Марксизм (К. Маркс и Ф. Энгельс)



                   Идеология – иллюзия эпохи и ложное сознание. Появление идеологии есть результат процесса общественного разделения труда на материальное и духовное производство. Марксисты считали, что тот, кто знает действительность, ничего не напишет (например, пахарь), а кто напишет, ничего не знает.

                   • На смену идеологии должен придти социально-исторический подход.

                   • Связь распространения идеологии в обществе с отношениями классов.

                   • Тот класс, который имеет материальное положение, творит идеологию.              Материальное управляет духовным. Мысли и чувства обычных людей подчинены тем, кто обладает материальными ресурсами, кто представляет господствующий класс (до сих пор многие в своем образе жизни стараются походить на знаменитостей).

                   По К. Марксу, совокупность господствующих масс эпохи составляет идеологию.    Марксисты полагают: за любой политической борьбой – скрытое столкновение материальных интересов.

                   Задача идеологии: объединение людей для решения исторической задачи, соответствующей интересам отдельного класса. Цель революционной борьбы пролетариата – уничтожение частной собственности, что должно привести к исчезновению классов и, соответственно, источника формирования идеологии. После этого для осознания исторических процессов потребуются знания, основанные не на ложном сознании, а на основе научного мировоззрения, «действительной положительной науки».

                   К. Маркс и Ф. Энгельс отрицали традиции: “Традиции мертвых поколений тяготеют, как кошмар над умами живых”. Марксисты считали, что все идеологии хороши для определенной исторической эпохи.

Классовая сущность идеологии марксизма –

надстройка (идеология)

------------------------------------------

базис (экономическая структура)

                   В экономических отношениях разделение труда привело к появлению двух антагонистических классов:

- эксплуататоры

- эксплуатируемые

                   Эксплуататоры имеют доступ к средствам производства (занимают господствующие положение в сфере материального производства) и, соответственно, господствуют в сфере духовного производства / сфере идеологии.

                   В сфере идеологии мысли господствующего класса стремятся стать господствующими мыслями эпохи. Господствующий класс стремится выдать свои идеи как идеи всего общества. Эти идеи являются иллюзией эпохи (ложным сознанием)

Концепция гегемонии Антонио Грамши.

                   Представление об идеи господствующего класса развил Антонио Грамши. Концепция гегемонии – идеология, доминирующая внутри общества идея.

                   Порождает состояние согласия – подчиняющаяся часть общества добровольно соглашается подчиняться. Это необходимо для поддержания порядка в обществе.

                   Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но и убеждение. Овладение собственностью как экономическая основа власти недостаточно - господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается .

                   *                 Таким образом, государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух китах - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемони­ей . Гегемония - не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. При этом «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения». Иными словами, принуждение - лишь броня гораздо более значительного содержания. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу.

                   Грамши дает такое определение: «Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых» .

                   Власть через СМИ должна поддерживать добровольное согласие в обществе.

Вся политическая борьба является борьбой за СМИ.

                   Власть должна иметь оппозицию.

                       

 

 

ВОПРОС 31, 32 ПРОДОЛЖЕНИЕ 2

 

По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал такие механистические аналогии, которыми полон вульгарный исторический материализм), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека.

                   Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков.          Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли - условие революции. Создание этого условия - «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Это - не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве»


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!