ЦВЕТ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ - ТЕРАПИИ : ТАБАИЦА ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ 4 страница




Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии


 

 

 

 

 

 

 

Цвет

 

Признак

Интерпретация Источник

Синий

Как признак

Обладает значительной глубиной и объемностью. Он особенно привлекает тех людей, кто весит больше нормы. Это блаженное воплощение высших идеалов единства, слияния и возращения к Гее, матери Земли. Это - правда и доверие, любовь и преданность, прекращение борьбы и обожание М.Люшер[16]
Также связан с потребностью в покое из-за сильных эмоциональных перегрузок. У таких детей понижена способность к усвоению учебного материала. Обычно это сопровождается отвержением красного (утомление, общая физическая слабость), сине-зеленого (нервное истощение), желтого (разочарование, чреватое психическим истощением) С. Михалычев[18]
Немецкое слово, которое лучше всего подходит для обозначения настроения, выражаемого синим цветом, это слово «gemut», то есть «душевность» М.Люшер[16]

В качестве предпочитаемого

Свидетельствует о потребности в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и удовлетворенности или же о физиологической потребности в отдыхе, разрядке или лечении. Тот, кто предпочел синий, стремится к спокойной упорядоченной ситуации, свободной от расстройств и беспокойств. В такой обстановке события развиваются гладко, следуя в основном строго заведенному порядку. Отношения с окружающими людьми носят спокойный характер, свободный от конкуренции М.Люшер[16]

 

Предполагает спокойствие духа, тихие манеры и желания, чтобы жизнь строилась на прочных морально-этических принципах. Такой человек хочет доверять сам и чтобы доверяли ему М.Люшер[16]

 

 

Говорит также о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди - хорошие и исполнительные подчиненные С.С. Степанов [38]

 

 

Дети, предпочитающие синий цвет, спокойные, уравновешенные, привыкли все делать не торопясь, обстоятельно, любят полежать на диване с книжкой, поразмышлять, обдумать. Они предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что им приятнее не получать, а отдавать С. Михалычев[18]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 263

 

 

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Синий

В качестве отвергаемого

Потребность в безмятежном состоянии духа или взаимном доверии остается неудовлетворенной, и это является источником беспокойства, которое возрастает тем больше, чем меньше синего цвета используется в рисунке. Существующие эмоциональные отношения или контакты с коллегами по работе отвергаются, потому что они не соответствуют высоким требованиям человека и кажутся ему либо утомительными, либо обременительными, они разочаровывают его, он хочет их разорвать, и он может именно так поступить, бросив дом или поменяв работу. Однако если он сознает свою ответственность перед семьей или работой в такой мере, что не может порвать с ними, он все равно будет стремиться уходить от неприятных обязательств М.Люшер[16]

 

В неприятии синего цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он - образец неуве­ренности и замкнутости С.С. Степанов [38]

 

 

Означает разрыв связей или желание их порвать, резуль­татом чего является беспокойное, непоследовательное поведение и частичное умственное возбуждение. Эта может ослабить способность к концентрации внимания. Дети испытывают трудности в учебе Долгое напряжение у взрослых может привести к нарушению деятельности нервной системы, повлиять на работу сердца, ухудшить кровообращение М.Люшер[16]

 

Вверху Нагнетает тревожность, беспокойство Е.И. Рогов [26]

 

Занимает боковые поверхности или перспективы Провоцирует отчуждение в группе, в отношениях с психологом Е.И. Рогов [26]

 

Внизу Вселяет тревогу, холод, ощущение бездны. Е.И. Рогов [26] Темно - синий Как признак Некоторые отрицательные переживания, связанные с пуга­ющими разрушительными свойствами женского архетипа (темно-синий цвет исторически принадлежал богине Кали, архетипу великой матери в его разрушительных прояв­лениях, символизируя чрево-могилу, идею о том, что все появившееся на свет должно умереть). Р. Келлогг, напри­мер, обращает внимание на то, что темно-синий нередко используется лицами, пережившими состояния, связанные с угрозой для жизни. Этот цвет используется теми людьми, для которых характерен конфликт с матерью. В то же время такой негативный опыт отношений с матерью может обусловливать развитие в человеке способности к эмпатии (психологический тип «раненого целителя»). Негативным же аспектом симбиоза с матерью являются паранойяльные тенденции или дефензивные проявления А.И. Копытин [9]

