Индивидуальная работа Инструкция



«Постарайтесь воспроизвести субъективно значимую для вас конфлик­тную ситуацию как „разговор двух линий".

Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А-4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) раз­ных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер, обозначающий поведение вашего условного оппонен­та. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте


374        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

а нерабочая рука— линии вашего собственного поведения (прежним цве­том). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ „от лица" каждой линии, а затем какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят вам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Затем, используя различные материалы (фолыу, пластилин, глину— по выбору), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния».

Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин — мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с ним сопровождается значительными затратами энергии. Еще одно пре­имущество глины — «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины инициирует проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт стано­вится доступным для восприятия и анализа. Как известно, проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается зашита, которая присуща вербальной коммуникации. Как способ освобождения от внутреннего напря­жения можно наблюдать разрушение уже сделанной скульптуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хоро­шо моделируется и держит форму, но в то же время легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания».

Помимо этого фольга— блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за ресурсным опытом в детство. По завершении работы важно предложить каждому участнику ответить одним-двумя словами на вопрос: «Фольга для вас какой материал?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпре­тироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).


Приложение 2


315


2. Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога в группе, участники садятся в круг и по желанию показывают свои рисунки, смоделированные образы, рассказывают не столько о причинах и содер­жании конфликта, сколько об эмоциональной стороне, переживаниях и инсайтах в процессе воссоздания и проработки конфликтной ситуации.

Остальные могут задавать вопросы, например:

• Что вы чувствовали в процессе рисования и моделирования образов участников конфликта?

• Что чувствуете сейчас?

• Какие субъективно значимые открытия вы сделали в процессе этой работы? Прояснили ли для себя историю ситуации: как развившая конфликт и разрешился ли он?

• Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации? Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удаюсь приобрести?

Очевидно, что назначение подобных вопросов не в том, чтобы услы­шать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний, паттерны поведения, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоцио­нальных контактов.

Заключительный этап

Психолог предлагает участникам сессии внести в свои работы жела­емые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конф­ликтом: порвать, сжечь, смять рисунок. Такое поведение может свидетель­ствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда — о сим­волическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической зашиты. Принятие «подобных» откровений — ресурсный старт для личностного роста.


316        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Комментарии

По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски (2002), линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущности. Фактически они создают не столько образ или картинку, сколько выра­жают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или опреде­ленный его этап.

В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого — в следующем. Мно­гие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, он менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив».

Среди арт-терапевтов сложилось мнение, что левая рука представляет внутренний мир, а правая — внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

Как пишет Н. Роджерс (1997). если обратиться к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, возможно получить интуитивное откровение, инсайт.

По сути, каждая линия на бумаге — «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события, правда, расска­занной только одним из них. Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой рук одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь, контролируя линию своего пове­дения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на рисунок линии от «лица оппонента».

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указы­вают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению


Приложение 2


317


конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутри­семейных конфликтов (на одной территории).

Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внут­риличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсугс-твием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекают­ся и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или сви­детельствуют о том, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабли.

Отметим также, что изображения внутриличностных конфликтов имеют свои особенности и заметно отличаются от рисунков межличностных кон­фликтов и композицией и особенностью линий (подробнее см. в «Таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении линий»).

Помимо рисунка в виде цветных линий следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «противника». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния.

На цветной вклейке — примеры работы в арт-технике «Линии конфлик­та». Автор работы, приведенной на фотоиллюстрации, видит себя вышедшем из конфликта в образе пирамиды. Другой образ с множеством деталей — его противник. Первоначально «чудище» было выполнено из белой глины, но постепенно обросло дополнительными цветными «аксессуарами». В итоге из колючего, агрессивного и страшного сделалось нелепым и смешным.

По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансфор­мации, отличающий арт-терапевтическую работу от произведения искусства. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее важен и выражен эффект эстетический. Отметим также терапевтический ресурс особых изобразительных средств и материалов, таких, как обои, фольга, белая глина, цветной пластилин.

Роль материала для рисования могут выполнять даже кисти рук, причем такая работа особенна ресурсна не только в терапевтическом, но также в коммуникативном и эстетическом аспектах (см. фотоиллюстрацию на цветной вклейке).

