ЦВЕТ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ - ТЕРАПИИ : ТАБАИЦА ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ 7 страница
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Бирюзовый (сине-зеленый) | Является смесью положительного материнского цвета (голубого) и цвета заботы о зрелости (зеленого). Он говорит о способности к чуткой заботе об окружающих и себе самом, но в то же время может предполагать определенное сопротивление естественному течению эмоций и погружению в бессознательное | Автор не установлен | |
Имеет, кроме того, целебные свойства, может рассматриваться как проявление потребности в самоисцелении, дистанцировании от личных страданий, боли и утрат для того, чтобы контролировать поток психотравмирующих впечатлений | Автор не установлен | ||
Сине-зеленый (ультрамариновый) | Влияние синего в этом цвете проявляется большей холодностью, логичностью и рациональностью, меньшей уравновешенностью и инертностью. Эго цвет сознания и рациональности, он символизирует напряжение воли, контроль над эмоциями, умение активно и логически решать поставленные задачи | Г.Э. Бреслав [6] | |
Цвет убежденности в своей правоте и полноценности, убежденности логической, а не эмоциональной, как у красного, или интуитивной, как у фиолетового. Будучи менее инертным, чем зеленый, ультрамариновый сохраняет и усиливает такие его свойства, как честолюбие, властолюбие, притязание на значимость, вплоть до самовозвеличивания | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Индикатор состояния нервной системы. У тех, кому он нравится, нервы перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый - имеют тоже истощенную нервную систему. Нервное напряжение определяется характером: серьезным, принципиальным, волевым, педантичным, внимательным, контролируемым. А еще - ситуацией, когда человек очень боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, скомпрометировать себя, вызвать в свой адрес критику | С. Михалычев[18] | ||
|
|
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 283
Цвет | |||||
Признак | Интерпретация | Источник | |||
Сине-зеленый, присутствующий в большинстве | Дети отличаются ригидностью установок, упорством и настойчивостью, склонностью к систематизации, способностями к точным наукам, тенденцией к опоре на накопленный опыт, повышенной чувствительностью к социальным критериям внешней оценки своей личности, отсюда - амбициозность, проблема собственного престижа, устойчивость привязанностей и интересов, чувство соперничества, соревновательность, аккуратность или даже педантизм. Подчинение для них неприятно, отсюда стремление к лидированию или, по крайней мере, к самостоятельности и социальному признанию. Этот тип реагирования значимо чаще встречается среди мальчиков | Л.Н.Собчик[31] | |||
Предпочтение сине-зеленого эталона
| Чаще встречается у лиц с формально-логическим мышлением, опирающимся на цифровую знаковую систему, тяготеющих к точным сферам знаний. В сочетании с темно-синим эталоном он формирует пару, которая отражает способности к математике, технике или физике, стремление системно оценивать информацию, опираясь при этом на конкретный опыт. Отсюда и сфера их интересов нередко лежит в области экономики, инженерно-конструкторской деятельности, связана с бухгалтерским делом, а также выявляет способности к преподаванию точных наук и к военной кадровой службе. Если специальность не насыщает ведущую потребность в кропотливой, точной работе, то люди, оказывающие стойкое предпочтение сине-зеленому цвету, в свободное время занимаются выпиливанием, рисованием, вязанием, шитьем, конструированием и др. Разные виды ремесел, связанных с ручным, требующим точности трудом, нередко представляют вид деятельности, к которому тянутся люди данного типа, отличающиеся педантизмом, интровертирован-ностью, ригидностью | Л.Н.Собчик[31] | |||
|
|
284 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Коричневый | Как признак | В зависимости от пропорций смешения желтого, красного, черного и голубого, он может вызывать и выражать отвращение или психическую регрессию. Коричневый также может быть богатым земляным цветом мягкости и защиты, вовлекая наблюдателя в свое тепло | М. Бетенски [5] |
|
|
3,8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций
285
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Коричневый | Как признак | Также ассоциируется с фекалиями. Может указывать на страх загрязнения. Иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций. С другой стороны, может быть признаком большого потенциала, ассоциируясь, в частности, с готовой к посеву почвой | А.И. Копытин [9] Л. Штейнхардт [39] |
