ЦВЕТ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ - ТЕРАПИИ : ТАБАИЦА ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ 9 страница



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет  

Признак

Интерпретация Источник

Сочетания цветов

Красный/ оранжевый Резкое раздражение Г.Э. Бреслав [6]
Красный / бежевый Диссонанс Г Э. Бреслав [6]
Красный / светло-зеленый Незавершенность, мерцание Г.Э. Бреслав [6]

Красный / зеленый

Импульсивность, жизнеутверждение Г.Э. Бреслав [6]
Структурное значение: «целеустремленная деятель­ность» или «инициатива, находящаяся под контролем». Здесь все, как и в сочетании «зеленый/красный», но в данном случае усилия по реализации своей инициати­вы предпринимаются больше ради удовольствия, чем из-за стремления добиться уважения других людей М.Люшер[16]

Красный/желтый

Структурное значение: «экспансивная активность» или «освоение новых сфер». И красный, и желтый цвета направлены за пределы личности, поэтому это очень активная группа, устремленная во внешнюю сферу. Действие (красный) ради действия и всегда направленное к новому неизведанному (желтый). Если эта группа отвергается, а предпочтение отдается группе «синий/черный (черный/синий)», возможно наличие нестабильности в саморегулирующейся нервной системе М. Люшер [16]
Лучезарность, теплота, радость Г.Э. Бреслав [6]
Красный/золотой Теплота, пышность, роскошь Г.Э.Бреслав [6]
Красный/ фиолетовый Структурное значение' «подверженность внешним раздражителям» или «способность живо реагировать». Желания и действия (красный) направлены на пред­меты, которые восхищают, очаровывают и завора­живают (фиолетовый), в то время как сами действия предпринимаются для того, чтобы очаровывать других людей. Активность может проявляться в эротике или в культивировании эстетического начала М. Люшер [16]
Красный/ коричневый Структурное значение: «чувственное удовлетворение» или «потакание своим слабостям». Активность (крас­ный) ограничена из-за того, что организм не следует беспокоить и создавать ему какие-нибудь неудобства (коричневый). Поэтому деятельность направлена на удовлетворение органов ощущения М. Люшер [16]

 

Красный/черный

Структурное значение: «преувеличение желаний» или «драматизация реальности». Нормальные желания красного превращаются в жесткие и настоятельные требования благодаря присутствию черного цвета М. Люшер [16]

 

 

Опасность, подавление жизни Г.Э. Бреслав [6]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 297

 

 

 

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Сочетания цветов

Оранжево-красный/ черный Говорит о способности к импульсивным агрессивным поступкам. При низком интеллекте такие дети отлича­ются своевольным и непокладистым характером, повы­шенным чувством независимости, иррациональными поведенческими реакциями, стремлением выделиться, не быть подвластными общепринятым нормам, что в определенных неблагоприятных условиях может выражаться в антисоциальных тенденциях (особенно при сочетании «оранжево-красный - фиолетовый -черный, оранжево-красный - черный - фиолетовый; черный - фиолетовый - оранжево-красный» на первых позициях) Л.Н.Собчик[31]
Желтый/серый Структурное значение: «нерешительность» или «отсутствие решений». Здесь главное - потребность в решении. Однако реализации этой потребности меша­ет серый цвет, отгораживающий человека от областей, в которых может быть найдено решение. В отличие от группы «серый/желтый», здесь присутствует готов­ность взять на себя ответственность, но серый барьер мешает дать ответ на то, каким образом эта готовность найдет воплощение М.Люшер[16]

 

Желтый/синий

Структурное значение: «эмоциональная зависимость» или «готовность оказать помощь группе людей». Так как цвета разнородные, их действие направлено во внешние сферы. Надежда (желтый) здесь проявляется в любви и понимании людей (синий), что способствует активности с целью привлечь симпатии М.Люшер[16]

 

 

Сильное напряжение, эффект движения Г.Э. Бреслав [6]

 