В заключение подчеркнем, что арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» в целом подходит для оперативной диагностики эмоционального состояния субъекта, выявления, «проработки» и отреагирования эмоций и чувств, в том числе подавляемых.


378        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «КАРТА ЭМОЦИЙ»

Общие замечания

Эмоции и чувства сопровождают человека в любой его деятельности. Для каждого из нас их выражение и переживание индивидуальны. Одна и та же ситуация неодинаково воспринимается и переживается людьми и может вызвать различные эмоции, формы их проявления, продолжитель­ность действия и интенсивность.

Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные». Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоциональ­ного возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги.

В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой.

Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами.

Основное внимание обрашего на выявление эмоционального потен-циапа личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом.

Материалы

Листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобрази­тельные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.

Основные этапы

Настрой

Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент.

Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и составить «словарик» эмоций и чувств: «Поп­робуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в каких ока­зывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению


Приложение 2


319


к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций».

Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следую­щая инструкция: «Выделите (подчеркните, обведите) в вашем „словарике" название эмоций или чувств, характеризующих ваше состояние в данный момент, и изобразите их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата».

Далее можно предложить участникам обменяться впечатлениями от работы и попробовать «прочитать» рисунки друг друга.

Индивидуальная работа

Участники комфортно размещаются в пространстве кабинета. Выбирают необходимые им инструменты и материалы. Широкий выбор всевозможных изобразительных средств и бумаги различных форматов способствует прояв­лению большей свободы эмоционального и творческого самовыражения.

Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической рабо­ты, желательно вместе с участниками обсудить, какие условные обозначе­ния встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое.

Инструкция

«Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внут­реннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрез­вычайно разнообразен, многогранен, его проявления носят личностный характер, а потому индивидуальны для каждого. Попробуйте с помощью любых изобразительных средств создать карту своей страны. Обозначьте сначала ее границы.

Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами. Чтобы вы могли пользоваться этой картой и вернуться к ней через какое-то время, необходимо составить таблицу условных знаков. Ими могут быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту или иную эмоцию.

Представьте себя в роли путешественника. Проложите маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее.

Составьте рассказ о вашей стране, опишите ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению. Это может быть рассказ, сказка или презентация. Подумайте, кто может попасть в эту страну, что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили?»

Этап вербализации

Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображениях на картах и читают истории.


320        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Активная позиция клиента на этапе вербализации способствует более глубокому осознанию собственных переживаний и их взаимосвязи.

Коллективная работа

На данном этапе участники создают общую карту группы.

Инструкциия

«Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент.

Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изоб­ражения.

Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране.

Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте назва­ние».

Этап рефлексивного анализа

Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые они испытали в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить динамику эмоцио­нального состояния человека в ходе занятия.

Комментарии

Данную арт-технику можно использовать на любом этапе арт-тера­певтического процесса. Она имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека. Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность.

Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и коли­чество затраченного времени. Несмотря на индивидуальность создавае­мых символов, можно отметить некоторые возрастные особенности их использования. Так, в рисунках лиц юношеского возраста часто встреча­ется изображение лишь одного чувства — любви, которое занимает все пространство листа.

Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление (слева направо — устремленность в будущее, справа налево — в прошлое).


Приложение 2


321


Отсутствие некоторых нарисованных на карте объектов в «гостевом» марш­руте может свидетельствовать о стремлении к избеганию соответствующих эмоций либо к сознательному контролю над ними, а также о характере продвижения по маршруту (непосредственно через объект или рядом с ним: показатели глубины переживания эмоций, формы эмоционального реагирования).

Иногда человек не может ни избежать неприятного чувства, ни пере­жить его. На карте это обычно отображается неоднократным возвращением линии маршрута к этому чувству. Частота обращений к одному и тому же объекту может быть вызвана и позитивными эмоциями. В таком случае человек стремится заново пережить это эмоциональное состояние.

Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, каким именно человек старается выглядеть в социуме. О степени открытости ав­тора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью). В случае изображения нескольких маршрутов необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предла­гает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить причины этого.

Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций получается изобра­жение какой-либо ситуации, проблемы, наиболее значимой для человека в данный момент. Возможно, таким образом он пытается найти выход из сложившейся ситуации, «увидеть» проблему, систематизировать свои мысли и найти решение.

Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия. Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений клиента, фик­сировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации. При этом не обязательно проводить самостоятельное тематическое занятие, можно лишь вносить изменения в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмо­ции и чувства).

Если у клиента на определенном этапе возникает желание полностью перерисовать карту, необходимо предоставить ему такую возможность. Иногда это не приносит ожидаемого результата, т. е. новая карта почти полностью повторяет прежнюю. Вероятно, человек стремится изменить свое миропонимание, взгляды, жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/ или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели. Таким образом, художественная продукция подводит автора к осознанию проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем.


322        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

На этапе коллективной работы происходит обмен эмоциональным и творческим опытом, что позволяет расширить границы межличностного взаимодействия, установить новые контакты. Создание обстановки дове­рия, эмпатии способствует самоутверждению, снятию внутренних барьеров личности. Бережное отношение к творчеству друг друга в процессе сов­местных действий приводит к сближению участников группы и созданию положительного эмоционального фона.

В контексте диагностики психологу следует обратить внимание на следующие графические показатели: размер, цветовую гамму и выбор участником места для изображения своего эмоционального состояния (в центре — претензии на лидерство; с краю — отверженность). Необходимо также анализировать рисунки, расположенные рядом. Если человек работает отдельно от всех, скорее всего, это указывает на уход от общения, взаи­модействия, возможно, стремление к одиночеству. В процессе совместных действий (при создании общей карты) важно проследить динамику взаи­моотношений в группе, характер взаимодействия, способы коммуникации между участниками арт-терапевтического процесса.

Порой различные эмоции и чувства изображаются с помощью об­щеизвестных символов. К примеру, чувство любви — в виде красного или розового сердца, чувство радости — в виде улыбки, чувство печали — в виде слез. Такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности. Возможно также влияние социальных стереотипов, науче­ния. Это в большей степени характерно для детей и тревожных личностей, поскольку для них большое значение приобретает оценка.

В работе с такими категориями клиентов лучше использовать другой вариант данной техники.

Отличие заключается в том, что участники изображают эмоции и чувства на карте в виде пятен различного цвета. Такой способ уменьшает сознательный контроль, снимает эмоциональную напряженность, вы­званную страхом из-за отсутствия художественных способностей, а также способствует проявлению спонтанности, эмоционального и творческого самовыражения. Отметим, что в этом варианте методики отсутствует этап коллективной работы.

После вербализации участникам предлагается удалить, вырвать из карты нарисованные цветными пятнами эмоции, символизирующие помеху в жизни автора. Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя. Далее с отделенными от общего фона изображениями предлагается поступить по собственному усмотрению. Их можно порвать, смять, сжечь, выбросить или уничтожить каким-то другим способом. Далее на отдельных листочках изображаются чувства, которые возникли после избавления от гнетущего эмоционального состояния. Затем новый, трансформированный вариант рисунков вклеивается на место вырванных пятен.


Приложение 2


323


Эта работа обладает большим терапевтическим потенциалом. Поскольку в процессе изобразительного творчества происходит актуализация переживаний как более раннего, так и текущего опыта человека. Эти переживания запечат­леваются в создаваемой им художественной продукции, а на символическом уровне происходит трансформация его эмоционального состояния.

Приведем в качестве примеров несколько иллюстраций.

Рисунок «Карта эмоций. Рис. 1» (см. цветную вклейку) выполнен де­вушкой 23 лет, которая к моменту занятия находилась в состоянии депрессии из-за ссоры с молодым человеком. Изображение ландшафта она начала с болота разочарования и опустошения, расположив его в центральной части листа. Оно выделено цветом, жирными резкими линиями с сильным на­жимом; видны также попытки обвести, ограничить его площадь линиями и равниной равнодушия (инкапсуляция).

Несмотря на его небольшие размеры, скорее всего, именно эти эмоции наиболее значимы для автора в данный момент. Кроме того, в процессе рисования автор неоднократно возвращалась к этому символу. Все осталь­ные объекты были нарисованы в той последовательности, в которой они представлены в рассказе.

