ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР УРОКОВ ТРУДА



Одной из важных задач трудового обучения является воспитание положительных качеств личности школьников (привычки к трудовому усилию, самостоятельности, целе­устремленности, организованности и др.), а также их нрав­ственного поведения. Уроки труда являются действенным средством трудового и нравственного воспитания уча­щихся.

У детей первого года обучения в процессе их трудовой деятельности развивается умение ставить цель, проявлять настойчивость для ее достижения, преодолевать при этом различные трудности. Эти качества формируются в ре­зультате специально направленной работы учителя и вос­питателя, осуществляемой с учетом особенностей и воз­можностей детей с задержкой психического развития, а также их индивидуальных различий. Планируя уроки тру­дового обучения, учитель должен предусматривать задачи воспитания положительных качеств личности всех учащих­ся, особенно тех, которые попадают в специальную школу после безуспешного обучения в массовой и у которых по­является негативное отношение к учебе.

Решение воспитательных задач на уроках труда тесно связано с формированием у учащихся положительного от­ношения к трудовой деятельности, с повышением интереса к труду. На этих уроках имеется немало возможностей для того, чтобы вызвать и поддержать интерес учащихся: по­мимо общественно полезной направленности работы, ува­жения к ее результатам и т. д. (о чем говорилось выше), необходимо вносить в обучение элементы занимательно­сти, новизны, развивать творческое воображение детей, их смекалку и сообразительность.

В процессе трудовой деятельности происходит форми­рование начал коллективизма: умения работать вместе, помогать своим товарищам, учитывать желания друг дру­га. С первых дней обучения учитель должен привлекать школьников к совместной деятельности, учить их способам коллективной работы, показывать на конкретных примеpax важность и преимущества коллективных форм труда: вместе работать легче, быстрее, лучше, вместе можно сде­лать то, что вообще не сделаешь порознь. Необходимо создавать специальные ситуации, в которых дети помога­ли бы друг другу.

Примером совместной работы учащихся может служить изготовление коллективной аппликации. Одна группа де­тей занимается обводкой по шаблону, другая вырезает об­веденные детали, третья их приклеивает. Коллективная аппликация может быть вывешена в классе, коридоре в качестве украшения, может служить иллюстрацией к ка­кой-либо сказке.

Объединяя детей для коллективной работы, следует предусмотреть общие и индивидуальные воспитательные задачи, в которых учитывались бы особенности отдельных учащихся. Робкие, неуверенные в себе ребята могут быть объединены в группу с более решительными; импульсив­ные и расторможенные —с более уравновешенными и рас­судительными. Следует также учитывать разную степень владения детьми трудовыми умениями и навыками: силь­ных учащихся иногда целесообразно объединять со сла­быми. Не менее важно знать индивидуальные возможно­сти каждого ребенка для правильного оценивания выпол­ненной работы. Робких, нерешительных детей нужно по­ощрять за малейшие достижения, самоуверенным и пере­оценивающим себя — разъяснять ошибки, допущенные ими в результате необдуманности, спешки.

Воспитательное значение на уроках труда имеет ис­пользование рассказов, сказок, в которых подчеркивается роль коллективного труда. С этой целью может быть обыг­рана сказка «Репка». Дети вспоминают и рассказывают сказку, учитель ставит перед ними вопросы, помогающие раскрыть нравственные отношения персонажей: по оди­ночке никто не мог справиться — все вместе смогли. Сле­дует изготовить коллективную аппликацию к этой сказке. Необходимо также использовать на уроке пословицы и поговорки о коллективном труде1.

Для воспитания патриотических чувств, любви к при­роде, к труду должны быть максимально использованы уроки по разделу «Выращивание растений» и уроки-экс­курсии. Правильно построенные, они расширяют кругозор детей, развивают их познавательные интересы, воспитывают уважение к людям труда, помогают решать вопросы первоначальной профессиональной ориентации.

При планировании уроков по этим темам необходимо соотнести их с уроками «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»; в результате происходит углуб­ление и закрепление приобретенных школьниками знаний и умений.

Таким образом, учащиеся за первый год обучения в специальной школе овладевают программными трудовыми знаниями, умениями, навыками. У них укрепляется мел­кая мускулатура рук, убыстряется темп работы, совершен­ствуются пространственные представления. На основе вы­полнения практических работ происходит интеллектуали­зация их деятельности, уменьшается ее импульсивность, необдуманность. У учащихся формируются положитель­ные качества личности, появляются общественные мотивы труда, умение работать в коллективе. Они овладевают на­выками общей трудовой культуры. Все вместе взятое соз­дает у детей готовность к усвоению программного мате­риала по труду в последующих классах.

 

 

ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Физическое воспитание детей с задержкой психическо­го развития является неотъемлемой частью коммунисти­ческого воспитания школьников. Оно неразрывно связано с их умственным, нравственным, эстетическим воспитани­ем и трудовым обучением.

В ходе обучения физической культуре решаются оздо­ровительные, образовательные, воспитательные и коррек-ционные задачи. В подготовительном классе они направ­лены на укрепление здоровья и физического развития детей, на формирование и совершенствование ряда двига­тельных умений и навыков, правильной осанки и коорди­нации движений. Эти задачи предусматривают также со­общение учащимся элементарных сведений по вопросам укрепления здоровья и физического развития (об осанке, правильном дыхании, двигательном режиме), привитие гигиенических навыков.

Воспитательные задачи решаются не только путем при­вития устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, но и путем формирования мо­рально-волевых качеств, навыков культурного поведения, что чрезвычайно важно для детей с задержкой психиче­ского развития. У них воспитывается целенаправленность деятельности, упорство в достижении цели, настойчивость, умение преодолевать трудности, формируется чувство кол­лективизма, ответственности, развивается произвольность поведения, дисциплинированность и организованность.

Коррекциоиные задачи физического воспитания направ­лены на преодоление у детей отклонений в физическом развитии, нарушений моторики и пространственной ориен­тировки, на привлечение внимания к собственным движе­ниям и движениям других.

Формирование таких качеств, как умение выполнять упражнения по образцу и словесной инструкции, анализи­ровать их и т. п., способствует также развитию мысли­тельной деятельности и эмоционально-волевой сферы уча­щихся с задержкой психического развития.

Система физического воспитания в специальной школе включает уроки физической культуры и физкультурные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкульт паузы уроках, упражнения и игры на переменах, во внеурочное время), спортивно-массовые мероприятия.

Ведущее место в системе физического воспитания де­тей принадлежит урокам физкультуры. Содержание обу­чения на этих уроках соответствует программе I класса общеобразовательной школы и включает следующие раз­делы: гимнастика, подвижные игры, лыжная подготовка, теоретические сведения. Однако в связи с особенностями развития детей рассматриваемой категории учебный ма­териал используется в уменьшенном объеме.

Чтобы полностью реализовать требования учебной про­граммы и добиться необходимого эффекта в процессе обу­чения, учитель физкультуры должен иметь представление об особенностях психофизического развития и своеобразии двигательной сферы детей.