264        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет

 

Признак

Интерпретация Источник

Темно-синий

Как признак

Выбор темно-синего свидетельствует о том, что ребенок соответствует сензитивно-интровертному типу личности. Черты пассивности сочетаются с повышен­ной тревожностью, проявляется склонность к песси­мистичности. Неуверенные в себе дети этого типа постоянно нуждаются в надежной опоре и спокойствии, вследствие чего формируются черты зависимости, крайней чувствительности к средовым воздействиям, тенденция к укреплению своей позиции за счет привя­занности и защиты со стороны других лиц, а потреб­ность в теплых отношениях является ведущей. Среди девочек этот тип реагирования встречается значимо чаще, чем среди мальчиков. В поведенческом плане у детей этого типа обнаруживается конформность установок, избегание конфликта, стремление к устой­чивому стереотипу жизни, страх перед трудностями, нерешительность в принятии решений, вдумчивость, способность к сопереживанию, пассивность в отно­шении актуальных проблем, повышенная склонность к рефлексии (самоанализу) Л.Н.Собчик[31]
Также ассоциируется с неподвижностью, холодом и смертью Л. Штейнхардт [39]
Взятое из санскрита слово «нила» обозначает особый оттенок темно-синего цвета, который лучше всего способствует размышлениям М.Люшер[16]

В качестве предпочитаемого

Свойственен довольно широкому кругу представителей профессий, в которых требуются такие качества, как вдумчивость, сосредоточенность на содержательной, смысловой структуре информации, гуманистический характер деятельности, тяга к кабинетному стилю работы без вовлеченности в широкий круг контактов. Эго, как правило, лица с преобладанием вербального стиля познавательной деятельности. При высоком интеллекте это могут быть научные деятели, теоретики, искусствоведы, словесники, литераторы. При невы­соком интеллекте лица этого круга, в силу ответс­твенности и старательности, успешно справляются с канцелярской работой, с выполнением деятельности, четко регламентированной определенными правила­ми и инструкциями, с теми видами работы, где нет необходимости принимать самостоятельные решения. Типологически эти личности отличаются сензитивно­стью, тревожностью, интровертированностью Л.Н.Собчик[31]
Выявляет преобладание вербального типа мышления, аналитического стиля познавательной деятельности Л.Н.Собчик[31]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 265

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Темно - синий

Под влиянием черного

Утрачивает как одухотворенность, так и остатки чувс­твительности, еще присущие синему Г.Э. Бреслав [6]
Эго цвет замкнутости, крайней сдержанности и выражен­ного рационализма, ему соответствуют такие малопри­влекательные качества характера человека, как упрямство, заносчивость, зловредность и даже жестокость Г.Э. Бреслав [6]
Черный вносит в темно-синий цвет оттенок тайны, загадки Г.Э. Бреслав [6]

Голубой ( светло - синий )

Как признак

Примесь белого привносит свежести, одухотворен­ности и некоторой холодности. Это исключительно ду­ховный, не чувственный цвет, свободный от телесных оков, стерильный до фригидности Г.Э. Бреслав [6]
Наименее сексуален и в хроматической сфере проти- Г.Э. Бреслав [6]

 

