И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 19 страница
237
Геометрические фигуры | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Круг | Как признак | Свидетельствует о чувственном отношении к жизни | Автор не установлен | ||
Особенно ничем не заполненный | Символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию давать окружающим сведения о себе, наконец, нежеланию подвергаться тестированию | «Несуществующее животное» | Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] Л.Д. Столяренко [34] Л.М.Костина [13] И.А. Фурманов [37] | ||
Незамкнутые окружности | Могут означать подавленность и раздражение | Автор не установлен | |||
Концентрические окружности | Человек склонен к нестандартному мышлению | Автор не установлен | |||
Множество точек | Характерно для людей, относящихся к категории «поживем - увидим» | Автор не установлен | |||
Многоугольники | Говорят о конструктивных особенностях мышления | Автор не установлен | |||
Квадрат | Как признак | Означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу | Конструктивный рисунок человека | Автор не установлен | |
К. Тейлор [35] | |||||
Предпочитают рисовать хорошо организованные люди | Автор не установлен | ||||
Или прямоугольник | Специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль» | Конструктивный рисунок человека | Автор не установлен | ||
|
|
Треугольник
Геометрические фигуры | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |||
Ломаная линия | Присутствие воображения. Те, у кого преобладают в рисунке ломаные линии, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной культурой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей, исходя из внутренних качеств, а не из их социального положения | Конструктивный рисунок человека | Автор не установлен | |||
Другие признаки
| ||||||
Прозрачность | Как признак | Разрушение защиты | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
Увядание жизни | Дж. Аллан [2] | |||||
Отсутствие критичности испытуемого, предполагается, что прозрачность представляет собой проявление неких символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и/или органических факторов, при условии , что испытуемый не является умственно отсталым | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] | ||||
Естественный фактор для ребенка шести лет. В более старшем возрасте это может иметь негативное значение. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | ||||
|
|
3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
239
Другие признаки | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Прозрачность | Бессознательное изображение юбки у одетой фигуры так, как будто она просвечивает | Индивид подвержен серьезным нарушениям критичности суждений, особенно в отношении его сексуального поведения. В отдельных случаях это импульсивное выплескивание моторного напряжения направлено против фигуры в целом, особенно своего пола, в манере, предполагающей жестокое отвержение тела. Это наиболее часто видно у испытуемых, неполноценных в плане физической силы или здоровья | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | |
|
|
Рисование внутренних органов
240 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Другие признаки | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Прозрачность | Прозрачный, «стеклянный» ящик (вместо дома) | Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
Прозрачные стены | Неосознаваемое влечение, потребность (владеть, организовывать) влиять на ситуацию, насколько это возможно | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
Акцентирование, выражающееся в чрезмерном внимании к деталям, в навязчивом возвращении к детали после ее завершения | В целом может означать смутную тревогу | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | |
Переворачивание листа | Независимость, признак интеллекта, рассудительность | «Дом-дерево -человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Тест дерева | Автор не установлен | |||
Персонаж или объект, изображенный на обратной стороне бумаги | Может быть симптомом конфликта | Г. Ферс [36] | ||
Подчеркивание фигуры на рисунке | Неустойчивое положение этого человека в жизни (комплиментарность). Однако если одна из фигур на рисунке не подчеркнута, в то время как все остальные подчеркнуты, это означает стабильное положение неподчеркнутого персонажа (компенсация) | Г. Ферс [36] | ||
Комментарии | Письменные -имена людей, названия улиц, деревьев, числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули | Недоверие пациента невербальному способу общения | Г. Ферс [36] | |
Выражают потребность контролировать ситуацию, что является следствием чувства незащищенности | «Дом-дерево -человек» | К. Тейлор [35] | ||
Устные при изображении определенной детали | Вероятно, эта деталь имеет для рисующего особое значение | «Дом-дерево -человек» | К. Тейлор [35] |
3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
241
Другие признаки | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Комментарии | Частые (устные или письменные) | Могут выражать ощущение тревоги, чувство незащищенности, попытку ослабить напряженность ситуации | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] |
Отсутствие (устных или письменных) | Указывает на замкнутый характер ребенка | «Дом-дерево -человек» | К. Тейлор [35] | |
Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия | Может обозначать что-то психологически довлеющее над пациентом (бремя для пациента, испытывающего страх перед необходимостью нести это бремя и искать способы справиться с этим грузом, или страх от сомнений в возможности взять ситуацию под контроль) | Г. Ферс [36] | ||
Абстрактный фрагмент рисунка или полностью абстрактный рисунок | Обычно выражают или то, что трудно поддается пониманию, нечто сложное или неясное, или попытку уклониться от чего-либо (автор может и не знать, что скрывается за его абстракцией) | Г. Ферс [36] | ||
Много абстрактных картинок | Человек спасается от какой-то проблемы, избегает чего-то. Возможно, в картинках заключается бессознательное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа | Г. Ферс [36] | ||
Частое изображение лиц | Испытуемого по-настоящему интересуют люди | Автор не установлен | ||
Человек отдает предпочтение глазам | Он неравнодушен к красоте | Автор не установлен | ||
Человек рисует карикатуры | Чувство юмора или именно эта часть лица особенно беспокоит его | Автор не установлен | ||
Символы | Могут говорить о принадлежности к иной религии, культуре, иной степени душевной организации | Автор не установлен | ||
Символы (сердечки, трилистники, условное обозначение денег) | Свидетельствуют о склонности к амурным похождениям, деньгам, а также говорят о желании сделать карьеру | Автор не установлен | ||
Звездочки | Огромное стремление достичь своей цели | Автор не установлен | ||
Паутинки | Интриги: эти люди любыми путями стремятся к деньгам, славе, карьере и... друзьям | Автор не установлен |
242 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Другие признаки
Мы поможем в написании ваших работ! |