При поступлении в школу эти ученики отличаются об­щей физической ослабленностью, характеризуются обмен нотрофическими нарушениями. У большинства отмечает­ся дефицит веса, у некоторых, наоборот, — избыточная упи­танность. Значительное количество детей имеют функцио­нальные изменения сердечной деятельности, а также раз­личные хронические заболевания (лорпатологию, хрони­ческую пневмонию, хронические заболевания печени и желчевыводящих путей, ревматизм, энурез). Более чем у половины контингента школьников среднее и ниже сред­него физическое развитие. Ученики быстро утомляются, устают правильно держать свое тело, имеют неправиль­ную осанку, значительно ослабленные мышцы.

Физическая подготовленность учащихся ниже возраст­ной нормы. Они физически мало активны, отличаются пло­хой координацией движений, не могут даже секунду сто­ять по стойке «смирно!», совершают конечностями, всем телом хаотичные движения, не замечая этого. При выпол­нении сложного задания у них часто возникают непроиз­вольные содружественные лишние движения в различных отделах тела и конечностей, поверхностное и неритмичное дыхание. Дети не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согла­сованно с коллективом. Для многих характерна непра­вильная ходьба с одновременным движением одноименны­ми рукой и ногой. Они не понимают, где у них правая, где левая рука или нога, при соответствующем вопросе одну и ту же руку (ногу) поднимают то как правую, то как левую.

Таким образом, на первых же уроках из наблюдений за выполнением заданий, из устных опросов учащихся выясняется, что подавляющее большинство из них не име­ют многих элементарных умений, навыков и знаний, необ­ходимых для занятий физической культурой.

Вместе с тем на первых же уроках обнаруживаются такие особенности, которые связаны со своеобразием по­знавательной деятельности этих детей. Они отличаются плохой памятью, поэтому долго не могут запомнить свое место в строю, рядом стоящего товарища. Для них харак­терны затруднения в восприятии и понимании общеприня­тых строевых команд и игровых правил. На уроке воз­никает впечатление, будто дети не слышат учителя, хотя смотрят на него и не отвлекаются, однако задания не вос­принимают и не понимают. Они плохо знают названия ча­стей тела и движений, поэтому не могут осуществлять заданные движения по словесной инструкции, с трудом соотносят словесное описание с показом образца. При вы­полнении заданий и даже игр дети быстро утомляются и теряют к ним интерес. В процессе упражнений проявляет­ся такая их отличительная особенность, как боязливость, при этом боязливы даже мальчики. Следует отметить так­же большую неловкость учеников в обращении с физкуль­турной формой: многие не умеют завязать шнурки на спор­тивной обуви, отличить лицевую сторону одежды от из­наночной.

Все сказанное выше делает работу с учениками в на- С самого начала занятий гимнастикой необходимо за­ботиться о том, чтобы вызвать к ней интерес учащихся. Поэтому надо подбирать упражнения неутомительные, вы­зывающие эмоциональное отношение учеников, такие, как «Конькобежец», «Дровосек», «Самолет на повороте» и другие имитационные, а также с предметами (флажками, скакалками, мешочками и др.). Если удается вызвать интерес детей к выполнению упражнений, они постепенно втягиваются в работу и могут заниматься более продол­жительное время, преодолевая усталость.

Для разучивания упражнений так же, как и при обу­чении построению, полезно делить класс на группы и на­значать командиров из лучших учеников. Под присмот­ром учителя командиры, стоя впереди, помогают членам своей команды освоить движения. Лишь после этого уп­ражнение выполняют все ученики одновременно, а учи­тель следит за общей согласованностью движений.

Особенно важно добиваться такой согласованности при разучивании простейших танцевальных упражнений, так­же входящих в раздел гимнастики. Приставные шаги, ходьба на носках и на пятках, шаги с подскоком — эти движения, которые желательно выполнять под музыку с использованием грамзаписи, очень нравятся детям, соз­дают положительный эмоциональный настрой. Чтобы снять у учащихся напряжение, связанное с необходимостью со­блюдать определенный ритм и темп, необходимо сначала предоставить детям свободу — пробовать силы самостоя­тельно, в своем темпе, разучивая движения индивидуаль­но. Затем упражнение отрабатывается в малых группах. Для выработки согласованности движений в общем строю привлекают всех детей. Они участвуют в ритмической ор­ганизации упражнения: в групповом и поочередном под­счете, хлопках в ладоши на каждый счет либо на счет один и три и т. п. Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей и развития прыгучести, кроме тан­цевальных упражнений, проводятся прыжки в длину с места. В подготовительном классе это прыжки через пред­меты: мяч, гимнастическую палку, скакалку, флажок и т. п.; они осуществляются толчком двух ног с приземле­нием на маты. В этом виде упражнений необходимо отра­батывать умение мягко приземляться.

Общеразвивающие гимнастические упражнения потом активно используются при обучении ритмике. Простейшие танцевальные движения, разучиваемые в соответствии е чале учебного года самой трудной. На первых уроках преподавателю необходимо удерживаться от желания учить детей сразу всему; следует четко и точно по времени рас­планировать материал и сосредоточить внимание на ре­шении небольшого количества задач, которые сводятся к следующим:

выявление уровня физической подготовленности уча­щихся данного класса, умения выполнять элементарные движения и простейшие команды;

выявление индивидуальных особенностей двигательной сферы и элементарных знаний по вопросам физического воспитания;

обучение переодеванию в спортивную форму и акку­ратному складыванию школьной одежды;

обучение построению в одну шеренгу и в колонну по одному.

Опыт показал, что для успешного обучения детей быст­рому переодеванию и складыванию школьной одежды целесообразно распределить их на группы по 3 человека, с таким расчетом, чтобы в каждой группе был ученик, умеющий переодеваться быстрее других. Он поможет тем, кто не умеет самостоятельно справиться с одеждой и обувью, особенно со шнуровкой кедов. Полезно использо­вать метод соревнования между группами, всемерно по­ощрять лучших и тех, кто старается быстрее переодевать­ся. Для тренировки в одевании спортивной обуви в начале учебного года не следует жалеть время на уроке: дети постепенно овладевают этим умением, и в дальнейшем, после первых уроков, высвобождается, время для работы над программным содержанием.

Материал по строевой подготовке в подготовительном классе включает предусмотренные программой элементы строя, которые выполняются по распоряжению учителя, а не по команде, например: «Повернитесь в сторону окон» вместо «Напра-во!» Для обучения учащихся построению полезно использовать игру «По своим местам». Поскольку работа над построением с целым классом очень долго не достигает положительного результата, проводить эту игру вначале следует не со всем классом, а с группами из че-тырех-пяти человек. В каждой группе назначается коман­дир, который при построении стоит первым; затем опре­деляется ориентир (линия, флажок, снаряд), около кото­рого команда должна строиться. Чтобы во время бега на свои места не возникало толкотни среди детей, они полу­чают задание поставить руки на пояс и бежать, не дотрапрограммой гимнастики, в полную силу оживают в танце на уроке ритмики (см. следующую главу).

При обучении детей с задержкой психического разви­тия согласованной ходьбе и бегу, лазанью и перелезанию наибольшие трудности создает плохая координация движений. Па первом году обучения в занятия включаются только одноименные лазанье и перелезание. Для того, чтобы уче­ники хорошо усвоили программные требования по разно­именной ходьбе, а также по лазанью на четвереньках одноименным способом, следует уделить много внимания специальным подготовительным упражнениям. Можно ис­пользовать, например, такие упражнения, как поднимание на два счета правой согнутой ноги с одновременным вы­носом левой руки вперед до касания колена; то же са­мое— на каждый счет; то же самое — с одним шагом впе­ред. При выполнении этих движений необходимо доби­ваться прямолинейной постановки стопы.