востоит и энергетическому, и эротическому оранжево­му (в хроматическом кругу), и бездуховному телесному коричневому (в разрезе, параллельном ахроматической оси). Недаром для нас он является олицетворением мужского гомосексуализма: духовный, асексуальный, не принадлежащий мужской хроматической оси  
Снижает артериальное давление и мускульное на­пряжение, делает более редким дыхание Несколько снижает частоту пульса Г.Э. Бреслав [6]
Очень интенсивно влияет на восприятие времени и пространства, причем время удлиняет, а пространство расширяет, удаляя горизонт от человека Г.Э. Бреслав [6]
В психологическом плане успокаивает, понижает уро­вень тревоги и расслабляет, но делает это холодным, рассудочным образом, за счет серьезности, мудрости, даже некоторой печали Г.Э. Бреслав [6]
Считается цветом мальчиков, отражением любви Бога в маленьком «Я». Но вообще это детский цвет, а в отрочестве и юности его даже чаще предпочитают девочки, чем юноши. Здесь проявляются такие черты характера, как свобода, беззаботность, склонность к перемене обстановки. Если со взрослением эти черты сохраняются, то такие юноши чаще всего становятся моряками или летчиками С. Михалычев[18]
Его избыточное применение Может вызвать переутомление, головную боль, ощуще­ние холода и тоски Г.Э. Бреслав [6]
Вверху Навевает легкость, способствует релаксации Е.И. Рогов [26]
Занимает боковые поверхности или перспективы, или внизу «Охлаждает», вызывает отчуждение Е.И. Рогов [26]

 

 

 

 

 

 

 

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Голубой ( светло - синий )

Светло-голубой (небесный) Символизирует воду как источник жизни и бескорыст­ную любовь матери, возможно, поэтому он на многих рисунках обозначает Деву Марию. Этот цвет также часто ассоциируется с тем местом, где человек чувствует себя защищенным и лелеемым и свободным от каких-либо обязательств. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчи­ной, это может указывать на некоторую пассивность А.И. Копытин [9]
Небесно-голубой Может напоминать о внутриутробном состоянии чело­века. Средой обитания плода является амниотическая жидкость, что может обусловливать наше вхприятие синего цвета как связанного с пренатальным опытом Автор не установлен
Ярко-голубой Может означать здоровье, энергичный поток жизни («весна жизни») или энергию Г. Ферс [36]
Бледно-голубой Может указывать на дистанцию, удаленность, угасание или отчуждение, размышление Г. Ферс [36]

Фиолетовый

Как признак

Это красный цвет, охлажденный синим. Если преоб­ладает красный, то фиолетовый становится цветом злости и ненависти. Если же, наоборот, преобладает синий и присутствует немного белого, то можно добиться приятного бледно-лилового цвета, который является цветом удовольствия и других позитивных чувств М. Бетенски [5]
Старается объединить импульсивную победоносность красного и мягкую уступчивость синего, выражая идею «отождествления». Это отождествление - своего рода мистическое единение, высокая степень чувственной интимности, ведущая к такому полному слиянию между объектом и субъектом, в ходе которого все, о чем мечтают и чего желают, должно стать реаль­ностью. В известной степени это очарование, мечта, ставшая фактом, волшебное состояние, когда все желания сбываются. Поэтому человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет «волшебных отношений». Он не только хочет приукрасить себя, но в то же время желает очаровывать и восхищать других, вызывать у людей восторг М.Люшер[16]
Находится на стыке хроматического круга и поэтому являет собой смешение противоположностей: актив­ного, энергичного, бессознательного красного цвета и холодного, логичного, рационального синего. Такая смесь порождает скрытое возбуждение, внутреннее напряжение, воздержанность и тайну Г.Э. Бреслав [6]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 267

