ЦВЕТ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ - ТЕРАПИИ : ТАБАИЦА ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ 2 страница




Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет

 

Признак

Интерпретация Источник

Красный

Как признак

Является составной частью таких цветов, как фиоле­товый, оранжевый, розовый, персиковый, малиновый и др. Смешивание его с другими цветами означает, как правило, что витальная энергия красного частично «связана» или сублимирована Автор не установлен
При соотнесении со звуком красный цвет ассоциирует­ся с повышенной громкостью Г.Э. Бреслав [6]
Этот цвет (активный, сексуальный, властный и волевой) является символом мужского хроматизма. На мужской хроматической оси «красный-зеленый» он считается цве­том бессознательного (Н. В. Серов), аэеленый - цветом сознания. «Зеленый» мужчина, в отличие от «красного», человек спокойный, рациональный (рассудочный), уравно­вешенный, бесстрастный и не столь активный Г.Э. Бреслав [6]
В астрологии символизирует Марса - бога войны. Рожденные под его знаком характеризуются бурным, экспансивным характером, смелостью - теми чертами, которые принято считать «мужскими» Автор не установлен
На заре христианства красный символизировал дух святой, при этом синий являлся символом Бога-Отца, а желтый-Бога-Сына Автор не установлен
С точки зрения психологии может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональное напряжение или опасность. С точки зрения физическо­го состояния он может указывать на острое заболева­ние, например, инфекционное или жар Г.Ферс [36]

 

Психологически он направляет внимание человека на Г.Э. Бреслав [6]

 

 

внешний мир. Он вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное напряжение, повы­шает уровень тревоги  

 

 

Ассоциируется с жизнью, силой, витальностью, возбуждением, радостью и любовью. В то же время он символизирует чувственную страсть, гнев и насилие. Оказывает стимулирующее воздействие на двигатель­ные функции и процесс принятия решений, а также провоцирует импульсивное поведение Л. Штейнхардт [39] С Михалычев [18]

 

 

Это выражение жизненной силы, активности нервной системы и желез внутренней секреции, поэтому он олицетворяет человеческие желания и стремления М.Люшер[16]

 

 

На уровне плотских ощущений он проявляется в аппети­те, его эмоциональное выражение - желание, его орга­нами являются мышцы, симпатическая нервная система и органы воспроизводства. Так, физическое и нервное истощение, перебои в работе сердца, импотенция или упадок полового желания часто выражается в отторже­нии красного цвета. Время красного цвета - настоящее М.Люшер[16]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций


251



 

 

 

 

 

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Красный

Как признак

Вместе с увеличением силы мышц увеличивает и скорость движений вплоть до суетливости. Стимуляция деятельности, которую он вызывает, носит принуди­тельный, насильственный характер. В начале работы этот цвет резко повышает работоспособность, но затем довольно быстро вызывает утомление, и работоспо­собность падает Г.Э. Бреслав [6]
Цвет либидо, ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, связан с мужскими правлениями и физиологией - сексуальной потребностью, кро­вью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы (следует считать признаком психического здоровья) М.Люшер[16] А.И. Копытин [9] Г.Э. Бреслав [6]
По линии либидо красный (активность + возбужде-ние) - секс - страсть - любовь. На чисто физическом уровне связан с возбуждением, на физиологическом -с сексуальностью, на эмоциональном - со страстью и, наконец, на высшем, сознательном - с любовью. Любовь, вербализованная на уровне сознания, тесно связана с понятием красоты, что дало название цвету Г.Э. Бреслав [6]

 

По линии мортидо: красный (активность + возбужде­ние) - агрессия - гнев - борьба (война) - опасность. Здесь на физическом уровне он тоже означает возбуж­дение, на физиологическом - агрессий, на бессозна­тельном, эмоциональном - гнев, а на сознательном -борьбу и опасность как знак запрета или угрозы Г.Э. Бреслав [6]

 

 

Наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27]

 

 

Он связывается с огнем, с его жаром и способностью разрушать, очищать и преображать. Огонь восприни­мался как метафора преображения сознания, закалки, необходимой для обретения мудрости. Тибетские ман­далы нередко изображаются в кольце огня, который означает начало просветления сознания, сожжение ложных форм мышления и человеческих страстей Автор не установлен

 

 

Теплый, стимулирующий, ассоциируется с кровью Л. Штейнхардт [39] С. Михалычев[18]

 

 

Символизирует лишь физическую силу, он лишен духовности Г.Э. Бреслав [6]

 

 