Желтый/ темно-синий Выявляет выраженную чувствительность к средовым воздействиям в связи с тем, что каждый цвет в отде­льности по-своему связан с высокой чувствительнос­тью к факторам внешнего влияния. В сочетании же они выявляют циклотимный тип личности со склонностью к перепадам настроения, легко провоцируемым вне­шними поводами, с быстрыми переходами от грусти к экзальтированной веселости; личности, тяжело переживающей одиночество, испытывающей повышен­ную потребность в общении, что делает ее зависимой от авторитетного для нее лица и мнения референтной группы. В сочетаниях, где желтый - эталон - оказы­вается на одной из последних позиций, этот признак является предвестником дезадаптации Л.Н.Собчик[31]

 

Золотой /пурпурный Праздничность, мощь, достоинство Г.Э. Бреслав 6]

 

Желтый / пурпурный Резкий диссонанс Г.Э. Бреслав [6]

 

Желтый / белый Прояснение, просветление Г.Э. Бреслав [6]

298        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет  

Признак

Интерпретация Источник

Сочетания цветов

Желтый/зеленый Структурное значение «требование признания» или «честолюбие» В данном случае самоустремленность выражена не так ярко, как в группе «зеленый/желтый» Честолюбие выражается не в целеустремленных действиях, а в надежде на то, что, сохраняя открытость ума и культивируя наблюдательность, можно увидеть новые возможности и добиться признания М.Люшер[16]
Желтый / оливко­вый Резкий диссонанс Г.Э Бреслав [6]
Желтый / светло-зеленый Веселье, радость Г.Э Бреслав [6]
Желтый/красный Структурное значение, «экспансивная активность» или «освоение новых сфер». Эти два самых ярких цвета, устремленных за пределы личности, создают очень активную группу Активность (красный) меньше сдерживается, чем в группе красный/желтый, так как желтый придает ей более поверхностный и экспериментальный характер Такое сочетание отражает попытки найти нечто новое и более отвечающее потребностям человека. Когда эта группа отрицается, а предпочтение отдается группе «синий/ черный (черный/синий)» или наоборот, возможны нарушения в саморегулирующейся нервной системе М. Люшер [16]
Желтый/ фиолетовый Структурное значение «соблазн фантазии» или «жажда приключений» Надежда и стремление {желтый) выражаются через фантазии и воображение (фиолетовый). Это порождает жажду нереальных приключений или действий, ведущих к бегству от реальности М.Люшер[16]
Желтый/коричневый Структурное значение- «полная безопасность» или «ничем не ограниченное расслабление». Решение (желтый) требует физического облегчения и избавле­ния от всяких проблем или страхов по поводу возмож­ных опасностей М.Люшер [16]

Желтый/черный

Структурное значение: «внезапный кризис» или «свое­вольные решения». Здесь совмещены два крайних цвета самый яркий и самый темный Эго означает, что средний курс исключается, а выбор сводится к альтернативе между «да» или «нет» Решение (желтый) должно быть найдено (черный) и часто достигается резким и своевольным способом М.Люшер [16]
Разрыв, привлечение внимания Г.Э. Бреслав [6]
Оранжевый / зеленый Импульсивность Г.Э Бреслав [6]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 299

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет

Признак

Интерпретация Источник

Сочетания цветов

Оранжевый/ светло-зеленый Обволакивающая теплота Г.Э.Бреслав[6]
Оранжевый / фиолетовый Оглушение, опьянение Г.Э. Бреслав[6]
Оранжевый / ультрамарин Резкость, претенциозность Г.Э. Бреслав[6]
Оранжевый / черный Насилие Г.Э. Бреслав[6]
Оранжевый / голубой Скрытая, рвущаяся энергия, сочетание замкнутости и энергичности Г.Э. Бреслав[6]
Фиолетовый/серый Структурное значение «осторожная чувствительность» или «приблизительное отождествление» Обостренная восприимчивость окружающей обстановки (фиолето­вый) сочетается с желанием защитить себя от беспоко­ящего влияния (серый) М.Люшер [16]
Фиолетовый/синий Структурное значение «эстетическая восприимчи­вость» или «эротическая чувственность» В отличие от группы синий/фиолетовый, здесь главное внима­ние обращено на идеализированные (и возможно, нереальные) условия отождествления Часто таким образом человек ищет компенсации среди тех, чьи половые отношения носят необычный характер У таких людей бывает хорошо развито эстетическое чувство прекрасного М.Люшер [16]
Фиолетовый/ зеленый Структурное значение «гибкое самоутверждение» или «безответное кокетство» Интерпретация такая же, как и группа «зеленый/фиолетовый», но здесь больше вни­мания уделяется очаровыванию других людей, более ярко выражено нежелание принять на себя ответствен­ность, вытекающую из близких отношений М.Люшер [16]
Фиолетовый/ сине-зеленый или сине-зеленый/ фиолетовый В качестве основного цветового выбора выявляют тенденцию к систематизации субъективных, наду­манных оценок по отношению к окружающим лицам и сложившейся ситуации Л.Н.Собчик[31]
Фиолетовый/ красный Структурное значение «подверженность внешним раз­дражителям» или «способность живо реагировать» Легко поддается любым возбуждающим внешним раздражите­лям Сочетание похоже на группу «красный/фиолетовый», но в данном случае реакция не столь энергичная М.Люшер [16]
Фиолетовый/ желтый Структурное значение «соблазн фантазии» или «жажда приключений» Будущее воспринимается как источник восхитительных и захватывающе интересных событий Такой человек открыт и обаятелен, но склонен к чрез­мерному воображению М.Люшер [16]