Лазанье можно выполнять на гимнастической стенке, на полу, на наклонной гимнастической скамейке. Чтобы снять утомление и поддержать интерес, который у детей с задержкой психического развития очень быстро затуха­ет, целесообразно чередовать виды работы, включать в занятие игровой материал. Например, для лазанья по гим­настической стенке класс можно разбить на «десантные отряды» и предложить им преодолевать «заборы», за ко­торыми нужно «обнаружить и уничтожить противника». Девочки в каждом «десантном отряде» могут быть «мед­сестрами» и наступать вслед за «десантом». Азарт игры заставляет учеников преодолевать характерный для мно­гих страх перед новым действием, помогает лучше усво­ить тренируемый навык.

Разучивание любого движения требует особого вни­мания к первоначальному этапу его освоения. Так, выра­ботка равновесия начинается с ходьбы по линиям, начер­ченным на полу. Затем упражнение усложняется ходьбой на повышенной опоре (на гимнастической скамье), позд-нее добавляется перешагивание через предметы, лежащие на скамье. Для дальнейшего развития чувства равновесия включаются упражнения на уменьшенной опоре, например ходьба «по кирпичикам» — деревянным брускам или пре­рывистой линии.

Среди общеукрепляющих упражнений важное место за­нимают движения на выработку правильной осанки, и прежде всего на укрепление мышц, удерживающих тело в нужном положении. Усваиваются такие движения детьми тотрагиваясь локтем до товарища. С этой же целью полезно учить их обегать препятствия: расставленные булавы, флажки и т. д. На месте построения ученики сбиваются в кучу из-за желания стать первыми. Поэтому надо сле­дить, чтобы каждый побывал в роли командира и вместе с тем хорошо запомнил своих соседей по шеренге или колонне. Со временем, когда у ребят вырабатывается чет­кий навык построения малыми группами, постепенно уве­личивается количество учеников в команде, а число команд сокращается. Большое значение для успешного обу­чения детей с задержкой психического развития имеют поощрения. Группе, выполнившей построение без ошибок, можно вручить красный флажок; другой, построившейся с небольшим количеством ошибок, — синий. В случае не­успеха детям не следует говорить, что они построились плохо, а вручить им розовый (желтый и т. п.) флажок, обозначающий, что надо в следующий раз больше поста­раться. Перечисленные выше приемы позволяют постепен­но научить детей построению в общий строй.

С этого момента начинают готовить детей к выполне­нию команд «смирно!», «вольно!». Первыми упражнения­ми для усвоения статических положений являются стойка с руками за спиной или стойка с руками вдоль туловища. Очень важно не допускать утомления детей и до минимума сокращать продолжительность этих поз, так как они чрез­вычайно сложны для школьников младшего возраста.

Большое место в программе отведено занятиям гим­настикой, в процессе которых дети овладевают рядом уп­ражнений для рук, ног, туловища. Они обучаются ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанью и перелезанию, равно­весию, простейшим танцевальным упражнениям. При этом необходимо помнить о формировании правильного дыха­ния. Дыхательные упражнения лучше начинать с выдоха, имитирующего задувание свечи, с произнесением звуков «ф-ф-ф», «с-с-с», «о-о-о» и т. п. Необходимо следить, чтобы выдох был по возможности длительным и полным, не пре­рывался даже для небольшого вдоха.

В каждое занятие гимнастикой надо включать неболь­шое количество нового материала и проводить активную тренировку для закрепления изученного. Систематическое повторение разученных упражнений не позволяет забы­вать пройденное, способствует прочному усвоению движе­ний. Таким образом, на каждом уроке разучиваются 2— 3 новых и повторяются и закрепляются 6—7 пройденных ранее упражнений .с задержкой психического развития с большим трудом из-за их слабого физического развития и быстрой утом­ляемости. Полезными в данном случае являются упраж­нения с грузом в руках, например с изготовленными с помощью родителей мешочками с песком. Мешочки мож­но применять при отработке различных навыков, таких, например, как сохранение равновесия. Для выработки пра­вильной осанки полезны также упражнения у вертикаль­ной плоскости, например у стены без плинтуса. Дети сна­чала по очереди, а затем целым классом встают у стены, плотно прижимаясь к ней пятками, икроножными и яго­дичными мышцами, лопатками и затылком. Учитель пред­лагает им удержать позу несколько секунд, запомнить ее и сохранить, отступая на шаг от стены, затем на два шага, сделав несколько движений руками (в стороны, вперед, на пояс) или ногой (вперед, в сторону).

Много времени отводится упражнениям с малыми мя­чами, которые имеют общеразвивающий характер и спо­собствуют укреплению кисти, столь важному для школь­ника первого года обучения. Это упражнения в метании мячей и подвижные игры с мячами. Вначале надо учить детей перекладывать мяч из одной руки в другую перед собой, над головой, за спиной. Поскольку они не умеют бросать мяч, не могут его ловить после отскока, манипу­ляциям с мячом необходимо уделить большое внимание. Ребенок должен научиться ловить мяч после удара о стен­ку, стоя у стены на малом расстоянии, а также после уда­ра о пол. Следует бросать мяч одной рукой, а ловить дву­мя. Дети очень любят упражнения с мячами, выполняют их с большой охотой и постепенно осваивают необходи­мый навык правильного захвата мяча равномерно всеми пальцами и с достаточной силой.

Выработке выносливости и укреплению нижних конеч­ностей способствует передвижение на лыжах. Задачей уро­ков в подготовительном классе является обучение детей правильному обращению с лыжами и передвижению на них без палок. Подготовка к этим занятиям начинается в зале еще во второй четверти с ходьбы имитационного ха­рактера. Последующая длительная кропотливая работа с детьми на лыжах приводит к тому, что они осваивают пе­редвижение скользящим шагом и умеют преодолеть не­сложные небольшие подъемы и спуски.

Большое значение для общего развития учащихся на уроках физкультуры, для формирования мышления имеет их осознанное отношение к осуществляемой деятельности. По ходу выполнения упражнений целесообразно объяс­нять классу, на развитие какой группы мышц они направ­лены, какие качества с их помощью вырабатываются, на­пример сила, ловкость, прыгучесть и т. п. Полезно при­учать детей проговаривать задание, называть выполняе­мые действия, повторять вслед за учителем спортивные тер­мины, замечать и называть допущенные товарищами ошиб­ки, высказывать качественную оценку собственного вы­полнения заданий и выполнения их одноклассниками. Си­стематическая, из урока в урок, работа в таком направ­лении способствует развитию памяти детей, формированию наблюдательности и внимания, способности сравнивать, анализировать, благотворно сказывается на мыслительной деятельности учащихся.

Контрольные упражнения в конце учебного года пока­зывают, что систематическая, кропотливая работа на уро­ках физкультуры, направленная на последовательное, по­этапное, осуществляемое в посильном темпе формирование предусмотренных программой движений, с подробным их объяснением и выразительным показом, с постоянным по­вторением и закреплением, приводит к тому, что учащиеся в результате обучения в подготовительном классе доста­точно успешно овладевают многими физическими упражне­ниями. Развиваемая на уроках физкультуры моторная сфе­ра детей, их двигательная активность, пространственная ориентировка благоприятно сказываются впоследствии на учебной деятельности в процессе всех уроков учебного цикла.