«Перед вами карта внутреннего мира многих людей и меня в том числе. Это очень интересная, удивительная, загадочная страна. Ландшафт ее разнообразен. Здесь есть море и суша, равнины и горы, леса и поля. Я часто оказываюсь в этом государстве.

Мое путешествие обычно начинается с айсберга непонимания.

Далее, пройдя по равнине равнодушия с огоньками боли на ней и через пустыню тоски, преодолев вулкан гнева, я попадаю в болото пере­живания. Его трясина затягивает, и, когда кажется, что выбраться уже не удастся, перед моими глазами появляется пик надежды. Поднявшись на него, я прыгаю в море любви, волны которого выносят меня в сад счас­тья. Этот сад очень большой и красивый. Можно долго гулять среди его разноцветных деревьев.

На краю сада находится поляна, где бьет ключ радости. Хочется остаться там навсегда. Ходить по саду и черпать воду из родника. Однако в какой-то момент вновь попадаешь в болото, пустыню или на ледник. Такова жизнь. Главное, вовремя увидеть пик надежды».

Ясно, что линия маршрута отражает некую ситуацию, в которой на­ходится автор в данный момент или имевшую место в его жизни и, воз­можно, повторявшуюся неоднократно.

В процессе беседы выяснилось, что контуром карты являются границы листа и что попасть в эту страну может любой, а многие уже побывали в ней. Время пребывания в государстве и в каждой из его частей, а также маршруты продвижения по нему у всех разные. Они зависят от обстоя­тельств и от самого человека.


324         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Рисунок «Карта эмоций. Рис. 2» (см. цветную вклейку) выполнен 15-летним подростком. На предложение изобразить карту своего внутреннего мира, карту эмоций, мальчик ответил, что это довольно сложно.

После непродолжительных раздумий он нарисовал реку радости, изоб­разил вокруг нее разум и дороги.

Далее на карте появляются чувство одиночества — остров, чувство свободы — горы, чувство защищенности — пограничная застава и чувство страха — лес.

Позже, немного подумав, автор добавил пустыню боли и озеро любви.

По словам самого автора, во главе этого государства стоит разум. Он управляет жизнедеятельностью этой страны и контролирует все процессы, происходящие в ней. Он же является точкой соединения всех дорог, вне­шне похожих на нервные волокна. Дороги, расположенные в левой части карты, приводят путешественника к каким-либо эмоциям или чувствам (к лесу страха, пустыне боли, к чувству защищенности в виде пограничной заставы или в горы свободы). У дорог, находящихся с правой стороны от разума, нет определенной направленности. Они ведут к контуру карты, не выходя, однако, за его пределы. Следует обратить внимание на четкую ровную линию контура, нарисованную без отрыва. Страна не имеет входа и выхода (единственный объект, прилегающий к ее границе, — река). Попасть в это государство, как выяснилось из беседы, можно только с позволения автора на самолете, который приземляется в разуме.

Для гостей предлагается единственный маршрут: от разума по дороге в горы свободы, затем обратно до ближайшего моста, где они могут сесть на корабль и поплавать по реке радости.

Сам автор может пройти в любую часть страны, двигаясь при этом строго по дорогам. Единственный объект, который он не хотел бы вклю­чать в маршрут, — пустыня боли. Это неслучайно не только потому, что боль— негативное, не самое приятное чувство. Просто боль невозможно контролировать, но и избежать ее тоже нельзя.

Понятно, что это рисунок замкнутого, спокойного, сдержанного в проявлении эмоций ребенка, который пытается контролировать все свои действия и поступки. Он не может допустить спонтанных эмоциональных проявлений и не желает никого пускать в свой внутренний мир. Перед окружающими он предстает спокойным, веселым, счастливым. На самом деле его эмоциональный мир намного богаче, глубже, многогранней.

По-настоящему эффективный самоанализ возможен только при пони­мании своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются ему в его чувствах (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1996, 1999). Символическое обозначение проблемы в процессе художественной экспрессии позволяет отыграть нереализованные, подавленные эмоции и чувства, увидеть в изоб­разительной продукции собственный смысл.