300        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

    Цвет  

Признак

Интерпретация Источник

Сочетания цветов

Фиолетовый/ желтый

Черты демонстративности усиливаются. Здесь они сопро­вождаются признаками избыточной эмотивности, снижен­ным самоконтролем, защитным механизмом вытеснения, иррациональным способом достижения целей в основном путем перекладывания трудностей на плечи других Л.Н.Собчик[31]
Один из часто встречающихся выборов среди акцентуи­рованных личностей - предпочитаемый. В этом выборе фиолетовый эталон отражает неустойчивость адаптации и сниженный контроль над эмоциональной сферой, что усиливает непосредственность, неустойчивость эмоций, повышенную чувствительность к средовым воздейс­твиям, подверженность сиюминутным настроениям, нетерпеливость, склонность к вытеснению проблем, свойственные характеристикам желтого эталона, обога­щая их иррациональными тенденциями, необузданной фантазией, трудностями идентификации, усиливающи­ми подражательные тенденции, богатым воображением, художественным складом мышления, иногда - выра­женными истероидными чертами Л.Н.Собчик[31]
Фиолетовый/ желто-зеленый Скрытая, накопленная сила, импульсивность более уравновешенная Г.Э. Бреслав [6]
Фиолетовый/ коричневый Структурное значение: «чувственность» или «плотские влечения». Восторженное воображение (фиолетовый) влечет к телесным радостям (коричневый), таким, как хорошая пища, роскошное материальное окружение, прекрасные наряды и прочее М.Люшер[16]
Фиолетовый/ черный Структурное значение: «потребность в отождествле­нии» или «принудительное слияние с окружением». Здесь желание отождествить себя с окружением (фиолетовый) и слиться с ним усилено и сделано настоятельным благодаря черному цвету. Человек чувствует, что он должен стать частью чего-нибудь или быть отождествленным с кем-нибудь М.Люшер[16]
Коричневый/серый Структурное значение: «истощение сил» или «упадок сил». Главным является стремление к хорошему физическому самочувствию и свободе от всего, что может вызвать недомогание или ощущение несчастья. Организм должен быть защищен, следует создать условия для того, чтобы он поправлялся. Эго похоже на группу «серый/коричневый», но здесь гораздо больше внимания уделено тщательному лечению организма М.Люшер[16]
Коричневый/синий Структурное значение: «чувственная легкость» или «вялая привязанность» Похоже на группу «синий/ко­ричневый», но здесь больше внимания обращено на физическую потребность в нежном и предупредитель­ном обращении с человеком М.Люшер[16]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 301

