II. Изучение нового материала.



Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.

Андо Хиросиге (1797–1858) – один из самых известных и почитаемых мастеров японской живописи и гравюры. Его работы оказали большое влияние не только на всю последующую японскую живопись, но и на европейское искусство. В частности, большими почитателями Хиросиге были знаменитые импрессионисты Ван Гог, Гоген, Дега, Сезанн и другие. Но, в первую очередь, его творчество осталось в сердцах миллионов его земляков и ценителей прекрасного во всем мире. Хиросиге создал новый для японского искусства тип камерного пейзажа, наполненного глубокими лирическими чувствами и ощущениями. Его роль в этом подобна роли Левитана в развитии русского национального пейзажа. В своих произведениях Хиросигэ с удивительным мастерством передавал самые разнообразные явления природы: дождь, снег, туман и лунные ночи (серии «53 станции Токайдо», 1833–1834 гг.; «36 видов Фудзи», 1854–1858). Много работ Хиросигэ посвятил птицам и цветам (серия «Ласточки и камелии в снегу», ок. 1830). Отличительными чертами его произведений являются лаконизм и острота рисунка, красота и выразительность силуэтов, богатство тональностей одного цвета. Отталкиваясь от реальных мотивов конкретного проявления природы, он всегда стремился к созданию высокодекоративного произведения. В естественной красоте окружающего его мира он выделяет отдельные детали, контрастное сопоставление которых приводит к особому живописному эффекту, – мягкость пушистого снега и графическая острота сосновых иголок, ясно различимый контур исчезающих в туманной дымке предметов...

– Рассмотрите рисунок Нины Карташовой (с. 108 учебника). Здесь изображен интерьер Чайного домика. Попробуйте представить, как там сидят на полу, как в углублении стоит чайник, как висит свиток. (Читает очень коротенькую часть интриги.)

– Рассмотрите в «Музейном Доме» свиток «Тростник под снегом и дикая утка». Его автор – художник Хиросиге. Какая часть реки напоминает, что совсем недавно было тепло? Какая часть реки предупреждает, что впереди – зима? Снег уже прошел или продолжает идти? Много ли его уже выпало?

– На что похожи сухие стебли тростника? Вы согласитесь с Мишей, что сухие стебли тростника похожи на лапы огромного паука, который схватил уточку? Чтобы лучше разглядеть уточку, изучите фрагмент свитка. Возьмите лупу и рассмотрите сначала головку и грудь, а потом крылья уточки. Где перо блестящее, упругое и длинное? А где – короткое и пушистое? Миша говорит, что уточка – красавица. Вы согласны?

– Миша говорит, что уточке летом было лучше, чем зимой. Вы разделяете это мнение?

– Вернитесь от фрагмента к свитку. Видите красные печати в правом нижнем углу?

– Увидели ли вы сову на одной из них? Это знак наступающих холодов, зимы.

– Рассмотрите вторую печать. Какие фигурки вы увидели? (Здесь изображены олень и лошадка.)

Текст интриги, где Барсук общается с Мишей (с. 110), читает учитель.

– Автор учебника советует нам, чтобы по пути из школы каждый из нас постарался быть очень наблюдательным, чтобы обнаружить в привычном окружении что-то необычное, то, о чем можно, например, завтра в классе всем рассказать. Это непросто! Поэтому я не могу дать это в качестве обязательного задания. Но вы все-таки постарайтесь: вдруг у кого-то это уже сегодня получится.

Следующий урок по литературному чтению мы как раз с этого и начнем: сначала выясним, удалось ли кому-нибудь из вас обнаружить красоту в простом.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? С каким художественным произведением вы познакомились? Кто автор свитка?

Урок 34
С. Козлов. «Красота». Поход в «Музейный дом».
Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

Цели: учить видеть красивое в обычном; совершенствовать умение узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение); развивать умение находить их в произведении.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:

Либретто, Риголетто.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся читают сказку по цепочке.

– Цветовые выделения в этом тексте обозначают контраст между поэтическим взглядом на жизнь (Медвежонок, Ежик) и трезвым, обыденным взглядом, лишенным фантазии и поэзии (Заяц). Слова Зайца «Лучше рябину» помечены розовым цветом, чтобы подчеркнуть, что и Зайцу совсем не чуждо чувство прекрасного – он видит красивое, когда это очевидно красивое; просто он еще не настолько развитый, чтобы увидеть красивое в голых прутиках.

– Как вы думаете, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или голых прутиках?

– Наблюдательный человек постепенно все больше и больше развивает свой глаз, а такому развитому глазу все больше и больше явлений представляются интересными и замечательными. Например, каждой маме свой сын или своя дочь кажутся очень красивыми. Вы не знаете почему? (Потому что каждая мама очень внимательно относится к своему ребенку, во всех подробностях знает его внешний облик.)

– Почему же, если собрать вместе всех детей, мы уже не считаем, что все красивые?

– Да только потому, что мы не настолько наблюдательны, насколько это удается каждой маме в отдельности. Но если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу (глаз ведь это не просто отражательный прибор – он напрямую связан с сердцем и душой!), мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.

– Вспомните, кого Барсук называет поэтом (с. 107)? Того, кто пишет стихи, или того, кто способен создавать или ценить красивое? Кого бы вы назвали поэтом в этой истории? (Медвежонка и Ежика.) Можно ли Зайца назвать поэтом? Зачитайте все голубые строчки. (Заяц пока еще не поэт.)

– Зачитайте розовую строчку. Что вы можете сказать о Зайце? (Заяц не безнадежен. Он понимает, что веточка рябины – это красиво, просто он недостаточно развит.)

– Найдите в «Музейном Доме» картину А. Дюрера «Травы». Рассмотрите репродукцию. Узнаете метелку лугового мятлика? А вырезной лист одуванчика? А мясистые листья подорожника вам знакомы? А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться? Какие ассоциации при рассматривании этого кусочка природы у вас возникают? По стебельку можно скользить пальцем, о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться.

– Помните ли вы, как пахнет трава? Представляете ли вы запахи разнотравья середины лета?

– Рассмотрите фрагмент «Трав». Обратите внимание на разную освещенность: на какие-то листики травы попал луч солнца, а какие-то оказались в тени. И все это подметил художник. Чем же привлекли внимание художника эти травы? Ведь этот кусочек природы скорее невзрачный, чем привлекательный?

Художник Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными на поверхностный взгляд травами. Только такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

III. Итог урока.

– С каким произведением познакомились? Кто автор?

– Что больше всего запомнили?

Урок 34
С. Козлов. «Красота». Поход в «Музейный дом».
Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

Цели: учить видеть красивое в обычном; совершенствовать умение узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение); развивать умение находить их в произведении.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:

Либретто, Риголетто.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 493; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!