Соловей - ТЕОРИЯ массовой коммуникации ( 3 шт) - Ослина Юля



Теория МК.

                   1) Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации в работах представителей американских социологов (Р. Мертон, Гарольд Лассвел, Пол Лазерсфельд)

                   Литература:

- Назаров, «Массовая коммуникация и общество»

- П. Лазерсфельд, Р.Мертон «Массовая коммуникация. Массовые вкусы …»

- Лассвел «Структура и функции коммуникации в обществе»

                   Современное общество в социологических исследованиях определяют либо как общество массовых коммуникаций, либо как информационное общество, или общество сетевых структур.

                   Коммуникация (от лат. – обмен, связь)

                   Массовая коммуникация изменяет смысл понятия коммуникация.

                   Массовая коммуникация –этосистематическое распределение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на поведение людей.

В 1948 г. – Г. Лассвел создает схему коммуникационного процесса:

                   Кто? - Что?- Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?

                   Кто – отправитель сообщения (субъект 1, коммуникатор, адресант)

                   Что – текст сообщения

                   Кому – получатель сообщения (субъект 2, адресат, реципиент)

                   По каким каналам – средства

                   С каким эффектом – воздействие сообщения

                   Г. Лассуэллом выделено три функции коммуникации:

 — обозрение окружающего мира (информационная функция);

— корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);

— передача культурного начала (познавательно-культурологическая функция).

                   Идея функционализма реализовалась в структурно-функциональном анализе.

                   Структурно-функциональный анализ- это метод использования системных объектов и прежде всего социальных систем, базирующихся на основе выделения в соц. системах структурных составляющих.

                   Возник в гуманитарных исследованиях как попытка применения в соц. науках представлений, характерных для биологической реальности. Общество рассматривается по аналогии с природой.

                   Общая направленность структурно-функционального анализа - это выделение внутри общества подсистем. (Политическая, экономическая, военная, образовательная и др.)

Средства массовой коммуникации являются структурированным элементом социальной системы, и устанавливают взаимосвязь между подсистемами.

                   Способность подсистемы к коммуникации является показателем жизнеспособности социальной системы как некого организма.

                   Структурно-функциональный анализ был применен в рамках американской социологии в работах Р. Мертона (1910-2003), П. Лазерсфельда (1910 - 1976), и Г. Лассвела (1902- 1978) к индустриальному обществу.

                   Лассвел рассматривал общество по аналогии с животным миром. В системе МК по Г. Лассвелу информация представляет собой хаотичный неструктурированный поток сообщений, который преобразуются в сообщения в точке отправителя.

                   Отправитель выполняет функцию контроллера, управляющего информационным потоком.

Отправитель- управленец (контроллер).

Получатель – тот, кем управляют.

                   Получатель – это объект информационного воздействия или пассивный потребитель. Для пассивного потребителя информационное сообщение должно вырабатывать стандартизированную поведенческую реакцию.

 

                   Мертон. Своеобразный мостик между общими социологическими тео­риями и прагматическими наблюдениями перебросил Роберт Мертон, предложив так называемые «теории среднего уровня». К ним относится «парадигма функционального анализа», объясняющая, как на основе рассмотрения социальных артефактов (например, типов использования масс-медиа) можно сформулировать концеп­ции, раскрывающие «функции» этих компонентов. Мертон вывел свою теорию функционального анализа путем тщательного анали­за данных исследований в антропологии и социологии. В соответ­ствии с функциональным подходом общество лучше всего рас­сматривать как «систему в равновесии».

                   Основная теорема «функционального анализа», по Мертону, гласит: как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явления­ми. Если функция способствует выживанию системы, ее адапта­ции к окружающей среде, то дисфункция дает обратный результат. Мертон утверждает, что, пока функциональные действия пре­обладают, а дисфункциональные сведены до минимума, обще­ство находится «в равновесии», поскольку функциональные действия перевешивают дисфункциональные. Он также выделяет яв­ные функции — следствия, вызванные намеренно и легко наблю­даемые, и латентные — следствия ненамеренные и не так легко наблюдаемые.

                   Сторонники этого направления в исследованиях массовой ком­муникации стремились понять, какие конкретные структуры или разновидности содержания медиа функциональны, а какие дис­функциональны.

                   Как отмечается, главная проблема функционального анализа состоит в том, что он не позволяет точно сказать о медиа — фун­кциональны они или нет. Как правило, результаты такого анализа узаконивают или обосновывают статус-кво, так как неоднознач­ность некоторых выводов можно преодолеть, просто отметив, что дисфункции уравновешиваются функциями. К примеру, все суще­ствующие виды медиасодержания и выпускающие их каналы вполне можно считать функциональными. В конце концов, ведь если об­щество в буквальном смысле не распадается, значит, оно сбалан­сировано. Если оно сбалансировано, значит, можно сделать вы­вод, что общее влияние таких сил, как медиа, в целом положи­тельно и лишь отчасти отрицательно. Явно негативные эффекты перевешиваются позитивными. Если устранить негативные, исчез­нут и уравновешивающие их положительные эффекты. Исследова­тели обычно довольствовались тем, что указывали на этот баланс, на основании чего делали вывод, что без негативных последствий обойтись нельзя.

К важнейшим функциям массовой коммуникации относятся информационная, интерпретирующая, обеспечивающая преем­ственность господствующей культуры, развлекательная и моби­лизующая людей на активные действия при проведении различ­ных кампаний.

Идеология в системе МК. Концепция идеологии в работах основоположников марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Концепция гегемонии Антонио Грамши. Теория «идеологических государственных аппаратов» Л. Альтюссера.

 

Литература:

-Л. Альтюссер «Идеология и идеологические аппараты государства»

- А. Грамши «Тюремные тетради»

- Маркс, Энегельс «Немецкая идеология»

                   Идеология – это система идей, лежащих в основе и наполняющих социальную и политическую деятельность.

                   Существует два взгляда на идеологию: один сосредоточен на политической сфере деятельности, другой – на совокупности идей, социальных ценностей, представлений, чувств и верований.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!