И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 15 страница
209
| Человек | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Искажение пропорций | Грубое искажение формы и/или пропорций | Интеллектуальное нарушение, органическое поражение мозга, негативизм, сниженная конформность - несоответствие представлений общепринятым стандартам (как следствие этого - шизоидная акцентуация или шизоидная психопатия), нарушения социализации (только асоциальность, но не антисоциальность), пограничное невротическое состояние, психическое заболевание (с пятилетнего возраста) | А.Л. Венгер [7] | ||
Выраженная диспропорция, выделение несущественных деталей, статичность и схематичность фигур, пустота, смешение профиля и фаса и общее странное впечатление от рисунков | Шизофреническая окраска, чрезвычайно обособленный внутренний мир | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
Видимые нарушения пропорций по отношению к правой и левой сторонам | Свидетельствуют об отсутствии личного равновесия | «Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | ||
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||||
«Дом-дерево -человек» | Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | ||||
По правой стороне тела | Отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка | «Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | ||
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||||
По левой стороне тела
| Отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей | «Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | ||
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||||
Причудливость, бросающаяся в глаза несоразмерность, избыток символики и нелепостей | Являются специфическими признаками психической патологии | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
210 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Человек | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Искажение пропорций | Черт лица | Вероятно, свидетельствуют о наличии проблем с рассмотрением реальности | Дж. Аллан [2] | |
Формы головы или черт лица | Шизоидная акцентуация, асоциальность, иногда психическое заболевание или органическое поражение мозга | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер[7] | |
В изображении руки | Признак недостаточной уверенности в достижении и в социальных контактах | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
В изображении ноги | Свидетельствует об ощущении ненадежности опоры | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Расположение | ||||
Фас | Как признак | Тенденция к эксгибиционизму и показному поведению | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
|
|
Поза в три четверти
Профиль
Как признак
3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций 2 71
|
|
Расположение | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Профиль | Профильные рисунки, в которых четко выделена линия лицевого профиля, в то время как контуры остальной, обычно крупной, фигуры расплывчаты и нечетки | В меньшей степени характеризуют невротические тенденции и в большей - отстраненность и аутистическую реализацию нарциссически ориентированного побуждения к социальному доминированию | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Испытуемые-мужчины рисуют фигуру своего пола в профиль, в то время как женщина изображается анфас | Такое рассогласование в изображении связано с противоречием защитных механизмов: отказом демонстрировать себя и готовностью выставить напоказ женскую фигуру | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
Рисунок дома или человека в профиль, обращенный в не соответствующую ожиданиям сторону | Выражение враждебных импульсов, которые испытуемый стремится подавить или сублимировать | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] | ||
Амбивалентный профиль | Смешение профиля и фаса | Регрессия и нарушение критичности | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
|
|
Голова в профиль, тело анфас
Расположение | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Амбивалентный профиль | Голова в профиль, тело анфас усугубляется положением ног в профиль | Можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] К. Маховер[17] |
Тело в профиль, лицо анфас | Наличие психоза | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Лоб и нос в профиль, глаза и рот - анфас | Встречается у индивидов с дефектами низшей степени, при органических нарушениях с заострившимися шизоидными акцентуациями и наиболее часто - у людей с шизофреническим характером | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Положение фигуры в профиль или спиной | Стремление к самозащите, отрешению от мира | «Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | |
Изображение человека со спины | Негативизм, конфликтность, подростковый кризис | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | |
Такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения | Е.И. Рогов [26] | |||
Проявление замкнутости | «Дом~ дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] Д.Я. Райгородский [23] С.С. Степанов [32,33] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | ||
Параноидные или шизофренические тенденции | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | ||
Рисунок дома, обращенного торцом к наблюдателю, рисунок человека в абсолютный профиль либо стоящего спиной к наблюдателю (позиция «избегания») | Нежелание испытуемого встать «прямо лицом к лицу» с окружающим миром, его стремление замкнуться, скрывать свое истинное «Я» и вступать в контакт только на его условиях | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] | |
Изображение позы | Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия | Свойственно лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п. | Е.И. Рогов [26] | |
Творческая направленность, высокая активность | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | ||
Человек легко и размеренно шагающий | Уравновешенность | С.С. Степанов [32,33] | ||
Хорошая приспособляемость | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] |
3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций 213
| Расположение | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Изображение позы или движения | Человек изображен уходящим | Наличие тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета) | «Человек под дождем» | Н. Юринова [40] |
