УРОК 27. ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ



Цель: обобщение знаний о композиции повествования, синтаксических конструкциях, характерных для повествования.

 

Структура урока:

1. Проверочная работа. Проверка умений учащихся вычленять абзацы, соответствующие логико-смысловому членению текста; определять ключевые фрагменты текста и прослеживать по ним развитие мысли в отрезке текста (код 8).

2. Закрепление знаний об особенностях строения текста-повествования в процессе выполнения речеведческого анализа и задания по трансформации текста (код 8.1).

3. Домашнее задание.

 

Ход урока:

I . Проверочная работа.

Прочитайте абзац, который является первым в связке абзацев, представляющих собой текст-описание. Какое количество абзацев предполагает раскрытие мысли о многообразии форм живых существ?

 

1) Биосфера включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и поверхностные слои литосферы — почву, которая образовалась в результате процессов выветривания и деятельности живых организмов. Каждая из этих оболочек (сфер) Земли имеет свои особые условия (факторы), создающие разные среды жизни (водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную). Различными условиями сред жизни порождаются многообразие форм живых существ и их специфические свойства.

 

Прочитайте начало следующих четырех абзацев. Вставьте на месте пропусков слова, подходящие по смыслу. Что помогло спрогнозировать содержание этих предложений?

 

Так, живые существа, населяющие ... среду, — гидробионты способны к обитанию... .

Иными качествами наделены организмы, населяющие среду жизни.

Обитатели ... среды жизни, называемые... . Организмы, обитающие внутри другого... .

 

Обратите внимание на параллельное строение этих абзацев: в первом предложении задается тема описания, представлены родовое понятие (форма живых существ) и видовые признаки. Каким предложением (словосочетанием) необходимо дополнить третий абзац? При выполнении задания используйте следующую информацию: греч. aer — воздух; terra — земля, biontos — живущий.

 

2) Так, живые существа, населяющие водную среду, гидробионты способны к обитанию в плотной и вязкой водной среде: дышат в ней, размножаются, находят пищу и укрытия, передвигаются (плавают и «парят») в разных на правлениях в толще воды.

 

3) Иными качествами наделены организмы, населяющие наземно-воздушную среду жизни. В процессе эволюции они приобрели способность существовать в менее плотной (по сравнению с водой) наземно-воздушной среде, при обилии воздуха и кислорода, резком колебании освещенности, суточных и сезонных температур, при дефиците влаги.

 

Предложение-дополнение в третий абзац: Организмы, населяющие эту среду, называют аэробионтами и террабионтами.

 

4) Обитатели почвенной среды жизни, называемые педобионтами, отличаются небольшими размерами тела, способностью обходиться без света, питаться органическими веществами мертвых тел, попавших в почву.

5) Организмы, обитающие внутри другого живого существа — хозяина (в его кишечнике, крови, мышечной ткани, дыхательной системе, печени, кожных покровах и пр.), называют эндобионтами. В большинстве случаев это очень мелкие живые существа. Одни из них являются паразитами, т. е. питаются веществами тела хозяина, другие нейтральны, а третьи даже полезны хозяину.

 

II. Закрепление знаний об особенностях строения текста-повествования в процессе выполнения речеведческого анализа текста и задания по трансформации текста.

 

I в а р и а н т

1. Нарезаны четвертушки бумаги, очинен химический карандаш, приготовлены папиросы, и я сажусь за стол. 2. Я знаю только развязку, или только одну какую-то сцену, или только одно из действующих лиц, а мне нужно их пять, десять. 3. И вот на первом листке обычно происходит инкарнация, воплощение нужных мне людей, делаются эскизы к их портретам, пока мне не станет ясно, как каждый из них ходит, улыбается, ест, говорит. 4. Как только они для меня оживут — они уже сами начнут действовать безошибочно, вернее — начнут ошибаться, но так, как может и должен ошибаться каждый из них. 5. Я попробую перевоспитать их, я попробую построить их жизнь по плану, но если люди живые — они непременно опрокинут выдуманные для них планы. 6. И часто до самой последней страницы я не знаю, чем у меня (у них, у моих людей) все кончится. 7. Бывает, что я не знаю развязки даже тогда, когда я ее знаю — когда с развязки начинается вся работа.

(Е. Замятин.)

 

Данный отрывок — фрагмент ответа писателя на вопросы анкеты о технологии литературного мастерства, вошедший в сборник с общим названием «Как мы пишем».