Умения, навыки и знания, усвоенные учащимися на уроках физкультуры на данном этапе, являются базой физического развития и физического воспитания детей в последующие годы

УРОКИ РИТМИКИ

Одной из форм специальной коррекционной работы с учащимися являются уроки ритмики. На них осуществля­ется общее разностороннее развитие детей, преодоление отклонений в их психическом и физическом развитии.

Содержанием уроков ритмики является музыкально-ритмическая деятельность учащихся, которая позволяет воздействовать на эмоционально-волевую сферу детей, со­вершенствовать двигательные навыки, способствовать раз-

витию мышления, произвольного внимания, памяти, фор­мированию положительных качеств личности.

Гимнастические и танцевальные упражнения, ритмиче­ские упражнения со звучащими инструментами, свободные движения, игры и пляски выполняются с музыкальным сопровождением, что развивает у школьников чувство ритма, музыкальный слух и память, способствует понима­нию средств музыкальной выразительности и их слуховой дифференцировке.

Известно, что для детей с задержкой психического раз­вития характерна неорганизованность, хаотичность, неце­лесообразность действий. Уроки ритмики оказывают орга­низующее и дисциплинирующее влияние на деятельность ребенка. Под воздействием музыкального ритма, пронизы­вающего все занятия, преодолевается суетливость и хао­тичность движений, нормализуется двигательная расторможенность. Движения учащихся становятся четкими, целесообразными, организованными во времени, упорядо­ченными. Ритм заражает детей общим настроением, спо­собствует включению в работу вялых и пассивных учащих­ся, снимает нервозность и двигательное беспокойство чрезмерно возбудимых школьников.

Развитию мышления способствует вся система работы на уроках ритмики. Учащиеся должны понять каждое предлагаемое им задание, осмыслить, как правильно выполнять требуемое движение, проанализировать все входящие в него элементы, сравнить свое выполнение с образцом, преподносимым учителем, с движениями това­рищей. Для участия в игре под музыку требуется осознать ее правила, осмыслить свою роль в ней, свое место. Пра­вильное исполнение любых упражнений с музыкальным сопровождением связано с пониманием начала и заверше­ния музыкальной фразы и, следовательно, с умением вовре­мя включиться в деятельность. При выполнении движений импровизационного характера необходимо понять содер­жание музыки и осмыслить их соответствие этому содер­жанию. Таким образом, вся система занятий на уроках ритмики способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Кроме того, детям приходится запоминать от­рабатываемые движения, добиваясь точного совпадения их начала с началом музыки и четкого окончания — с завер­шением музыкальной фразы; изменять характер движения вместе с изменением динамических оттенков или музы­кальных темпов. Это формирует память учащихся и их произвольное внимание, что также чрезвычайно важно для коррекции их психической деятельности.

Наряду с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие мышечного чувства, пространственной ориентировки, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что сказывается впоследствии на всей учебной дея­тельности школьников.

Нельзя не остановиться на воспитательном значении уроков ритмики, которые способствуют формированию положительных качеств личности. Готовясь выполнять те или иные упражнения, анализируя движения, демонстри­руемые учителем в качестве образца, дети приучаются критически подходить к действиям своих товарищей, к собственному выполнению заданий, что способствует раз­витию целенаправленности восприятия, воспитывает про­извольность деятельности, формирует такое качество лич­ности, как наблюдательность. Необходимость активной деятельности каждого при отработке отдельных упражне­ний или целого их комплекса в играх и плясках развивает у учеников умение ставить перед собой цель и проявлять настойчивость для ее достижения, преодолевая при этом различные трудности. Выполнение подражательных упраж­нений и особенно импровизация движений под музыку требуют от ребенка проявления инициативы и находчиво­сти в выборе форм движения, развивает его самостоятель­ность.

Воспитание самостоятельности детей основывается на соблюдении строгой постепенности в усложнении заданий и их доступности, которые выражаются в правильном подборе музыкального репертуара, постепенном формиро­вании у детей навыка самоконтроля при выполнении зада­ний и правильном отношении учителя к достижениям каждого ученика, в своевременной и тактичной помощи ему. Учителю необходимо иметь в виду, что среди детей с задержкой психического развития есть робкие, пасующие даже перед небольшими трудностями учащиеся, и такие, которые, наоборот, чрезмерно активны и переоценивают свои возможности. Поэтому тщательное продумывание музыкального репертуара и посильности двигательных за­даний, включение элементов занимательности, новизны вызывают интерес учащихся к занятиям, развивают их творческое воображение, способствуют стремлению преодо­левать трудности, то есть формируют положительные качества личности. На уроках ритмики часто создаются условия для сов­местной коллективной деятельности детей. Имеются в ви­ду: разыгрывание различных сценических ситуаций на му­зыкальные темы и игры под музыку; когда учитель опреде­ляет ролевое участие каждого ребенка; совместные упраж­нения с игрушечными звучащими инструментами, которые в более старших классах перерастают в игру в оркестре; наконец, участие в плясках и танцах, сначала круговых (хороводных) и общих (массовых), позднее — в парных. Совместные переживания общих для всех чувств при вос­приятии музыки и выполнении движений сплачивают дет­ский коллектив. Такие занятия способствуют воспитанию у детей ответственности не только за себя, но и за товари­щей, умения подчинять свои желания требованиям коллек­тива, внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения. Вместе с тем у учащихся возникает стремление помочь друг другу в случае затруднений, терпимое отношение и уважение к партнерам при их смене и передвижении, чуткость и доброжелательность в обра­щении с товарищами. При воспитании этих качеств чрез­вычайно важны пример учителя, его щадящее отношение к детям, спокойный, ровный тон общения, умение не при­влекать внимание коллектива к тем учащимся, которые дольше других не могут овладеть теми или иными двига­тельными навыками и умениями, доброжелательная форма помощи им.

Велика роль урока ритмики в эстетическом воспитании учащихся. Приобщение к миру музыки и пластики, первые пробы выражения себя в искусстве порождают радость детей, развивают у них эстетические чувства и пережива­ния, дают положительный эмоциональный заряд для всей деятельности школьников.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уро­ках физкультуры и музыки. Однако, если на занятиях по физкультуре и музыке осуществляется формирование и отработка основных двигательных навыков и овладение основными музыковедческими понятиями и умениями, то на уроках ритмики происходит дальнейшее их практиче­ское освоение в специфической форме музыкально-рит­мической деятельности. Вместе с тем, готовясь к проведе­нию ритмики в подготовительном классе, учитель может для некоторых этапов урока использовать упражнения и задания, имеющиеся в программе по физкультуре для I класса массовой школы, а музыкальное сопровождение либо темы для импровизации движений подбирать из репертуара, обозначенного в программе по музыке и пению и I классе массовой школы. Эти межпредметные связи естественны и органичны, способствуют более высокой эффективности занятий по ритмике.

Принятые в специальную школу дети сталкиваются с уроками ритмики впервые. Отдельные элементы движений, соединенных с музыкой, знакомы тем, которые ранее по­сещали детский сад. Однако даже для них, тем более для всех остальных учащихся, на первом году обучения рит­мике закладывается основа тех умений, навыков и знаний, которые составляют фундамент последующего обучения и развития, так как это первоначальный этап целостной системы коррекционной работы с детьми в данной области.

