ЦВЕТ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ - ТЕРАПИИ : ТАБАИЦА ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ 8 страница
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Серый | Его обилие в рисунке | Может указывать на утрату способности получать удовлетворение от еды и половой близости Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни | А.И. Копытин [9] |
В полной мере отражает компенсаторное поведение человека, пытающегося своей отстраненностью улучшить те обстоятельства, которые возникли из-за беспокойства, представленного отвергаемыми цветами (цветом) | М.Люшер[16] | ||
Тот, кто предпочитает серый цвет | Хочет отрезать себя от остального мира, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали Тогда он сможет освободиться от любых внешних влияний и стимулов. Он не хочет ни в чем участвовать и изолирует себя от окружающего мира, делая все чисто механически, не затрагивая душу Даже когда необходимо полностью погрузиться в какое-то дело, человек, отдавший предпочтение этому цвету, контролирует свои действия на расстоянии, он как бы стоит в стороне и наблюдает за собой, не позволяя ничему захватить себя целиком | М.Люшер[16] | |
Серый цвет - любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы остаться в тени и не вступать в большое количество контактов | С.С.Степанов [38] | ||
|
|
290 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
|
|
| Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | ||
Серый | Человек, который отвергает этот цвет | Обращается ко всему с готовностью зажечься, не желая ничего упустить. Он стремится использовать любую возможность в достижении своей цели и не успокаивается до тех пор, пока не получит своего | М.Люшер[16] | |
Светло-серый | Большая открытость и желание контакта с окружающими | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Темно-серый | Потребность в духовном удовлетворении | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Сочетания цветов | Серый/синий | Структурное значение: «перерыв на отдых» или «период восстановления сил». Защитное прикрытие серого предшествует потребности в покое (синий), а поэтому неучастие представляется более важным, чем спокойствие. Расчет на то, что сохранение нейтралитета принесет мир | М.Люшер[16] | |
Серый/зеленый | Структурное значение: «подчеркивание своей самостоятельности» или «защита сознаваемого собой собственного превосходства». Потребность в защите ставится впереди эгоцентричного желтого цвета. Это предполагает, что следует проявлять крайнюю осторожность, отстаивая свои интересы, свое положение. Способность зеленого цвета устремляться в глубь своей персоны соединяется с чувством превосходства | М.Люшер[16] | ||
|
|
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 291
|
|
| Цвет | ||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Сочетания цветов | Серый/коричневый | Структурное значение: «истощение сил» или «упадок сил». Организм человека и его органы ощущения находятся под защитой. Для того чтобы избежать вовлечения в какие-нибудь проблемы или спровоцировать беспокойство, необходимо принять меры для восстановления сил организма | М.Люшер[16] |
Серый/черный | Структурное значение: «полная изоляция» или «абсолютное неучастие». Здесь неучастие преувеличено и провозглашается черным цветом, а все, что следует за этим цветом, отвергается и считается неважным | М.Люшер[16] | |
Синий/серый | Структурное значение: «перерыв на отдых» или «период восстановления сил» Защита от стрессов, навязанных цветами, следующими за серым, будет достигнута лишь установлением мира | М. Люшер[16] | |
Нейтральность, холодность | Г Э. Бреслав [6] | ||
Темно-синий/серый | В этой ситуации интровертированность уже звучит как проблема трудности общения и проявляется избыточной нерешительностью, застенчивостью, ощущением непонятое™, неприятия значимыми другими, эгоцентричной невротической сосредоточенностью на своих проблемах | Л.Н.Собчик[31] | |
Синий / белый | Холодность, удаленность, чистота | Г.Э. Бреслав [6] | |
Синий / розовый | Робость, застенчивость, разобщенность | Г Э. Бреслав [6] | |
Синий/зеленый | Структурное значение: «строгий контроль» или «внутренняя упорядоченность» Рост восприимчивости и понимания окружающей обстановки отособствуют самоуважению, упорядоченности в мыслях и действиях, методичности. Правда, точность и исполнительность могут привести к крайнему педантизму и суетливости. Оба цвета свидетельствуют о заботе человека о самом себе | М.Люшер[16] | |
Темно-синий/ сине-зеленый | Выявляет несколько «смягченные», благодаря синему цвету, атрибуты зеленого цвета. Умеренно выраженный (неакцентуированный) характер этого типа содержит в себе, наряду со сдержанностью, постоянством в привязанностях и глубиной переживаний оборонительные черты, стремление к точности, повышенное чувство аккуратности, практичность, склонность к систематизации опыта и накоплению негативных эмоциональных переживаний. Сочетание темно-синий/сине-зеленый отражает потребность в самоуважении и уважении окружающих, сензитивность в отношении критических замечаний, стремление к упорному отстаиванию своих позиций социально поощряемыми или неагрессивными способами. Эта же сочетание, смещенное с первых | Л.Н.Собчик[31] |