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет  

Признак

Интерпретация Источник

Сочетания цветов

Коричневый/ зеленый Структурное значение: «требование физического облегчения» или «требование удобных условий». Организм требует облегчения (коричневый), но сила воли (зеленый) помогает преодолеть существующие трудности. Здесь присутствует заметное напряжение и потребность в более удобном окружении М.Люшер[16]
Коричневый/ красный Структурное значение: «чувственное удовлетворе­ние» или «потакание своим слабостям». За желанием условий, которые ублажают чувства (коричневый), следует красный цвет, подчеркивающий стремление к удовлетворению этих желаний. По сравнению с группой «красный/коричневый» здесь более очевидна тяга потакать своим слабостям М.Люшер [16]
Коричневый/ оранжево-красный Может говорить о напряженности физиологических потребностей, в ряде случаев - об ипохондрической фиксированное™, дискомфорте общесоматичес­кого плана или неудовлетворенности гедонической личности. Коричневый эталон на третьей и четвертой позициях часто означает ситуативно обусловленный дискомфорт, отражая адаптивную реакцию на измене­ние привычного стереотипа Л.Н.Собчик[31]
Коричневый/желтый Структурное значение: «полная безопасность» или «ничем не ограниченное расслабление». Физическое облегчение (коричневый) становится более важным даже по сравнению с надеждами на будущее (желтый), а это ведет к отступлению, к малоподвижному состоянию и предельно ограниченным потребностям М. Люшер [16]
Коричневый/ фиолетовый Структурное значение, «чувственность» или «плотские влечения». Здесь все как и в группе «фиолетовый/ко­ричневый», но в данном случае больше подчеркнуто значение физических чувств М.Люшер [16]
Коричневый/черный Структурное значение: «пренебрежение собой». Так как эта группа имеет крайне отрицательное значение, то ее чаще всего отвергают и ставят в конце ряда Когда же она появляется в начале ряда, это означает, что, ощущая свою бесцельность, человек отказывается от всего, за исключением чисто физиологического удовлетворения М. Люшер [16]
Черный/серый Структурное значение: «полная изоляция» или «аб­солютное неучастие» Человек считает, что ситуация отвратительна, и он хочет от нее избавиться. Пытается оградить себя от всего, что может вторгнуться в его внутренний мир М. Люшер [16]

302        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

    Цвет  

Признак

Интерпретация Источник

Сочетания цветов

Черный/синий Структурное значение: «абсолютный покой». Человек поднял бунт против сложившейся ситуации и желает, чтобы его оставили в покое. Там, где эта группа появ­ляется в одном конце ряда, а группа «красный/желтый (желтый/красный)» - в другом, возможны нарушения в саморегуляции нервной системы М.Люшер[16]
Черный/зеленый Структурное значение: «упрямое отторжение» или «ханжеское ощущение собственной праведности». Мятеж (черный), за которым следует самоутверждение (зеленый), предполагает упрямство и жесткую привер­женность своей точке зрения М.Люшер[16]
Черный/красный Структурное значение: «преувеличение желаний» или «драматизация реальности» Действия, вызванные и усиленные бунтом, ведут к нетерпеливости и крайнему поведению, направленному на удовлетворение преуве­личенных желаний М.Люшер[16]
Черный/желтый Структурное значение: «внезапный кризис» или «своевольные решения». Две крайности света и тьмы, при этом за «черным» бунтом против судьбы следует «желтая» надежда на то, что проблемы будут разре­шены. Это ведет к крайним действиям и решениям. Возможен выбор отчаянных способов разрешения наиболее острых проблем М.Люшер[16]
Черный/ фиолетовый Структурное значение «потребность в отождествле­нии» или «принудительное слияние с окружением» Человек настаивает (черный) на отождествлении (фио­летовый) Все предметы должны соответствовать друг другу и соединяться наиболее совершенным образом. При этом не допускается никаких уступок, никаких компромиссов М. Люшер[16]
Черный/коричневый Структурное значение' «пренебрежение собой» Здесь все так же, как и в группе «коричневый/черный», но в большей степени проявляется бунтарство против происходящего М.Люшер[16]

Сочетание цветов в мандале

Сочетание светло-голубого цвета с оранжевым в мандалах мужчин Указывает на наличие конфликта, который, по всей видимости, относится еще к детству, когда мать (светло-голубой цвет) была поставлена на пьедестал, а отец (оранжевый цвет) рассматривался как ее противоположность. Данное сочетание цветов может поэтому свидетельствовать об актуализации эдипаль­ного конфликта А.И. Копытин [9]
Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным Можно констатировать наличие конфликта, условно называемого «единоборство с драконом» А.И. Копытин [9]

3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 303


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!