Первые уроки ритмики носят ознакомительный харак­тер. Кратко и в доступных выражениях учитель рассказы­вает школьникам о содержании занятий по ритмике, об упражнениях и заданиях, которые они будут выполнять с музыкальным сопровождением, о том, что все «команды» для тех или иных действий будут музыкальными, поэтому надо научиться вслушиваться в музыку, не разговаривать во время ее звучания, не шуметь, не отвлекаться, понимать ее язык.

Все дети являются на урок ритмики в форме: обяза­тельны тапочки, гольфы и гимнастический костюм. В не­которых школах специальную форму малышам для заня­тий ритмикой шьют старшеклассники на уроках труда.

На первом же занятии учитель показывает школьни­кам те предметы и инструменты, с которыми они будут" выполнять упражнения в течение года: мячи, флажки, лен­ты, гимнастические палки, обручи, погремушки, барабаны и т. п. Ученики могут подержать в руках и рассмотреть эти предметы, у них появляется интерес к последующей работе с таким разнообразным и ярким учебным материа­лом.

Входить в зал и покидать его в конце урока учащиеся должны под звуки определенного марша. Их надо приучить занимать свое место в колонне по росту и на скамье или стуле у стены. Закрепление этих навыков происходит в игре «Запомни свое место»: после ходьбы на месте под звуки марша дети с началом веселой танцевальной музыки свободно (по одному или парами) бегают по залу, не толкаясь и заполняя все пространство. Снова звучит марш — и ученики быстро строятся в установленном по­рядке, продолжают ходьбу на месте. Игра повторяется по 4—5 раз на нескольких уроках, пока дети не усвоят свои места. Используемый в этой игре марш не должен звучать при входе учащихся в зал или сопровождать какие-либо другие упражнения. На последующих заня­тиях, когда игра «Запомни свое место» уже не проводится, этот марш используется лишь как сигнал для построения в колонну по росту, как призыв к определенной организа­ции коллектива. Так с первых занятий дети учатся диффе­ренцировать на слух различные по звучанию музыкальные произведения, запоминать их, закреплять связанную с ни­ми двигательную реакцию.

При проведении любых упражнений следует все инст­рукции и пояснения давать до начала музыки либо после ее окончания, чтобы голос не мешал детям максимально вслушиваться в звучание музыки. Этого принципа надо придерживаться и при разучивании с детьми ритмико-гимнастических упражнений и танцевальных движений, и при объяснении правил игры или обсуждении характера импро­визационных движений. При этом никогда нельзя забы­вать, что с музыкой, которая звучит в течение всего урока, никак не гармонируют резкая команда, окрик, раздражи­тельный тон.

Один из важнейших методов обучения на уроках рит­мики — выразительное исполнение музыки. В произведении, звучащем на занятии, должна соблюдаться четкая, ясная фразировка, недопустимы задержки или непредвиденные изменения темпа, произвольные, неоправданные динамиче­ские оттенки. Вместе с тем учитель сознательно чередует тихое и громкое звучание музыки, быстрый и медленный темп, смену регистров для выработки у детей различных дифференцировок, умения переключаться, для развития быстроты реакции, внимания и наблюдательности.

Чрезвычайно важно, чтобы учитель, ведущий уроки ритмики, владел музыкальным инструментом — роялем, аккордеоном или баяном. Тогда выразительность и разно­образие исполнения произведений, в соответствии со стоя­щими перед уроком конкретными задачами, будут в его собственных руках. В отдельных случаях на некоторых этапах урока можно использовать грамзапись — при со­провождении разученных танцев, игр, инсценировок либо при демонстрации учителем образца каких-либо движений.

В этой связи следует остановиться на важнейшем прие­ме обучения — целостном наглядно-слуховом показе. Му­зыка и движение должны быть едины при первоначальном их воспроизведении перед учениками. Учитель объясняет упражнение или правило словами, а затем демонстрирует его с использованием грамзаписи. Можно заранее подго­товить одного из учеников или, при повторном выполнении задания, показать упражнение с помощью ученика, лучше других освоившего движения.

Планируя урок, учитель предусматривает в его начале короткое повторение хорошо знакомых упражнений, кото­рые являются как бы зарядкой, подготовкой к овладению новыми умениями и навыками. Затем идет изучение и закрепление нового. При этом в содержание любого раз­дела работы (будь то ритмико-гимнастические упражнения, или танцевальные движения, или упражнения с детскими звучащими инструментами) необходимо каждый раз вклю­чать отдельные элементы усвоенного ранее материала.

Поскольку ученики быстро устают, легко отвлекаются, отличаются особенно сниженным вниманием, новый мате­риал, связанный со значительной умственной нагрузкой, следует вводить в первой половине занятия. Кроме того, необходимо учитывать общую физическую ослабленность данного контингента школьников и строго продумывать физическую нагрузку: чередовать материал, требующий подвижности, сильных движений, высокого темпа испол­нения, с заданиями легкими, спокойными, выполняемыми на месте.

Каждый урок, а при необходимости и отдельные его этапы должны заканчиваться упражнениями на снятие напряжения, на расслабление, успокоение. В конце занятия необходимо подводить итог, оценивать успехи детей и орга­низованно под марш выводить их из зала.

Урок рекомендуется начинать с ритмикогимнастических упражнений, указанных в программе по физкультуре в разделе гимнастики. Дети осваивают основные движе­ния, а также простейшие гимнастические упражнения на укрепление мышц тела и развитие ловкости, равновесия под музыку на 2/4 и 4/4. Учитель следит за тем, чтобы движения выполнялись правильно, способствовали преодо­лению некоторых характерных особенностей моторики: чрезмерной вялости или, наоборот, неестественной напря­женности мышечного тонуса, плохой координации и нелов­кости движений, неправильной осанки. Например: у многих учеников наблюдается неравномерная, шаркающая поход­ка на расставленных ногах с повернутыми внутрь ступня­ми, с напряженной или расхлябанной спиной, с опущенной головой и несимметричным, несогласованным размахива­нием руками. Благодаря ритмическому движению под му­зыку и постоянной демонстрации учителем правильного выполнения задания у детей вырабатываются навыки правильной ходьбы. Дети осваивают топающий строевой шаг на всю ступню, мягкий танцевальный с носка на пятку, перекатный «кошачий» шаг, ходьбу «на полупальцах» или на пятках. Дети учатся ходить под музыку и в колонне по одному, и группами, и по кругу, и «змейкой», и врассып­ную с последующим построением по своим местам. При ходь­бе они могут создавать различные образцы, например: «Сол­даты готовятся к параду» (высокий и четкий шаг), «Пио­неры идут» (свободный шаг) и т. п. Они могут ходить, держа руки в различных положениях, с предметами в руках, создавая пространственные композиции, сопровож­дая движение хлопками. Таким образом, есть много прие­мов для отработки любого двигательного навыка. Упраж­нения, повторяясь из урока в урок, закрепляют в сознании детей движения, соответствующие характеру сопровожда­ющей музыки.