292 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Сочетания цветов | Темно-синий/ сине-зеленый | позиций, соответствует актуальности проблемы самоутверждения, задетого самолюбия и стремления к отстаиванию личностной позиции с оттенком уязвленности. Если же сочетание темно-синий/сине-зеленый присутствует в небольшом количестве, а основное пространство занято яркими цветами, то такой вариант может трактоваться как сочетание стенических и гипостенических тенденций у гармонично сбалансированной личности | Л.Н.Собчик[31] |
Синий/красный | Структурное значение: «объединение усилий с другими людьми» или «полнота эмоциональных ощущений». Умение наладить взаимополезные отношения с друзьями и коллегами на работе и за ее пределами. В личной и семейной жизни это означает гармоничное сочетание половой активности и нежности. Вообще, если синий стоит перед красным, это означает, что гармонии и сотрудничеству придается больше значения, чем активности. При этом предполагается, что сотрудничество и взаимопонимание приведет к более гтлодртворной творческой отдаче | М.Люшер[16] | |
Синий/желтый | Структурное значение: «эмоциональная зависимость» или «готовность оказать помощь группе людей». «Синее» желание понимать и быть понятым и «желтое» стремление создают вместе поведение, привлекающее симпатии людей. Разнородность цветов приводит к тому, что главным становится внешний фактор | М.Люшер[16] | |
Синий/фиолетовый | Структурное значение: «эстетическая восприимчивость» или «эротическая чувственность». Покой и полнота чувств достигаются фантастическим способом либо в слиянии в мире прекрасного и эстетического, либо в неких идеализированных отношениях | М.Люшер[16] | |
Синий/коричневый | Структурное значение: «чувственная легкость» или «вялая привязанность». Мир и безопасность могут быть достигнуты лишь в случае прекращения физического недомогания или же если с человеком будут обращаться предельно бережно | М.Люшер[161 | |
Бескомпромиссность | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Синий/черный | Структурное значение: «абсолютный покой». Когда черный следует за синим, он усиливает потребность синего в покое. Такое требование предполагает отказ от всего, что представлено цветами, следующими за черным. Если эта группа отвергается, в то время как предпочтение отдается группе «красный/желтый (желтый/красный)», - это может свидетельствовать о нестабильной саморегуляции нервной системы | М.Люшер[16] | |
Удаленность, темнота | Г.Э. Бреслав [6] |
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 293
| Мрет | ||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Сочетания цветов | Темно-синий/ черный | Свидетельствует об эмоциональной (одновременно с вегетативной) неустойчивости, контрастных проявлениях ранимости с агрессивностью, обидчивости и раздражительности. Здесь выявляется проблема подавленной агрессии, что в целом свойственно детям с психосоматической предиспозицией и вегетососу-дистым дисбалансом | Л.Н. Собчик [31] |
Светло-зеленый/ синий | Пассивность, неясность | Г.Э. Бреслав [6] | |
Светло-зеленый/ розовый | Слабость, нежность, радушие | Г.Э. Бреслав [6] | |
Светло-зеленый/ лиловый | Диссонанс | Г.Э. Бреслав [6] | |
Зеленый/серый | Структурное значение: «подчеркивание своей самостоятельной роли» или «защита сознаваемого собой собственного превосходства над другими». Оборонительный характер зеленого цвета подчеркивается защитной стеной серого цвета. Внимание к своей персоне, потребность производить впечатление и создание собственного престижа преувеличены, в то время как свойства цветов, следующих за серым, преуменьшены | М.Люшер[16] | |
Пассивность, родственность | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Сине-зеленый/ серый | Можно говорить об усилении черт обособленности, о межличностном конфликте, трудностях общения, ощущении непонятости, неприятии окружающими, преувеличенной чувствительности к критике, субъективной уверенности в своей правоте | Л.Н. Собчик [31] | |
Зеленый/синий | Структурное значение: «строгий контроль» или «внутренняя упорядоченность». Точность, логичность и потребность чувствовать себя правым берут верх над синим цветом, являющимся источником терпимого взаимопонимания По этой причине здесь упорядоченность и методичность более направлены на усиление самоуважения, чем в группе «синий/зеленый». В данном случае стремление к контролю и порядку могут выглядеть для окружающих как стремление командовать. Оба цвета направляют усилия человека на заботу о самом себе | М.Люшер[16] | |
Зеленый/красный | Структурное значение: «целеустремленная деятельность» или «контролируемая инициатива». Целеустремленная и властная группа двух независимых друг от друга цветов. Когда зеленый стоит на первом месте, действие (красный) направлено на укрепление своей власти и престижа (зеленый). Лидерство, управление и осуществление контроля | М.Люшер[16] |