Приложение 2


325


Таким образом, создание карты эмоций является одним из средств помощи человеку в понимании и принятии себя, изменении взгляда на проблему, в поиске новых подходов жизненного самоопределения и обо­гащении своего эмоционального опыта.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ МАННОЙ КРУПЫ

В отличие от проективных графических тестов, в арт-терапии помимо стандартных листов бумаги, на которые участники переносят (проецируют) свои внутренние «психические содержания», используется много разно­образных изобразительных средств и материалов. В их числе— стекло и манная крупа, на терапевтических ресурсах которых и основана данная арт-терапевтическая техника (автор Н.А. Тараканова).

Работа с манкой наряду с изучением психических состояний личности дает возможность для исследования межличностных и групповых ком­муникативных процессов. Манную крупу можно использовать на любом этапе арт-терапевтической работы (в соответствии с целями и составом участников) в системе других арт-терапевтических занятий.

В процессе работы с манкой актуализируются ранние детские вос­поминания. У большинства людей с детством связаны самые радостные эмоции и чувства, в то же время оно является областью неосознанного, непроанализированного, порой даже запретного. Возвращение к детству дает возможность объяснить многие причины нашего поведения, поступ­ков, позволяет более глубинным пластам бессознательного перемещаться на уровень сознания, открывает новый взгляд на настоящее и будущее. Из детства человек черпает свой энергетический потенциал. Обращение к теме детства снижает степень контроля, уменьшает тревожность и влияние социальных стереотипов. Общение происходит на уровне Я—Я (Я-ребенок, Я-взрослый). И в этом случае Я-ребенок может выступать той силой ре­сурса, который необходим Я-взрослому.

Предлагаемая арт-терапевтическая техника, основанная на работе с манкой, способствует развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, спонтанности в выражении эмоций и чувств, поиску собс­твенных энергетических ресурсов.

Она подходит для работы со всеми возрастными группами. Кроме того, обладает большим диагностическим потенциалом.

Материалы

Цветная и неокрашенная манная крупа, цветной картон, стекла раз­личных форматов (А-3, А-4) с обработанными краями (с детьми лучше использовать оргстекло).


326        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Полезный совет

Предложим несколько способов окрашивания манной крупы.

Способ 1.

Вам потребуются следующие материалы: краски (гуашь — они дают более насыщенный цвет, или акварельные — предпочтительнее с точки зрения безопасности), неглубокая широкая ванночка для разведения красок, отрезы марли для каждого цвета.

Разведите краски водой до получения однородного насыщенного цвета. Насыпьте крупу на марлю тонким слоем. Обмакните ее в ванночку с крас­кой и подержите несколько секунд до полного окрашивания крупы. Дайте стечь воде, затем аккуратно распределите манку по поверхности марли (если образовались утолщения) и дайте высохнуть. После этого отделите получен­ные «блинчики» от марли, разломайте их на мелкие кусочки и разотрите до получения порошка (например, с помощью кофемолки). Вместо марли можно воспользоваться мелким ситом с твердой гладкой поверхностью. При работе с маленькими детьми в целях безопасности лучше окрашивать манную крупу пищевыми красителями.

Этот трудоемкий способ имеет преимущество в том, что приготовлен­ная таким образом манная крупа вбирает в себя краску и в дальнейшем не окрашивает руки тех, кто с ней работает.

Способ 2.

Более простой метод окрашивания с помощью школьных цветных мелков. Для этого надо растереть цветной мелок и смешать полученный порошок с манной крупой. Отметим, однако, что в этом случае получив­шаяся смесь пачкает руки цветным мелом. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у каждого участника были влажные салфетки, а в детских группах, как обычно, — халаты или фартуки и нарукавники.

Способ 3.

Смешать порцию манной крупы с небольшим количеством пищевого красителя. Полутона и оттенки можно получить, смешивая разные цвета красителя, добиваясь нужной интенсивности опытным путем.

Основные этапы

Настрой

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности, доверия, чувства общности, сопричастности.

Участники садятся в круг и пересыпают друг другу из рук в руки «вол­шебное» вещество (манку), высказывая при этом пожелание группе. Это может быть пожелание хорошего настроения всем присутствующим, кому-то отдельно (если участники группы уже знакомы) или самому себе.

Данное упражнение эффективно на начальном этапе арт-терапевти­ческого цикла с целью знакомства.