Цвет активности и действия Г.Э. Бреслав [6] С. Михалычев[18] М.Люшер[16] С.С. Степанов [38]

252        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет

 

Признак

Интерпретация Источник

Красный

Как признак

Означает силу воли. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению, стремление к соревнованию. Его психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность С.С. Степанов [38] М.Люшер[16]
Служит символом силы и властности, недаром цари, императоры и короли носили красную одежду. Им­ператорские цвета - порфир и пурпур - это опенки красного Г.Э. Бреслав [6] С. Михалычев[18]

Очень теплый

Силен, хотя его сила заключена внутри него. Красный не стремится распространиться, как желтый, но по­рождает богатое множество теней, если его охладить примесью синего или белого М. Бетенски [5]
Красная одежда - это обычно и бессознательное стремление вызвать у окружающих возбуждение, и знак определенной готовности владельца одеяния пережить возбуждение (обычно сексуальное), или, если сексуаль­ное взаимодействие невозможно, раздражает Г.Э. Бреслав [6]
Присутствует в избытке Это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить А.И. Копытин [9]
Отсутствие его в серии мандал Может указывать на пассивность и недостаточную способность добиваться своего А.И. Копытин [9]

В качестве предпочитаемого

Желание обрести богатый опыт и полнокровное ощу­щение жизни за счет собственной активности. Какие бы формы ни приняла эта активность - предприятия, осуществляемые в сотрудничестве с другими людьми, индивидуальное лидерство, творческие усилия, деятель­ность во имя развития или экспансии, эротика, чувствен­ное удовлетворение физического аппетита, преувеличен­ные, чрезмерно драматизированные поступки, - все это обозначается тем цветом, который сопровождает красный М.Люшер[16]
В сексуальном отношении, когда красный цвет занимает первое место, это означает контролируемое половое влечение, хотя не исключается и возможность случайных всплесков импульсивного полового поведения. Эго отра­жает поведение верного партнера, который порой может уступить соблазну, хотя это не будет чем-то серьезным М.Люшер[16]
Характерен для детей открытых и активных, живых, непоседливых, возбудимых, непослушных. Их высокая работоспособность определяется стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда - их напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. С. Михалычев[18]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 253

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Красный

В качестве отвергаемого

Означает, что половое желание в значительной степени исчезает, сурово подавляется, и наступает импотенция или фригидность М.Люшер[16]
Предполагает, что возбуждающая активность воспри­нимается как нечто враждебное М.Люшер[16]
Характеризует человека, который уже перевозбужден, легко раздражается из-за того, что у него не хватает жизненных сил (например, из-за физического истоще­ния или сердечной недостаточности), потому что он чувствует, что измучен неразрешимыми проблемами, что его окружение - это источник опасности и что оно вышло из-под контроля. В этом случае человек воспри­нимает красный цвет не в его обычном значении силы и мощи, а как нечто угрожающее М.Люшер[16]
У людей, которых этот цвет раздражает, - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях С.С. Степанов [38]
Означает: «ищет защиты от всего, что может возбуждать, осложнить ситуацию или еще более ослабить позиции» М.Люшер[16]
Вверху Возбуждает, мобилизует, оказывает эротогенное воздействие Е.И. Рогов [26]
Занимает боковые поверхности или перспективы Возбуждает Е.И. Рогов [26]
Внизу Вхпринимается неестественно, может «обжигать» Е.И. Рогов [26]

Оранжево-красный в качестве предпочитаемого

Интуитивный, целостный, опережающий опыт эвристи­ческого когнитивного стиля Л.Н.Собчик[31]
Характерен для детей, у которых отмечается сильный, стенический тип реагирования, и выявляет напряженность потребности в активности, направленной на достижение цели, на овладение всем тем, что доставляет радость и наслаждение, в том числе это и высокая сексуально-эротическая вовлеченность у подростков. Выбор этого сочетания как основного свойствен детям с выраженной самостоятельностью, независимым, авторитарным, быстро принимающим решения. Им свойственны высокая поисковая активность, любознательность, преобладание эмоций интереса, любопытства. Высказывания и поступки могут опережать их продуманность в силу спонтанности поведения, раскованности чувств. Эго - стремление к самореализации, проявляющееся напряжением аффек­та, если реализация потребностей в данный момент невозможна. У дисгармоничной личности это качество выливается в импульсивность, сниженный самоконтроль, агрессивные высказывания и поступки Л.Н.Собчик[31]