294 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
| Цвет | ||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Сочетания цветов | Сине-зеленый/ оранжево-красный или оранжево-красный/сине-зеленый | В качестве основного цветового выбора усиливает характеристики сине-зеленого эталона, тип реагирования характеризуется как более стеничный, позиция - как активно-оборонительная (сине-зеленый/ оранжево-красный) или агрессивно-оборонительная (оранжево-красный/сине-зеленый) и отражает сплав свойств, присущих каждому из цветов в отдельности. Это сочетание представляется как столкновение сильных тенденций, создающих предиспозицию к взрывным реакциям | Л.Н.Собчик[31] |
Зеленый/желтый | Структурное значение- «требование признания» или «честолюбие». Стремление (желтый) направлено на то, чтобы усилить уважение в собственных глазах, а также в глазах других людей (зеленый) Честолюбивый личный интерес или действия, направленные на то, чтобы добиться признания со стороны других людей | М.Люшер[16] | |
Сине-зеленый/ желтый | В качестве основного цветового выбора еще более конфликтно- характеристики ригидности противопоставлены эмоциональной неустойчивости, склонность к накоплению отрицательных эмоций сочетается с высокой спонтанностью, безудержностью эмоциональных реакций, тенденция к самоконтролю -с плохой контролируемостью, подозрительность -с демонстративностью, недоверчивость -с открытостью, аккуратность - с безалаберностью, оборонительная враждебность - с неразборчивой общительностью, осторожность - с беззаботностью. Если эти качества выражены умеренно, то это дает в сумме нормальную сбалансированность гармоничной личности, в которой противоречиво направленные тенденции уравновешены и разумно дозируются соответственно конкретной ситуации. Но при избыточной выраженности каждой из этих тенденций характер приобретает черты заметной неустойчивости с резкими изменениями поведенческого паттерна , вспышками чрезмерных эмоциональных переживаний, склонностью к взрывным реакциям в ситуации задетого самолюбия | Л.Н. Собчик [31] | |
В качестве предпочитаемого дополняет характеристики оранжево-красного цвета, выявляет смешанные варианты реагирования по ригидно-импульсивному и неустойчиво-импульсивному типу | Л.Н.Собчик[31] | ||
Зеленый / бежевый | Успокаивающая теплота | Г.Э. Бреслав [6] | |
Зеленый / белый | Чистота и ясность | Г.Э. Бреслав [6] |
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 295
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Сочетания цветов | Зеленый/ фиолетовый | Структурное значение «гибкое самоутверждение» или «безответственное кокетство» Предпринимаются усилия для того, чтобы добиться признания со стороны других людей Однако, получив это признание, человек не желает чувствовать себя связанным обязательствами | М.Люшер[16] |
Фиолетовый/ сине-зеленый или сине-зеленый/ фиолетовый | В качестве основного цветового выбора выявляют тенденцию к систематизации субъективных, надуманных оценок по отношению к окружающим лицам и сложившейся ситуации | Л.Н.Собчик[31] | |
Зеленый/ коричневый | Структурное значение «требование физического облегчения» или «требование удобных условий» Личность (зеленый) сможет выжить лишь в случае улучшения сложившихся неблагоприятных условий | М.Люшер [16] | |
Заземленность | Г.Э.Бреслав[6] | ||
Зеленый/черный | Структурное значение «упрямое отторжение» или «ханжеское ощущение собственной праведности» «Зеленое» внимание к собственной личности в сочетании с тенденцией считать себя правым усилено черным цветом Любая попытка других людей повлиять на человека решительно им отвергается | М.Люшер [16] | |
Красный/серый | Структурное значение «импульсивность» или «непродуманные действия» Действия ради действия и незначительное внимание к их последствиям, так как они скрыты серым цветом В отличие от группы «серый/красный», здесь нет попытки скрыть само действие | М.Люшер [16] | |
Оранжево-красный/ серый | В качестве основного цветового выбора свойствен нарциссическому варианту личности, при этом эгоцентризм и жажда жизни сочетаются с холодно-дистантным отношением к окружающим | Л.Н.Собчик[31] | |
Красный/синий | Структурное значение «объединение усилий с другими людьми» или «полнота эмоциональных ощущений» Интерпретация в основном совпадает с группой «синий/красный» за исключением того, что здесь больше внимания придается активности, а не сотрудничеству и гармонии Предполагается, что правильная деятельность в любом случае приведет к гармонии | М.Люшер [16] | |
Волнение, отталкивание | Г.Э.Бреслав[6] | ||
Красный/ ультрамарин | Резкая наступательная сила | Г.Э.Бреслав[6] | |
Оранжево-красный/ темно-синий | «Сильные», возбудимые черты, свойственные оранжево-красному, входят в противоречивое взаимодействие с характеристиками слабого, тормозимого типа - пассивностью, сензитивностью, пессимистичностью, мягкостью, вдумчивостью, зависимостью, женственностью | Л.Н.Собчик[31] |
296 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!