Приложение 2


327


2. Индивидуальная работа

У каждого участника имеется набор цветной манки и цветного карто­на. Цветовая гамма материалов может варьировать, однако с точки зрения диагностики целесообразно использовать в работе восемь люшеровских цветов.

Каждому из присутствующих предлагается выбрать лист картона нуж­ного формата и манную крупу понравившегося цвета и познакомиться со свойствами этого материала, поиграть на листе картона.

При этом место, положение в пространстве кабинета и количество необходимого времени каждый участник вправе определять сам.

Процесс первичного взаимодействия с манкой дает возможность узнать новые свойства крупы как изобразительного материала в арт-терапии (под­робно о них смотрите в разделе «Комментарии»).

Наблюдая за работой участников и полученным продуктом, необходимо обратить внимание на следующие особенности:

• сочетание цветов картона и манки;

• способы манипуляции с материалом (засыпание поверхности, расти­рание, подбрасывание, рисование одной или двумя руками, рисование всей ладонью или пальцами, создание и разрушение замков и др.);

• количество расходуемого материала. Этот показатель может свиде­тельствовать об энергетических ресурсах, самооценке личности (чем больше манки — тем выше уровень) или указывать на возраст автора. Дети, как правило, используют большее количество по сравнению со взрослыми. Это связано с тем, что самопрезентация у детей не­сколько выше, отсутствуют или еще не сформированы социальные паттерны поведения, дети более открыты в проявлении эмоций;

• получившийся образ. Создание конкретного образа свидетельствах о стремлении контролировать свои действия, эмоции и чувства. возможно отсутствие гибкости во взглядах, ригидность. Конкретные образы могут также являться воспоминаниями или проблемами, ак­туализированными в данный момент. Наличие абстрактных образов может означать уход от проблем или в них заключается бессозна­тельное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа.

Работа в парах

Участники рассматривают работы друг друга и объединяются в пары по принципу созвучности («комплементарности»), противоположности («компенсации») или дополнения образа, в зависимости от целей занятия, состава и возраста участников.

Пары занимают комфортное для работы место в пространстве каби­нета (желательно, чтобы партнеры сидели напротив друг друга), выбирают


328         Энциклопедия признаков и интерпретаций е проективном рисовании и арт - терапии

стекло нужного формата и располагают его на плоскости удобным для себя образом. Каждый использует манку какого-либо одного цвета (того, которым уже работал на предыдущем этапе, или вновь выбранного). Цвета манной крупы в паре участников не должны совпадать.

Далее участникам предлагается взаимодействовать друг с другом с помощью этого материала. Следует отметить, что во время работы нельзя разговаривать и смотреть в глаза партнеру. Сюжет, замысел и способы работы заранее не обсуждаются.

Наблюдая за процессом работы, психологу очень важно отметить ос­новные моменты взаимодействия партнеров: разделяют ли они пространство или воспринимают его как общее, есть ли грани соприкосновения, какой характер они носят (борьба двух цветов, доминирующее положение одно­го, работа цветом партнера, смешение цветов, границы соприкосновения только намечены или вовсе отсутствуют).

Необходимо также обратить внимание на исходные и конечные точки работы партнеров, отследить особенности их взаимодействия (кто был его инициатором и каковы ответные реакции).

В контексте диагностики существенно и то, получился ли единый образ или несколько отдельных, не связанных между собой, каково распо­ложение рисунка, выполненного посредством манной крупы, относительно пространства стекла и самих участников (в центре стекла или смещен, в чью сторону произошло смещение и по каким причинам) и, конечно, важны количество и цвет используемого материала.

Кроме того, в процессе работы участники могут добавлять или умень­шать количество манки. Добавление может говорить о том, что человек чувствует необходимость продолжить взаимодействие, потребность реали­зовать себя в полной мере или стремление занять лидерскую позицию. Уменьшение количества вещества (манки) зачастую свидетельствует об уходе, ограничении или нежелании контакта, боязни взять на себя ответственность за совместные действия либо выражает желание оказать поддержку партнеру, иногда даже предоставляя ему возможность стать лидером. Нередко при создании общей гармоничной композиции, когда между партнерами сущес­твует полное взаимопонимание, участники убирают некоторое количество материала, чтобы не испортить гармонию получившегося произведения. Как правило, это происходит в конце работы или после ее завершения.