254        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признак

Интерпретация Источник

Оранжево-красный в качестве предпочитаемого

Встречается весьма часто в разных профессиональных группах как признак лидерства, предприимчивости, целеустремленности, склонности к риску. Большинс­тво руководителей, администраторов, общественных активистов отличаются предпочтением оранжево-крас­ного цвета. Кроме того, такой выбор часто встречается среди летчиков, шоферов, танцоров, артистов. В соче­тании с фиолетовым цветом он особенно подчеркивает наступательную позицию и творческую независимость личности, высокую поисковую активность, спон­танность и неконформность поступков и суждений, импульсивность и повышенную интуицию, нередко подменяющую опору на опыт Л.Н.Собчик[31]

Оранжево-красный в качестве отвергаемого

Возможность безудержного поведения с компуль-сивной агрессией возрастает (фрустрированность насущных, жизненно важных потребностей, невозмож­ность самореализации), если черный при этом - в ка­честве основного цветового выбора (иррациональные и безудержные протестные реакции) Л.Н.Собчик[31]

Оранжевый

Как признак

Смесь красного и желтого. Оранжевый может быть теплым и лучащимся, он как бы дотягивается до наблюдателя, оранжевый при преобладании желтого становится резким и неприятным М. Бетенски [5]
Соединяет в себе черты красного и желтого. Это самый теплый цвет хроматического круга и, пожалуй, самый энергичный Г.Э. Бреслав [6]
Энергия этого цвета чуть меньше, чем красного, слов­но витальность последнего преобразуется и сдержива­ется инсайтом и пониманием Автор не установлен
Избавившись от напряженности красного, не утратил его энергии, и в то же время не приобрел легковеснос­ти, изменчивости желтого. В этом отношении он может считаться даже более гармоничным, чем составляю­щие его цвета Г.Э. Бреслав [6]
Сочетает в себе экстравертированность и импульсивность красного цвета с интуитивностью желтого. Если клиент выбирает оранжевый цвет, это указывает на его социа-бельность и склонность к легкому, но несколько поверх­ностному установлению контактов с окружающими Л. Штейнхардт [39]
Создает впечатление тепла и удовлетворенности, так как он является тем оттенком огня, который характерен для заходящего солнца (И. Гете) Автор не установлен
Комбинация чувствительности и враждебности Д. Я. Райгородский [23] ЕС. Романова [27]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций


255


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Оранжевый

Как признак

В некоторых случаях отражает ситуацию с непонятным исходом, борьбу не на жизнь, а на смерть, также может указывать на иссякающую энергию или благополучное разрешение угрожающей ситуации Г.Ферс [36]
Основные понятия, образуемые им, исходят из тех ощущений, которые он вызывает: тепло, жар, зной. Это эротическая страсть, более утонченная и одухотворен­ная, чем физиологическая сексуальность красного, это радость и творческие способности («божья искра») Г.Э. Бреслав [6]
Это цвет «укрощенного» огня Автор не установлен
Несколько ускоряет кровообращение, но не вызывает повышения артериального давления, а пульс и частоту дыхания учащает весьма незначительно Г.Э. Бреслав [6]
Означает физиологическое состояние активного расхода энергии. Этот цвет ускоряет пульс, поднимает кровяное давление и увеличивает частоту дыхания М.Люшер[16]
Также указывает на высокую активность получения энергии вместе с пищей, поскольку существует мно­жество продуктов именно оранжевого цвета М.Люшер[16]
Гораздо сильнее он действует на пищеварение: резко повышает аппетит и заметно усиливает деятельность желудка и кишечника. Однако следует помнить, что при избыточном воздействии он может вызывать перевоз­буждение, головную боль и головокружение Г.Э. Бреслав [6]
Иногда ассоциируется с обогащением духовного опы­та, связанным с несчастьями, отчуждением, непонима­нием окружающих С ним связывают представление об отверженности Автор не установлен
Также можно рассматривать как сочетание энергии libido с архетипом отца (желтый цвет) Автор не установлен
Может выражать амбицию, гордость, волю, настой­чивость, веру в свои силы. В то же время это может предполагать волюнтаризм, враждебное отношение к авторитету, недостаток самодисциплины Автор не установлен
Его можно было бы назвать «цветом незавершенной социализации» индивида. Он указывает на амбивален­тное восприятие мужских качеств в окружающих и себе Автор не установлен
Указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве люб­ви, и в чувстве ненависти. Он также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам или отцу А.И. Копытин [9]
Его избыточное сочетание Может служить свидетельством неусидчивости и нервозности Л. Штейнхардт [39]

256        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!