 

Задания к тексту:

Какими словами из текста можно было бы назвать изображенный в абзаце этап работы?

Что позволяет говорить о том, что перед нами фрагмент текста-повествования? (На первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Особая роль принадлежит глаголам, часть из них обозначает последовательно происходящие в ходе работы события. Повествование может вестись от третьего лица, но в данном случае оно идет от первого лица. Рассказчик обозначен местоимением я и его формами.)

Подчеркните глаголы и их формы, определите время и вид глаголов.

Когда совершаются события, о которых идет речь? (Обычно, часто — слова из текста. Этим обусловлен и выбор форм глаголов: большая часть из них в форме настоящего времени.)

Почему в 4-м и 5-м предложениях использованы глаголы в форме будущего времени?

 

II в а р и а н т

Комментарий для учителя:

Для формирования коммуникативных умений в чтении используются упражнения на составление текста из отдельных предложений, отдельных абзацев. Подобные задания предлагаются учащимся и в ходе ЕГЭ. Они направлены на отработку умений устанавливать логические связи между предложениями, прогнозировать содержание текста, видеть сигналы зависимости одного предложения от другого.

Один из основных признаков текста — его смысловая цельность.

 

Задания к тексту:

Перед вами фрагменты текста Л. Толстого, попробуйте воссоздать первоначальный вариант, учитывая, что это — текст-повествование.

 

1. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

2. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

3. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Все ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его все дальше и дальше белелись в месячном свете.

4. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

5. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде.

Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными, всколыхавшимися волнами.

(Л. Н. Толстой.)

 

Текст отпечатан и разрезан на отдельные абзацы. Р е ч е в е д ч е с к и й р а з б о р текста выполняем с опорой на план, предложенный авторами учебника, акцент делаем на пункты анализа, существенные для выявления особенностей данного текста как текста-повествования:

1) Указать признаки текста (при выполнении задания по воссозданию первоначального облика текста).

 

2) Охарактеризовать средства связи между частями текста.

Лексическая тавтология: слова лебедь (лебеди) повторяются 10 раз, летел (летели) 9 раз. Это позволяет создать зрительный образ летящей стаи лебедей, ощущение длительности полета; лексические повторы — ближе и ближе, дальше и дальше, выше и выше.

Автором используются синтаксический параллелизм и прямой порядок слов. Таким образом создаются определенная направленность и целостность изображаемого. Вид связи на уровне абзаца и между абзацами — цепная.

 

3) Особенности построения текста (его композиции).

Композиция прямая. Экспозиция — первый абзац; завязка — второй абзац и 1-е и 2-е предложения третьего абзаца; развитие действия со второго по четвертый абзацы; кульминация — стадо лебедей чуть виднелось ... закрыл глаза; развязка пятый абзац со слов лебедь вздохнул.

Важную роль играют встречающиеся в тексте глаголы, особенно в форме прошедшего времени совершенного вида.

Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию действия.

4) Определить тип речи, стиль и жанр. Можно ли говорить о том, что перед нами повествование в его чистом виде? Нет, в тексте присутствуют и элементы описания: описание моря — синеющая вода, море всколыхнулось и покачало его, тайные всколыхавшиеся волны; описание неба — полный месяц, светлое небо, краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее.

Обобщение и выводы об особенностях строения текста-повествования делаем, опираясь на материалы учебника (с. 164—165).

 

III. Домашнее задание:

1) Упражнение 297 (пересказ одного-двух эпизодов из произведения, изучаемого в данный момент на уроках литературы).

2) Проработка вопросов упражнения 292 (в частности, об использовании языковых средств).

 

УРОК 28. ОПИСАНИЕ.

КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ

Цель: закрепление знаний об особенностях строения текста-описания, умений создавать текст-описание.

 

Структура урока:

1. Анализ домашнего задания с целью закрепления умений учащихся «слышать используемые говорящим языковые средства (код 10.5).

2. Совершенствование умений интерпретации текста. Разноаспектный анализ текста (код 8.5).

3. Зрительный диктант.

4. Закрепление знаний об особенностях строения текста-описания при выполнении речеведческого анализа текста.

5. Совершенствование умений написании н/нн в именах прилагательных и причастиях (код 6.8).

6. Совершенствование умений создавать текст заданного стиля и типа речи. Создание текста-описания (код 8.6).

 

Ход урока:

I . Анализ домашнего задания.

Пересказ учащимися одного-двух эпизодов из произведения, изучаемого в данный момент на уроках литературы.