Этап вербализации

Участники попарно садятся в круг. Стекла желательно разместить в центре круга на столе так, чтобы всем присутствующим было видно и чтобы каждая пара участников сидела напротив своей работы.

По желанию пары обмениваются мнениями, как происходило общение, получилось ли у них сотрудничество, насколько их действия были согла­сованы. С помощью корректных вопросов психолог уточняет, кто первым


Приложение 2


329


выбирал цвет манки, кто был инициатором взаимодействия, как чувствовали себя участники во время совместной работы, какие новые возможности (перспективы) в общении они увидели для себя, удовлетворены ли они процессом и результатом и т. д.

Можно попросить участников сравнить свое эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и в парах. Когда они чувствовали себя более свободно, уверенно, в чем это проявлялось, где удалось реализовать себя полностью и какие ожидания не оправдались. Важно дать возможность высказаться всем участникам, построить систему направляющих вопросов таким образом, чтобы они наиболее полно способствовали самораскрытию и самопознанию.

Иногда в процессе беседы выясняется, что участники не воплощают свою идею из-за неуверенности и страха обидеть партнера (при этом произ­ведение выглядит гармонично). Такая деликатность не позволяет раскрыться отношениям в полной мере. В этом случае остается неудовлетворенность работой, которая кажется незавершенной. Тогда необходимо предложить участникам внести изменения в эту композицию или создать новую, где они смогут достигнуть большего взаимопонимания. К повторному взаимо­действию следует обращаться и в случаях конфликта, конфронтации, при непонимании замысла партнера или нежелании идти на контакт (каждый воплощает свою идею), что сопровождаются негативными эмоциями, а иног­да и проявлениями агрессии. Для повышения терапевтического эффекта лучше предлагать темы, ориентированные на конструктивное взаимодействие и творческое сотрудничество.

Заключительный этап

Участники занятия вновь обращаются к «волшебному» веществу, с ко­торым работали на этапе настроя.

Руководитель группы предлагает каждому взять себе в подарок частичку этого вещества, «заряженною» позитивной энергетикой группы, с каким-то определенным ресурсным смыслом. При этом можно привести цитату Урусвати из книги «Мир Агни Йоги»: «Мы не суеверы, но ученые, и по­тому знаем, что рука, державшая дар у сердца, дает частицу своей души» (http://www.agniyoga.ru/yoga/nadzemnoeI-17.asp).

Необходимо обратить внимание на комментарии участников арт-тера­певтической сессии. Пожелание субъекта может носить комплементарный характер в дополнение к внутреннему ресурсу личности или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек стремится и чего ему не хватает в данный момент.

Комментарии

Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе ос­нована на методологии юнгианской песочной психотерапии.


330        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, во многом совпадающими со свойствами песка.

Во-первых, это сыпучий материал, слабо поддающийся контролю и предполагающий непосредственную работу руками, давая приятные ки­нестетические ощущения. В то же время слабая структурированность и контролируемость манки побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов-символов.

Нетривиальное использование манной крупы как художественного материала способно вызвать эмоционально насыщенные, иногда неожи­данные образы. Вместе с тем именно в слабой структурированности и отсутствии пластичности кроются недостатки такого вида творчества: образ может разрушиться вопреки желанию автора. Однако этот материал легко поддается трансформации, сопровождающейся изменением его свойств. Так, использование воды делает это вещество более пластичным, открывая новые способы взаимодействия с ним. Теперь можно создавать объемные композиции, не опасаясь, что они разрушатся (по окончании работы надо лишь тщательно высушить получившиеся произведения).

Во-вторых, разнообразие способов манипуляций с материалом (мож­но насыпать, растирать, разглаживать, подбрасывать и т. д.) способствует большему проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять создаваемый образ.

В-третьих, работа с манной крупой не требует специальных умений и художественных способностей, следовательно, отсутствует навык науче­ния, что содействует снятию когнитивных установок, полету творческой энергии и фантазии. Как известно, чем менее стереотипны ситуации, тем ярче проявляется личность, поэтому работа с неструктурированными ма­териалами — это наиболее короткий путь к проявлению бессознательного (в том числе и коллективного) в наиболее доступной форме.