После ритмико-гимнастических упражнений, которые в начале урока выполняют роль своеобразного организую­щего момента, учитель проводит работу по остальным трем разделам программы: дети выполняют различные ритми­ческие упражнения со звучащими инструментами, импро­визируют движения на музыкальные темы, играют и тан­цуют под музыку. На каждый раздел отводится различное количество времени, в зависимости от целей и задач конк­ретного урока.

На первом году обучения дети осваивают ритмические упражнения на каждом из двух-трех звучащих инструмен­тов. Они учатся передавать простые ритмы с их сильными и слабыми долями в знакомых песнях, маршах, плясках, которые звучат в исполнении учителя на основном инстру­менте. Обучение можно начать с игры на детском бараба­не. Прежде всего, кратко знакомят детей с устройством этого инструмента, учат правильно держать палочки, мягко ударять ими по звучащей поверхности. Чтобы ученики умели вслушиваться в звучание, в работу включают такие упражнения, как удары палочкой о палочку, о пол, о дру­гой предмет. Занятия с барабаном способствуют развитию моторики мелких мышц рук, если ребенок выполняет щелч­ки разными пальцами по звучащей поверхности, удары кончиками или косточками пальцев, свободные удары тыль­ной стороной ладони. Все упражнения должны выпол­няться и правой, и левой рукой, и двумя руками вместе.

После того как дети освоили упражнения с барабаном, в занятия последовательно включаются другие инструменты — погремушки, бубны и т. п. На каждом из них ученики тренируются в реакции на музыку овместное начало и окончание звучания, воспроизведение сильных, а затем слабых долей, их чередование, попеременное громкое и тихое звучание как основа овладения последующей пере­дачей динамических оттенков, изменение длительности звучания и пауз (без употребления терминов). Упражнения выполняются не только сидя или стоя, но и в движении, не ько всем классом, но и поодиночке, парами, группа­ми. К концу учебного года можно сделать попытку исполь­зовать одновременно два звучащих инструмента, например барабан и погремушки (сильные доли поручить барабану, слабые доли, мелкие длительности —погремушкам). В зависимости от возможностей класса такое исполнение можно постепенно совершенствовать, имея в виду, что ра­бота с ансамблем или оркестром предусмотрена програм­мой в более старших классах.

С большим интересом и удовольствием выполняют уче­ники ритмическую импровизацию на музыкальные темы и играют под музыку. В подготовительном классе детям предлагают главным образом движения подражательного характера, которые содержатся, например, в следующих упражнениях1:

«Ветерок и ветер». Дети учатся передавать эмоцио­нально-динамический характер музыки. Они создают об­раз деревьев, раскачивающихся при легком или сильном ветре: ученики широко расставлены по залу с поднятыми вверх руками; первые 8 тактов при тихом звучании музы­ки они плавно переводят кисти рук вправо и влево, голову склоняют вместе с движением кистей; следующие 4 такта при громком звучании музыки они сгибаются в пояснице вправо и влево, резко перебрасывая руки; на последние 4 такта вместе с «успокоившейся» музыкой повторяется первое движение, на шестнадцатом также руки медленно опускаются вниз.

«Кошка выпускает когти». Упражнение способствует развитию мышц кистей рук. В такт музыке ученики, стоя­щие с согнутыми в локтях руками, сжатыми у груди ку­лаками, с усилием постепенно выпрямляют пальцы и раз­водят их до предела в стороны, затем сгибают кисть вниз и постепенно сжимают пальцы; позднее можно добавить игры. На первый план в таких играх ставятся образова­тельные (дидактические) задачи, которые решаются в за­нимательной форме. Благодаря этому дети учатся наблю­дать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, что способствует умственному развитию учащихся. Одновременно развиваются их восприятие, речь, внимание, память.

Эмоциональность, искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания у них важнейших волевых качеств: выдержки, дисциплини­рованности, умения регулировать свои действия, свое по­ведение.

Рекомендации к использованию игр и игровых приемов при обучении детей различным учебным предметам содер­жатся в соответствующих главах пособия. Мы рассмотрим отдельные вопросы методики проведения дидактических игр: подбор, руководство ходом игры, подготовку к прове­дению, повторение и усложнение игр и т. п.

Подбор игр. До настоящего времени в советской дидак­тике нет единой классификации игр: их подразделяют в зависимости от содержания, наличия или отсутствия игро­вого материала, степени активности детей и т. д.

Используемые в школе для детей с. задержкой психиче­ского развития дидактические игры можно распределить по содержанию в соответствии с разделами программы: игры, способствующие ознакомлению с окружающим ми­ром и развитию речи, усвоению родного языка, развитию математических представлений, музыкальные, подвижные игры.

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и развитие речи, в свою очередь мож­но распределить на игры по сенсорному воспитанию (раз­витие обобщенных представлений о цвете, форме, величине предметов), игры для ознакомления с общественной жизнью, с природой.

На уроках родного языка используют фонетические иг­ры (для первоначального ознакомления со звуками речи, составления схем звуковой структуры слов и др.); графи­ческие (усвоение графического образа букв, составление и чтение слогов, слов); лексические (для обогащения и уточ­нения словаря); развивающие грамматический строй, связ­ную речь; направленные на овладение техникой письма (развитие мелких мышц пальцев руки) и т. п.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. В основном, они состоят из таких элементов, как:

1) дидактическая задача;

2) игровое действие, или игровой элемент; .

3) правила;

4) заключение, или окончание игры.

Ребенок, выполняя интересные игровые действия, подчи­няясь правилам, которые ему объясняет взрослый, решает определенные познавательные задачи. Результаты правиль­но организованной игры показывают педагогу уровень ус­воения детьми знаний, степень сформированное™ умений и навыков, способность применять их в измененных усло­виях.

Выбирая игру, учитель должен руководствоваться со­держанием программы по данному предмету, учитывать возрастные возможности и интересы школьников, проду­мывать формы организации игры (количество участников, время и место проведения, продолжительность и др.).

Учителю необходимо также продумать, какие конкрет­ные дидактические задачи стоят перед игрой, и определить ее место в системе применяемых на уроке приемов и мето­дов (таких, как использование средств наглядности, пред­метно-практическая деятельность и т. п.). Например, одна и та же дидактическия задача— научить детей различать парные понятия «справа — слева», «вверху — внизу» — ре­шается как в процессе их предметно-практической деятель­ности при широком использовании наглядного материала, так и с помощью дидактической игры.

Для формирования понятии «справа — слева» детей сначала учат практически различать правую и левую руку, затем ученики совершают разнообразные действия с пред­метами, в процессе чего в их речь активно вводятся ука­занные слова. Обучение (ознакомление с понятиями) мо­жет быть организовано следующим образом. Учитель пред­лагает всем рассмотреть таблицу, на которой изображены четыре предмета: справа — ручка, слева — карандаш, ввер­ху— краски, внизу — кисточка. Разобрав, как расположе­ны на рисунке предметы, дети учатся воспроизводить в реальной ситуации изучаемые пространственные отноше­ния. Они выполняют задания в соответствии с указаниями учителя: «На листе бумаги положите справа ручку, сле­ва — карандаш. Что лежит у вас справа, что лежит слева?> На вопросы учителя: «Где лежит ручка? Как она располо­жена по отношению к карандашу?» — дети отвечают, ис­пользуя точные пространственные обозначения, т. е. тре­нируются в активном употреблении слов.