Задание классу: выписать из рассказов учащихся использованные ими языковые средства, определить их вид.

 

II. Совершенствование умений интерпретации текста. Разноаспектный анализ текста.

Текст записан на доске или спроецирован на экран.

 

              ВЕЧЕР

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон.

Как шорох стаи журавлиной,

И в шуме листьев замер он.

 

Как море синее в разливе,

Светлея, не колыхнет день, —

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

                         (Ф. И. Тютчев.)

 

Задания к тексту:

1) Указать слова с чередованием гласных в корне слов.

2) Определить, какой частью речи является слово как в тексте. (Сравнительный союз и эмоционально-экспрессивная частица.)

3) Подчеркнуть, используя два разных цвета, именные части речи и глаголы (работу выполняет один учащийся у доски).

4) Определить тему и художественные средства языка, используемые автором. (Сравнения, олицетворения.)

5) Определить тип текста.

 

III. Зрительный диктант (первые четыре строки стихотворения).

 

I V . Закрепление знаний об особенностях строения текста-описания. Теоретический материал берется из учебника (с. 169—170).

Композиция описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка. К тексту в целом можно задать вопрос: каков объект?

Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды.

Связь между предложениями обычно параллельная. В первом предложении (абзаце, строфе) следует, как правило, представление объекта. Остальные предложения с первым связаны больше по смыслу, чем грамматически. В тексте-описании встречается много синонимов, местоимений и их форм.

Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и художественном.

Р е ч е в е д ч е с к и й р а з б о р стихотворения Б. Пастернака выполняем с опорой на план, размещенный на форзаце учебника; акцент делаем на пункты анализа, существенные для выявления особенностей данного текста, характерные для текста-описания. В сильном классе проводится самостоятельная работа.

 

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

 

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

 

Где пруд, как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

 

1) Тип — текста описание. Что является предметом описания?

2) Как направлен взгляд поэта? (В первой строфе задан объект описания, затем осуществляется выделение и описание отдельных предметов: тополя, лунного света, пруда, цветущих яблонь, и, как завершение картины, вновь следует описание сада, но уже «вписанного» в картину мира.)

3) Какие части речи преобладают в тексте? (Преобладание именных частей речи, использование причастий, причастных и сравнительных оборотов: как бронзовой золой жаровень, как в неслыханную веру, как явленная тайна.)

4) Какие изобразительные средства использует автор? (Использование слов в переносном значении, включение метафор.)

5) В чем особенность синтаксического строя текста? (Три предложения, два из них — простые (составляют 1-ю строфу); третье предложение — сложноподчиненное с однородным подчинением (образует 2-ю и 3-ю строфы).)

 

V . Совершенствование умений написания н/нн в именах прилагательных и причастиях.

Выписываем согласованные определения с определяемыми словами из текста — описания природы (пейзажа), содержащегося в упражнении 298.

Какие орфографические правила можно проиллюстрировать с помощью большинства выписанных причастий и прилагательных? (Примеры на правило «Правописание н/нн в различных частях речи»: овраги, усеянные редкими и низкими кустарниками; старинные планы; разметанные крыши; сарайчики с плетенными из хвороста стенами; деревянные церкви с наклонившимися крестами; разоренные кладбища.)

 

V I. Совершенствование умений создавать текст заданно го стиля и типа речи. Работа по анализу и созданию текста-описания.

— Перед вами текст-повествование с элементами описания — фрагмент рассказа Татьяны Толстой «Йорик». Подумайте, какие слова и сочетания слов использует автор, чтобы создать яркий образ. Восстановите верный порядок предложений.

Попробуйте создать яркий, запоминающийся образ предмета, который имеет свою историю в вашем доме.

 

На подоконнике моего детства стояла круглая _____ пыльного цвета, с черной надписью: «Дорсет. Свиная тушенка».

Жестяная банка служила ______ для всех одиноких пуговиц.

Вот оторвется пуговка от манжеты, укатится под кровать, и — все: шарь — не шарь, тыкай — не тыкай веником, пропала навеки.

Тогда вытрясали на стол содержимое «Дорсета», перебирали его одним пальцем, как ______, в поисках пары, но, конечно, никогда ничего нужного не находили.

Поколебавшись, отпарывали, так уж и быть, и вторую пуговичку, бросали ______ в общую кучу, и в галантерее покупали полдюжины пуговиц новых, завернутых в вощеную, мутно-чайного цвета бумажку.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!