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет  

Признак

Интерпретация Источник

Фиолетовый

Как признак

Ему свойственны традиционность, стремление сле­довать правилам и нормам, неприятие нового (хотя подавляемый интерес к нему уже появляется). Под воздействием красного он обнаруживает сознательное желание внушать и влиять в сочетании с бессознатель­ным стремлением очаровывать (но без сексуального компонента). Считается, что женщина в фиолетовой одежде хочет и влиять на окружающих ее людей, и поддаваться их влиянию Г.Э. Бреслав [6]
Говорит о психологическом единении с матерью, переживаемом перед освобождением «эго» от ее опеки. Фиолетовый в определенном смысле предшествует красному, который означает более полное хвобождение энергии, направляемой на достижение личных целей. С другой стороны, появление фиолетового на зрелых стадиях психического развития может быть связано с потребностью ухода от психической автономности, перемещением интересов в область глубоких межличностных отношений, с духовными интересами, а также говорить о потребности в эмоциональной поддержке. Кроме того, фиолетовый может указывать и на живое воображение, стремление привлечь к себе внимание, достичь особого положения в обществе А.И. Копытин [9]
Изысканный, «царственный» цвет, ассоциирующийся с весенними цветами, спелыми гроздьями некоторых сортов винограда, тенями на снегу Автор не установлен
Может означать принесение в жертву личных потреб­ностей, ассоциирующихся с красным, и их сублимацию во имя служения высшим идеалам Автор не установлен
Является цветом поста и связанных с ним самоогра­ничений Автор не установлен
Может также символизировать процесс психического развития, начинающееся высвобождение психической энергии в различных формах поведения Автор не установлен
Уходит от голого рационализма синего и содержит в себе чувственность и интуицию, поэтому и считается цветом мистики, магии, интуитивного мышления и сверхсознания. Остающиеся от синего сдержанность и смирение позволяют протянуть ассоциативную цепочку к таким понятиям, как благородство и консерватизм Г.Э. Бреслав [6]
Ассоциируется с царственностью, духовностью, вдох­новением, загадочностью, мистикой и магией. В то же время он обозначает самообольщение и снобизм Л. Штейнхардт [39]

268        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Цвет  

Признак

Интерпретация Источник

Фиолетовый

Как признак

Может означать отождествление как интимное, эро­тическое слияние, и это способно привести к интуи­тивному и чувственному пониманию сути вещей. Но нереальные черты такого отождествления, при котором желаемое выдается за действительное, свидетельству­ет либо о неспособности ясно различать окружающую действительность, либо о нерешительности и колеба­ниях. И то и другое может вести к безответственности М.Люшер[16]
Не асексуален, но секс в нем подавляется, поэтому его часто предпочитают люди, для которых половая принадлежность не так важна, - старики, проститутки, гомосексуалисты Г.Э. Бреслав [6]
В странах Европы и Америки, где царствуют логика и рационализм (и поэтому любимыми цветами счита­ются синий и голубой), фиолетовый цвет считается непрестижным. В странах Азии и Африки, более склонных к эмоциональности и мистике, уважение к нему значительно больше Г.Э. Бреслав [6]
Высшими проявлениями, символизирующими фиоле­товый, являются самоотречение и святость. Эго также свойственно белому цвету. Происходит второе замы­кание кольца - только стык не внутри хроматического круга, а между хроматическими и ахроматическими цветами Г.Э. Бреслав [6]
Сочетает в себе свойства красного и синего цветов, физиологические действия которых полностью урав­новешены Г.Э. Бреслав [6]
Он физиологически сильнее, чем любой другой, замедляет дыхание и увеличивает продолжительность выдоха. Замедляет и ослабляет пульс, значительно уменьшает физическую работоспособность, увеличива­ет выносливость сердца и сосудов Г.Э. Бреслав [6]
Психологически подавляет рациональное мышление, пробуждая вместо него интуицию Г.Э. Бреслав [6]
Увеличивает работоспособность, улучшает сон, стиму­лирует потребность в духовном развитии Г.Э. Бреслав [6]
В качестве предпочитаемого Чаще встречается у детей и подростков с эмоциональ­ной незрелостью, с недифференцированной поло-ролевой и социальной позицией. Отражает богатую фантазию, творческий, нешаблонный подход к решению заданий, своеобразие интересов, высказываний и поступков. Детский период характеризуется тем, что личность еще не сформирована, отсюда слабая интегра­ция «Я». Трудности гкдросткового возраста связаны Л.Н.Собчик[31]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!