Человек в беге | Желание скрыться, стремление убежать, уклониться от кого-либо | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] Д.Я. Райгородский [23] С.С. Степанов [32,33] ЕС. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Человек в слепом бегстве | Возможны панические страхи | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Рисунок человека (людей), мечущегося панически, не имея возможности убежать | Человек не может справиться с мельчайшим беспокойством | «Человек под дождем» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Хорошо разработанное действие, которое не вполне соотносится с возрастом субъекта, его IQ, профессией или присущими ему интересами | Можно предположить поглощенность субъекта своими фантазиями. О том, имеет ли эта фантазия конструктивную или патологическую природу, следует судить по другим аспектам рисунка | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Рисунок, который содержит явное побуждение к движению, но при этом его блокируют статичные, аутистические или интроверсивные черты | Наблюдается преимущественно у шизоидов или шизофреников, чьи стремления к достижению и власти сильны, но связаны исключительно с фантазиями | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Человек движется одновременно в двух противоположных направлениях | Выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации | «Дом- дерево- человек» | Дж. Бук [31 Р. Римская, С. Римский [24] | |
Неуравновешенная стоячая фигура | Напряжение | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] |
214 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Расположение | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Изображение позы или движения | Сидящая фигура | Творческая направленность, иногда пассивность | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] |
Человек, сидящий на краешке стула | Желание человека найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение | «Дом- дерево- человек» | Л Д Столяренко [34] Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Человек изображен в позе лежа | Пассивность, творческая направленность, иногда астения | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | |
Ноги широко расставлены врозь, помещены с апломбом в центре листа, но фигура не стоит твердо на земле (крошечные, тщательно выделенные ступни, наличие линии земли, нечеткая и слабая линия всего рисунка, либо ноги болтаются в пространстве) | Самоуверенность часто вступает в противоречие с ненадежностью опоры. Такой тип позы характерен для пожилых хронических алкоголиков. Похожее изображение встречается в рисунках истерических психопатов, но линии при этом значительно отличаются. Линия, проводимая истерическим психопатом, более или менее отчетлива в зависимости от нажима, в то время как нажим нетвердой линии алкоголика, как правило, постоянен | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Маленькая фигура, характеризующаяся ногами, стоящими тесно вместе, возможно затушеванная или как-то иначе отражающая подавленность | Встречается у напряженных, самоуглубленных, нелюдимых и полных страхов невротиков. Когда такой тип изображения особенно выражен в женской фигуре, то, если испытуемым является девушка, можно предположить опасение (или подавленное желание) сексуальных посягательств. Если это отмечается в женской фигуре, нарисованной испытуемым-мужчиной, можно предположить готовность сопротивляться воображаемому оскорблению | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Инкапсуляция | Создание оболочки вокруг себя | Страх | Г.Ферс[36] | |
Создание оболочки вокруг персонажей | Отгораживание, необходимость изобразить вокруг них некие границы, чтобы обособиться от окружающих или от внешних событий | Г.Ферс[36] | ||
Резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры | Ярко выраженные тенденции к контролю за внешними формами поведения | «Несуществующее животное» | А.Л. Венгер [7] |
3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций 215
Расположение | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Инкапсуляция | Изолирование животного (помещение его в клетку, аквариум) и избегание агрессивной тематики | Косвенные указатели на боязнь агрессии, потребность в защищенности, несвобода, зависимость | «Несуществующее животное» | А.Л. Венгер [7] |
Человек находится внутри дома | Потребность в защите | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] | |
Розовый куст полностью защищен оградой | Рисуют дети, подвергшиеся жестокому обращению | «Розовый куст» | Дж Аллан [2] | |
Стремление обвести (окружить) дерево частично или целиком | Символическая защита против внешней или внутренней угрозы | Тест дерева | Автор не установлен | |
Недостающие элементы | ||||
Отсутствие большого количества деталей | Экономия энергии, астеничность, органика. Можно предположить хроническое соматическое заболевание | «Несуществующее животное» | С.С. Степанов [32,33] Е.С. Романова [27] Е.И. Рогов [26] | |
Отсутствие существенных деталей | Как признак | Символизирует то, чего недостает человеку в жизни | Г. Ферс [36] | |
Область конфликта и может быть следствием вытеснения как защитного механизма психики | «Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | ||
Отсутствие существенных деталей, если это не связано с интеллектуальной недостаточностью | Свидетельствуют о серьезном эмоциональном нарушении | «Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | |
«Дом- дерево- человек» | Л.М.Костина [13] | |||
Отсутствие обязательных деталей | Может указывать на сниженный уровень интеллекта, если в процессе беседы ребенок не объяснил причину отсутствия деталей | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | |
Исключение из рисунка фигуры человека | Наличие конфликта | Г. Ферс [36] | ||
Вероятные трудности в межличностных отношениях в семье (для маленького ребенка) | «Рисунок человека» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | ||
Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов | Трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональная отчужденность, аутизм | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | |
Пропуск каких-либо частей тела | Указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений эго-реакций | «Человек под дождем» | Н. Юринова [40] |
216 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!