»; для ролевой игры «Строительство» будут полезны игры «Что мы знаем о транспорте?», «Умные машины», «Торопись, но не ошибись», «Кому что нужно?» и др.

Для усложнения и развития сюжетно-ролевой игры же­лательно участие в ней педагога. Первоначально он играет ведущую роль, подсказывает ученикам, как построить сю­жет, распределить роли, подобрать игрушки. Детей посте­пенно обучают самостоятельно строить сюжет, использо­вать знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, при слушании художественных произведений, привлекать необходимый игровой материал. На втором этапе педагог берет на себя второстепенную роль, а затем совсем выходит из игры, становясь наблюдателем и лишь иногда давая ученикам какие-либо советы для ее дальней­шего продолжения. Не все дети с задержкой психического развития активно участвуют в сюжетно-ролевой игре. По­этому в процессе обучения необходимо систематически вовлекать в игру малоактивных ребят. Учитывая, что де­тям легче ориентироваться в небольшом коллективе, лучше усваивать правила, в первое время пребывания их в школе игру можно организовывать не со всеми одновременно, а с малыми группами.

Для примера покажем, как во внеурочное время прово­дится игра «Больница», цель которой — формирование и закрепление представлений и понятий о профессии врача (в помощь уроку «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»).

В качестве подготовки сначала перечитывают сказку К- Чуковского «Айболит», рассматривают к ней иллю­страции, обсуждают содержание; затем проводят бесе­ду на основании личного опыта детей, об их посещении поликлиники, а также организуют экскурсии в кабинет школьного врача.

Потом учащиеся знакомятся с атрибутами игры, об­суждают их назначение, распределяют роли. Первона­чально главную роль — врача •—берет на себя взрос­лый, а потом поручает ее наиболее активным детям. Игра будет более сложной, если в нее ввести роли вра­чей разных специальностей и соответствующие «каби­неты» — зубной, ухо-горло-нос, глазной и др. Для даль­нейшего усложнения игры можно обсудить с ее участ­никами проблемную ситуацию «Как срочно помочь больному?» и организовать отделение «Скорой помощи» с санитарами и шоферами. Впоследствии, после экскур­сии в аптеку, в сюжет игры вводятся элементы, уточ­няющие и расширяющие представления детей о назна­чении аптеки, о труде работающих в ней взрослых.

Так в игре ученики постепенно закрепляют и расширя­ют знания о профессиях и трудовой деятельности людей, что имеет большое образовательное и воспитательное зна­чение.

 

Литература для учителя

Аксенова А. К. и др. Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4 классах вспомогательной шко­лы — м.: Просвещение, 1987.

БондаренкоА. К. Словесные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1977.

Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в детском саду: Метод. рекомендации/Сост. Н. С. Стар-жинская, Л. И. Смагина. — Минск: Нар. асвета, 1У»А

Дрязгу нов а В. А. Дидактические игры для ознакомле­ния дошкольников с растениями. —М.: Просвещение,

1981.

Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по ма­тематике во вспомогательной школе.—М.: Просвеще­ние

 


 

 


 


 


 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!