Эта же дидактическая задача решается через игровые действия. Так, для закрепления понятий «справа — слева» можно провести игру «Водители».

Описание игры. Играющие сидят за партами (за столом). Они «водители». «Милиционер» (учитель) по­казывает карточки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Правила. 1. «Милиционер» не должен подсказывать играющим. 2. Играющие обязаны сохранять полную ти­шину.

Указания к проведению. 1. Можно изготовить фор­менные фуражки или нагрудные знаки для водителей. 2. «Милиционер» должен показывать карточки в одном темпе. 3. В конце игры следует отметить лучших «во­дителей».

Вариант. Эту игру можно провести как соревнова­ние между октябрятскими звездочками или рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек.

Руководство игрой. Правильно подобрав игру по содер­жанию, надо еще и провести ее таким образом, чтобы она способствовала приобретению (закреплению) знаний и формированию положительных навыков и качеств лично­сти. Так, играя в «водителей», дети учатся работать в оп­ределенном темпе. Учитель не ждет, пока каждый ребенок выполнит задание: равномерно, в посильном большинству ребят темпе он показывает одну картинку за другой. Это дисциплинирует детей, организует их деятельность. В про­цессе игры закрепляются изучаемые понятия, а ее резуль­таты дают учителю возможность контролировать усвоение школьниками соответствующих знаний.

В каждой игре необходимо соблюдать правила ее про­ведения. Если же они вызывают затруднения, можно пред­ложить облегченный вариант. Так, в рассматриваемой игре дети могут забыть, какая фишка обозначает «направо», а какая — «налево», и часто задают вопрос: «Направо — это красная фишка или синяя?» Чтобы избежать недоразуме­ний и ошибок, учитель на красной фишке рисует стрелочку слева направо, а на синей — наоборот. Опираясь на такие образцы, ученики в дальнейшем легко ориентируются в задании.

Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими. Многословное, длитель­ное объяснение ведет к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, пропадает желание играть.

Следует заметить, что в подготовительном классе глав­ное — не увеличение количества игр, а их повторение и усложнение.

Усложнить игру можно путем увеличения числа пра­вил, количества участников, вводимых предметов, измене­ния формы организации детей, темпа проведения и т. д.

К составлению новых вариантов можно привлекать уча­щихся, которые вносят в нее элементы из других игр.

Приведенную выше игру «Водители» можно усложнить следующим образом: дети должны назвать машину, рас­сказать, какую работу она выполняет. Однако, если при ответе на вопрос о назначении машины ребенок затрачи­вает большие усилия на грамматическое оформление вы­сказывания, у него пропадает интерес к игре. Значит, пе­ред введением нового задания следует потренировать детей в ответах на эти вопросы.

Интерес к игре у детей проявляется неравномерно и часто зависит от темпа, выбранного учителем, от числа игровых действий, их смены. Начинается игра, как прави­ло, в замедленном темпе — играющие должны сориентиро­ваться в правилах, сообразить, как применить имеющиеся знания для решения игровой задачи. Когда игра развер­тывается и детям легко выполнять нужные правила, темп убыстряется. Слишком быстрый темп, частая смена игро­вых действий могут «затормозить» детей, что, в свою оче­редь, сказывается на их интересе к игре.

Значительные затруднения у детей с задержкой психи­ческого развития вызывают игры, хорошо знакомые их нормально развивающимся сверстникам. Примером может служить игра «Чудесный мешочек». Для водящего сложно определить и назвать ощущаемые признаки, не называя самого предмета, для остальных — по названным призна­кам угадать предмет, находящийся в «чудесном мешочке». В целях подготовки учащихся к этой игре следует систе­матически проводить упражнения в подборе предметов к названным признакам: «Я укажу один из признаков пред­мета. Догадайтесь, о каком предмете я говорю. Найдите и покажите его. Зеленый ...», —говорит учитель. «Цве­ток», — отвечают дети. «Что это? Круглая ...». «О каком предмете в нашем классе можно сказать, что он квадрат­ный и большой?» Этим целям способствуют также игры на узнавание, различение и соотнесение предметов по цвету («Кто быстрее соберет одинаковые по цвету игрушки»); на выделение и различение формы предметов («Лото гео­метрическое», «Что на что похоже» — упрощенный вариант игры «Чудесный мешочек»), величины («Наведи поря­док»); на воссоздание целостного образа предметов («Ко­му что подойдет») и др.

Можно предварительно познакомить играющих с пред­метами, которые будут находиться в «чудесном мешочке». Можно поместить изображения этих предметов на набор­ном полотне, ограничив таким образом круг поиска. Назы­вая признаки, водящий ориентирует детей на род предмета, согласовывая прилагательное с местоимением «он», «она» или «оно»: «Он овальный, средней величины, гладкий...» и т. п. Значительную помощь оказывают составленные в процессе изучения темы «Свойства предметов» таблицы «Какой они формы?», «Знаешь ли ты цвета?», «Если по­смотреть вокруг».

Развитию внимания, зрительной и словесной памяти учащихся служит игра «Что изменилось?». Ее целесообраз­но проводить систематически, как один из постоянных раз­делов урока. Начинать следует с небольшого количества (5—7) предметных картинок (или реальных предметов), постепенно расширяя, увеличивая «поле наблюдения» (до 15 единиц), изменяя положение целой группы, убирая и добавляя отдельные предметы, меняя некоторые их при­знаки (зеленый лист рябины на желтый и т. п.).

На одном уроке в зависимости от его целей может быть проведена одна—три дидактические игры, разные по дли­тельности и степени сложности. Короткая игра, на 3—5 минут, может быть дополнена упражнениями в занима­тельной форме, когда задания детям даются от имени хо­рошо знакомых персонажей (Незнайки, Буратино, Малвины и др.). Сказочные формы оживляют урок, вызывают положительные эмоции по отношению к учебному мате­риалу. Так, при обучении составлению и чтению слов из прямых слогов можно провести игру «Кто, кто в теремочке живет?». Учитель прикладывает к слоговой таблице кра­сочный картонный теремок с окошечком. Дети читают слог, выставленный в окошке, затем — второй и называют полу­чившееся слово.

На уроке математики для усвоения числового ряда можно предложить игру «Сказочный домик». На доске прикреплен нарисованный дом в три окна, прорези кото­рых закрыты ставнями. Учитель или ведущий ученик ме- няет цифры за ставнями, а дети должны «угадать», какие «соседи» живут за закрытыми окошками. Такая игра спо­собствует концентрации внимания детей.

В начале урока следует, в основном, проводить корот­кие игры, в процессе которых проверяются уже сформиро­ванные знания и умения.

Продолжительные игры, цель которых сравнить реаль­ные предметы и их изображения, группировать и класси­фицировать объекты и т. д., лучше проводить в конце уро­ка, чтобы не нарушить ход занятия. Так, дидактической задачей игры «Разведчики» является формирование обоб­щающих языковых понятий и закрепление умения выде­лять в слове заданный звук. Кроме того, она обогащает чувственный опыт ребенка, развивает мыслительную дея­тельность. Содержание игры состоит в следующем.

Учитель заранее раскладывает карточки в классе (на окнах, на столе, у доски, около стендов и т. п.) и затем раздает каждому ученику по одной предметной картинке из разных родовых групп. Ребенок должен найти подходящие карточки, составляющие с его кар­тинкой общую родовую группу, и рассказать о содер­жании получившегося набора. Можно предложить до­полнительное задание — назвать только те предметы, в которых есть указанный учителем звук.