Лишен экспансивного творческого импульса, активной жизненной силы красного цвета. Жизненное начало более не является действенной силой, а лишь пассивно воспринимаемой на уровне органов ощущений | М. Люшер [16] | ||
Концентрация на телесных ощущениях, обыденности, заземленности и повседневности | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Является символом животного начала в человеке, удовлетворения исключительно физиологических потребностей, бегства от духовных исканий. Такая направленность делает человека зависимым от общества, послушным существующему режиму и распорядку | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Использование коричневого, особенно в центре мандалы, указывает на то, что субъект имеет заниженную самооценку, это может сопровождать подготовку психического роста, пересмотр привычных ценностных представлений (Р. Келлогг) | А.И. Копытин [9] | ||
В качестве предпочитаемого | Символизирует повышенную потребность в физическом благополучии и чувственном удовлетворении, избавлении от какой-нибудь проблемы, вызывающей у него чувство физического неудобства. Эта проблема может быть вызвана реальной угрозой для жизни или физическим заболеванием. Она может быть связана с конфликтом, который не в силах разрешить человек. Каковы бы ни были причины, речь идет об отрицательном воздействии на организм и его органы ощущений, поэтому человек придает столь большое значение необходимости создать для тела благоприятное окружение | М. Люшер [16] | |
Говорит о сильном желании освободиться от ситуации, вызывающей дискомфорт, от опасности или соматического заболевания, конфликтов или проблем, с которыми субъект не может справиться (М. Люшер) | Автор не установлен | ||
Отражает проблему тревожности с витальной (соматической) окраской, переживание чувства неуверенности и приниженности | Л.Н.Собчик[31] | ||
Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно встал на ноги, кто ценит традицию, семью | С.С. Степанов [38] | ||
Данный цвет предпочитают ограниченные люди и ипохондрики | Г.Э. Бреслав [6] |
286 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
| Цвет | ||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Коричневый | Его отрицание | Говорит о том, что потребность в безопасности и комфорте отвергаются В этом случае стремление к физическому комфорту рассматривается как слабость, которую следует преодолеть | М.Люшер[16] |
Тот, кто отвергает коричневый цвет, считает, что он создан из прочного материала, и желает выступать перед всем миром как непреклонный индивидуалист Такой человек решительно отвергает «стадное чувство», тягу к взаимозависимости, выражаемые коричневым цветом Он считает низменным потакать нуждам своего организма Однако такое подавление способности наслаждаться физическими ощущениями может легко привести к эмоциональному дефициту, что проявляется в беспокойстве и потребует каких-то форм компенсации, включая принуждение себя к половой активности, поиск различных видов физических ощущений | М.Люшер[16] | ||
Когда коричневый цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность | С.С. Степанов [38] | ||
Вверху | Вселяет чувство тяжести, давления | Е.И. Рогов[26] | |
Занимает боковые поверхности или перспективы | Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность | Е.И. Рогов[26] | |
Внизу | Укрепляет уверенность | Е.И. Рогов[26] | |
Добавление его к любому цвету | Предполагает психический конфликт Например, примесь коричневого в желтом может говорить об амбивалентном отношении к отцу (Р Келлогг) | Автор не установлен | |
Коричневый с большой примесью красного -каштановый | Цвет засохшей крови, связан с сексуальной идентичностью (Р. Келлогг) | Автор не установлен | |
В рисунках мужчин заставляет обратить внимание на психологические табу, в частности, инцестуальные потребности (Р. Келлогг) | Автор не установлен | ||
В работах женщин говорит о низкой самооценке, связанной с негативным восприятием своей женской роли, повышенной заботе о собственном теле, гинекологических расстройствах (Р. Келлогг) | Автор не установлен | ||
Может напоминать о необходимости психологической проработки застарелых психотравм (Р. Келлогг) | Автор не установлен | ||
Может быть также связан с перинатальными травмами и отражать скрытый страх кастрации, мазохистские тенденции, которые могут актуализироваться при осложненном прохождении пубертатной фазы развития (Р. Келлогг) | Автор не установлен | ||
Темно-коричневый | Насыщенность (питательность), близость к природе и всему земному, здоровье | Г. Ферс [36] |
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 287
| Цвет | ||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Светло-коричневый | Может обозначать гниение или разложение, а иногда - борьбу с разрушительными силами и стремление к нормальному (здоровому состоянию) | Г. Ферс [36] | |