Отметим и некоторые специфические особенности манной крупы. Бу­дучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот, а также— с аг­рессивными и/или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров. Кроме того, она общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом.

Психотерапевтическая работа с использованием манки с тревожными, застенчивыми, робкими детьми обладает большим терапевтическим потен­циалом. Эти дети избегают открытых эмоциональных проявлений, боятся выглядеть «не так» в глазах сверстников или взрослых. Страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих заставляет их замыкаться в себе, подавлять свои желания и стремления к деятельности. Работа с


Приложение 2


331


манкой снижает уровень тревоги, поскольку ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный образ («исправить ошибку»), а также выводит его на новый уровень общения, возможно, более приемлемый и доступный на данный момент.

Работа с манкой эффективна и при коррекции разнообразных страхов. В данном случае ребенок на символическом уровне может избавиться от страха, превратить его в нечто незначительное или смешное.

Тем не менее, несмотря на все преимущества манной крупы, ее ис­пользование не должно да и не сможет заменить песочную терапию, осо­бенно при индивидуальной работе в системе терапевт — клиент. Поскольку невозможно обеспечить большое количество этого материала, нередко необходимое для отыгрывания наиболее глубоких, остро переживаемых эмоциональных состояний.

Разнообразие форм работы с манной крупой обусловливает ее приме­нение во многих отраслях психотерапии (семейной, групповой и других).

Проиллюстрируем несколько ситуаций взаимодействия участников друг с другом с помощью этого материала (см. цветную вклейку). Пред­ставленные фотографии были сделаны на семинаре, проводившемся в рамках Всероссийского научно-практического форума «Искусство объ­единяет, учит, воспитывает» в г. Чебоксары, с согласия создателей этих работ. Благодарим их авторов за участие в мастер-классе и за помощь в предоставлении иллюстративного материала. Отметим, что участники до занятия не были знакомы друг с другом, а потому проявляли некоторую осторожность в отношениях. Такая деликатность, безусловно, отражается в созданных ими композициях, не лишая их при этом диагностической ценности.

Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 1».

Собственно, взаимодействия здесь не получилось. Каждый из партне­ров воплощал свою идею: участник слева — растительный сюжет, участник справа — типичные (стереотипные) музыкальные образы, действуя зеленым и желтым цветом соответственно. При этом партнеры работали на всем пространстве стекла, воспринимая его как общее.

Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 2».

На этой фотографии мы видим, что участники вновь создавали каж­дый свою композицию, используя, однако, не конкретные, а абстрактные образы. При этом наблюдается и четкое разделение пространства. Каждый из них работал со своей стороны стекла, не вторгаясь на территорию партнера. Вместе с тем видно стремление к взаимодействию. Не случайно получившиеся образы, расположенные так близко друг к другу, воспри­нимаются как одна общая композиция, где каждый может увидеть что-то свое. Корабль, в который ударила молния; судно, качающееся на волнах, или букет цветов (если перевернуть стекло).


332        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 3».

По словам участников, совместная работа принесла им большое удо­вольствие. Они были искренне удивлены и обрадованы, открыв новые способы коммуникации. Несмотря на то что пара впервые работала вместе, партнерам удалось понять замысел друг друга, достичь сотрудничества. Благодаря этому получилась гармоничная композиция, вызвавшая мно­жество положительных эмоций и чувств. В процессе создания образа один из участников (он работал желтым цветом), изобразив теплое ласкающее солнце с лучами, мягко опускающимися на землю и согревающими ее, оказал психологическую поддержку, в которой нуждался его партнер (он работал зеленым цветом). Данный способ взаимодействия придал обоим участникам уверенности в себе и помог лучше узнать друг друга.

Таким образом, предлагаемая методика занятия, являясь одной из цикла арт-терапевтических занятий по работе с манкой, направлена на исследование не только внутреннего мира человека, но и системы его отношений с миром внешним. Она может быть расширена за счет при­менения и других упражнений в соответствии с поставленными задачами, возрастом и личностными особенностями участников.

Применение данной арт-техники полезно как в индивидуальной (кли­ент—психолог), так и в групповой работе. Надеемся, что использование манной крупы как художественного материала будет востребовано в работе практических психологов, психотерапевтов и учителей.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!