Для активизации инертных, пассивных детей можно использовать игры с элементами соревнования, даже азар­та. Примером является игра «Кто быстрей дойдет до фи­ниша?», дидактическая цель которой — закреплять знание порядкового счета, цифр, умение выделять звуки в слове.

Дети получают по полоске бумаги в клетку и ста­вят над клетками цифры от 1 до 10. Учитель предлагает придумать слово с заданным звуком в начале (или в середине, или в конце). Кто правильно и быстро при­думал слово, передвигает фишку на одну клетку вперед.

Такие игры требуют от детей большого напряжения внимания, активной мыслительной деятельности. Учитель должен вовремя увидеть признаки сильного возбуждения или «отключения» отдельных детей и закончить игру.

Некоторые игры, например «Юные корреспонденты», задают тон уроку в целом. Учитель на уроках чтения или ознакомления с окружающим миром начинает игру слова­ми: «Внимание! Внимание! Говорит школьный радиоузел. Сегодня наши корреспонденты расскажут вам о...» Играющие, заранее получившие задания и подготовившие рас­сказы, передают свои корреспонденции в «микрофон». Остальные оценивают прочитанный текст, высказывают свои суждения о нем, о его грамматическом оформлении, предлагают внести в него отдельные исправления и т. п.

Многие игры направлены на удовлетворение потребно­сти детей в движении. Учитывая их повышенную утомляе­мость, можно иногда вводить в уроки подвижные игры. Они помогают повысить работоспособность учеников и за­тем переключить их на задания, требующие значительного умственного напряжения. На уроках иногда вместо физ­культурной паузы следует использовать игры малой и сред­ней подвижности, типа «Найди свою пару», дидактической задачей которой является закрепление понятия «состав числа».

У каждого ученика имеется несколько карточек с изображением разных количеств предметов. По сигналу каждый ребенок находит себе среди остальных играю­щих пару, так чтобы сумма предметов на их двух кар­точках составляла заданное учителем число. Движения детей в этой игре спокойные, размеренные.

Использование игр средней подвижности целесообразно на уроках «Ознакомление с окружающим миром и разви­тие речи», при изучении правил дорожного движения (тема «Мой город»). Для закрепления знания сигналов свето­фора в конце урока можно провести игру «Светофор».

Играющие — пешеходы строятся в колонну на рас­стоянии одного шага друг от друга. Они должны по очереди перейти перекресток, ориентируясь на сигналы светофора (команды ведущего). Ученик с мячом идет к светофору. По сигналу ведущего: «Красный свет» — ученик останавливается, при команде: «Желтый свет»— ждет следующего сигнала и только на «Зеленый свет» бросает мяч в отверстие светофора. Если ребенок бро­сает мяч при команде «Красный или желтый свет», он выбывает из игры'.

В качестве светофора используют фанерный ящик с тремя круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше диаметра мяча.

Очень подвижные дидактические игры можно прово­дить на большой перемене или во время развивающей про­гулки. Например, при изучении темы «Животные» можно использовать такие популярные игры, как «У медведя во

 

бору», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», которые развивают воображение, выдержку, наблюдательность, сообразитель­ность, способности передавать в движениях характер пер­сонажей (походку, повадки, манеры), действовать в соот­ветствии с установленными правилами, ориентироваться в пространстве, самостоятельно выбирать нужное направле­ние движения.

При выборе игры необходимо учитывать организован­ность детей. Для класса (группы), недостаточно организо­ванного, первое время подбирают более спокойные игры (в кругу, с пением, с речевым сопровождением), постепен­но переходя к играм с движением.

Подвижные игры на большой перемене часто ведут к перегрузке детей из-за чрезмерной возбудимости и утом­ляемости: они перестают соблюдать правила, затормажи­ваются, теряют интерес к игре. Это происходит, если во­дящему, например, долго не удается поймать никого из играющих. Для упорядочения и организации таких игр можно ограничить флажками или очертить линиями терри­торию, где «ловишка» или хитрая лиса ловит играющих, на­значить нового водящего, упростить правила игры или заменить на другую, предназначенную для более млад­шего возраста (на «Зайцев и волка», «Охотника и зай­цев»), до тех пор, пока дети не усвоят правила.

Закончив играть, нужно подвести итог, определить вме­сте с учениками победителей, рассказать об основных ошибках.

Дидактические игры предоставляют большие возмож­ности для развития игровой деятельности детей в целом. Они являются эффективным средством подготовки к про­ведению сюжетно-ролевых игр, чрезвычайно важных для формирования познавательных интересов, учебной моти­вации и решения образовательных и воспитательных за­дач. Так, прежде чем играть в «Магазин», полезно прове­сти дидактические игры «Овощи или фрукты», «Не пере­путай»; для ролевой игры «Строительство» будут полезны игры «Что мы знаем о транспорте?», «Умные машины», «Торопись, но не ошибись», «Кому что нужно?» и др.

Для усложнения и развития сюжетно-ролевой игры же­лательно участие в ней педагога. Первоначально он играет ведущую роль, подсказывает ученикам, как построить сю­жет, распределить роли, подобрать игрушки. Детей посте­пенно обучают самостоятельно строить сюжет, использо­вать знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, при слушании художественных произведений, привлекать необходимый игровой материал. На втором этапе педагог берет на себя второстепенную роль, а затем совсем выходит из игры, становясь наблюдателем и лишь иногда давая ученикам какие-либо советы для ее дальней­шего продолжения. Не все дети с задержкой психического развития активно участвуют в сюжетно-ролевой игре. По­этому в процессе обучения необходимо систематически вовлекать в игру малоактивных ребят. Учитывая, что де­тям легче ориентироваться в небольшом коллективе, лучше усваивать правила, в первое время пребывания их в школе игру можно организовывать не со всеми одновременно, а с малыми группами.

Для примера покажем, как во внеурочное время прово­дится игра «Больница», цель которой — формирование и закрепление представлений и понятий о профессии врача (в помощь уроку «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»).

В качестве подготовки сначала перечитывают сказку К- Чуковского «Айболит», рассматривают к ней иллю­страции, обсуждают содержание; затем проводят бесе­ду на основании личного опыта детей, об их посещении поликлиники, а также организуют экскурсии в кабинет школьного врача.

Потом учащиеся знакомятся с атрибутами игры, об­суждают их назначение, распределяют роли. Первона­чально главную роль — врача — берет на себя взрос­лый, а потом поручает ее наиболее активным детям. Игра будет более сложной, если в нее ввести роли вра­чей разных специальностей и соответствующие «каби­неты» — зубной, ухо-горло-нос, глазной и др. Для даль­нейшего усложнения игры можно обсудить с ее участ­никами проблемную ситуацию «Как срочно помочь больному?» и организовать отделение «Скорой помощи» с санитарами и шоферами. Впоследствии, после экскур­сии в аптеку, в сюжет игры вводятся элементы, уточ­няющие и расширяющие представления детей о назна­чении аптеки, о труде работающих в ней взрослых. Так в игре ученики постепенно закрепляют и расширя­ют знания о профессиях и трудовой деятельности людей, что имеет большое образовательное и воспитательное чтение.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!