Серый | Как признак | Результат смешения черного с белым, в зависимости от смешиваемых пропорций может выражать принятие, сдерживание, комфорт, безразличие, покой, укрепление, молчаливость, скромность и формализм | М. Бетенски [5] |
Отражает баланс противоположностей, так как он является смесью черного и белого. Он лишен хроматизма, с которым связаны эмоциональные проявления. Поэтому он говорит об отсутствии или подавлении эмоций, что, в частности, характерно для депрессии | Автор не установлен | ||
Нейтральный цвет, стоит в самом центре цветовой сферы и избегает крайностей и эмоций | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Не привлекает к себе внимания, не вызывает никаких реакций - не возбуждает и не успокаивает, а создает ощущение стабильности тем, что отгораживает человека от окружающего мира и побуждает его к скромности, сдержанности, скрытости. Поэтому считается, что серую одежду носят люди по характеру скрытные, старающиеся не привлекать к себе лишнего внимания. Это не совсем так. Иногда стремление к серому цвету связано с повышением возбуждения или уровня тревоги, и в этих случаях он защищает человека от переутомления, снижая его энергозатраты | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Главные свойства серого цвета основываются на тех основных ощущениях, которые он вызывает, - стабильность и холодность. Этот цвет не содержит ни прошлого, ни будущего, он отгорожен и от того и от другого и поэтому символизирует настоящее, текущее время | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Отсутствие движения, символизирующегося этим цветом, приводит к таким понятиям, как остановка и порядок, ибо всякая остановка - это порядок, заведенный раз и навсегда | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Обособленность серого цвета выражается в таких понятиях, как нейтральность и граница, которые показывают отсутствие стремления к чему-либо и ассоциируются с понятиями: сдержанность, незаметность, скромность и ограниченность | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Эго не оккупированная территория, а граница - как ничейная земля, как демилитаризованная зона, линия разграничения, - позволяющая различить контрастные части | М.Люшер[16] |
288 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Серый | Как признак | У людей слишком чувствительных этот цвет уменьшает чувство сопереживания, как бы прячет их в защитную оболочку и тем самым снижает риск нервного срыва. В светлой серой одежде человек представляется более открытым. По мнению Н. В. Серова, серая одежда помогает студентам на экзамене маскировать свое незнание и выглядеть более умным, чем это есть на самом деле | Г.Э. Бреслав [6] М. Люшер [см.: 6] |
Серый цвет зачеркивает индивидуальность, а серая одежда подчеркивает обыденность его носителя, делает его незаметным среди других людей. Обычно «мышиная» униформа придумана для того, чтобы сделать тех, кто ее должен нхить, одинаковыми, лишенными индивидуальных черт | Г.Э. Бреслав [6] | ||
В христианской традиции это цвет поста, искупления грехов, покаяния | Автор не установлен | ||
Символизирует депрессию, инерцию и равнодушие | А.И. Копытин [9] | ||
Также напоминает о мудрости, взгляде в прошлое и релятивизме (A. De Vries) | Автор не установлен | ||
Может символизировать беспристрастность и трезвость оценки, способность абстрагироваться от сиюминутных эмоциональных реакций | Автор не установлен | ||
В некоторых случаях может указывать на наличие экзистенциальной вины, причиной чего нередко бывает перинатальная травма. Серый словно выражает вину субъекта за страдания, причиненные матери в родах, а в метафизическом смысле - за ущерб, который субъект причиняет природе и окружающим самим фактом своего бытия | А.И. Копытин [9] | ||
Может иметь нуминозный оттенок | Автор не установлен | ||
Означает рутину, беспросветность, заботы, бедность, отторженность | С. Михалычев [18] | ||
Ощущение холодности, которая ассоциируется с серым туманом, небом, затянутом тучами, и всем, что связано с ухудшением видимости. Здесь прослеживается связь серого с черным цветом (неясность, скрытность и тайна). Но тайна черного имеет больше философское, глобальное значение, а тайна серого - более мелкая, обыденная, сиюминутная. Тайна мироздания - «черная», а шпионские страсти и дворцовые интриги - «серые» | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Частое использование этого цвета отмечается в мандалах героинозависимых наркоманов, у которых длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию | А.И. Копытин [9] |
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 289
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!