Теоретико-методологические подходы к изучению общественного мнения.



ЛИТЕРАТУРА:

1. БУРДЬЕ - “ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ”

2. ЛИППМАН - “ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ”

3. ЕПАРХИНА - “СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ”

                                          Субъективистский подход (Макс Вебер) – «За всеми социальными фактами необходимо искать стоящий за ними субъективный смысл». Общественное мнение представляет собой теоретическую конструкцию, а реально существует лишь мнение отдельно взятых людей – субъектов. В современной социологии это направлении зовется – социальный конструктивизм.

                                          1) Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864-1920), создавшему концепцию социального действия. Социальное действие– это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, то есть направлено на других людей и вызывает их реакцию. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например, он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

                                          2) П. БУРДЬЕ

                                          По мнению автора, общественное мнение не существует в том значении, которое принято теми, кто осуществляет опросы и теми, кто использует их результаты, в общем, «кто заинтересован в утверждении его существования».

                                          Бурдье ставит под сомнение и оспаривает три постулата, неявно задействованных в опросах. Их можно сформулировать так:

                                          1. все люди могут иметь собственное мнение;

                                          2. все мнения значимы и имеют одну и ту же реальную силу;

                                          3. вопросы заслуживают быть заданными, то есть существует согласие в отношении определённой проблематики.

                                       Посредством опросов общественного мнения внушается иллюзия того, что существует неоспоримое общественное мнение, получаемое исключительно путём сложения индивидуальных мнений, некое среднее мнение, вроде среднего арифметического всех опрошенных мнений.

                                      Таким образом, в своей статье “Общественного мнения не существует”, автор подчёркивает, что изучение общественного мнения путём простой постановки одних вопросов для индивидов из разных социальных выборочных групп и суммирование этих ответов, даёт возможность утверждать, что все имеют собственное мнение, а также, что все мнения с социологической точки зрения равноценны.

                                          Объективистский подход (Эмиль Дюркгейм) – «социальные факты должны рассматриваться как вещи, т.е. по аналогии с объектами науки. Общественное мнение здесь объективное явление, существующее независимо от отдельно взятых людей и развивающееся по своим собственным законам. 

                                          1)Э. Дюркгейм (1858-1917) рассматривал «коллективные представления» как коллективное (общее) сознание. При этом мыслитель пытался избежать психологизма Тарда (Дюркгейм требовал объяснять «социальное социальным», а не психологическим и иным другим способом) и социального атомизма (методологического признания первичности индивидуального сознания). Верования (коллективные представления) и соответствующие идеалы играют главную роль в социальной интеграции. Главными компонентами механизма интеграции являются религиозные идеи, которые Дюркгейм трактовал по-светски (концепция «религии без Бога»): религиозным в обществе является то, что данное сообщество в данный момент времени признает священным. Сакральным, т.е. наиболее влиятельным, является то в обществе, что создает и укрепляет солидарность в обществе.

                                          2) У. ЛИППМАНпроанализировал механизмы восприятия информации, способы формирования и закономерности функционирования общественного мнения, место и роль общественного мнения в демократическом обществе. При этом внес большой и оригинальный вклад в обсуждение ряда вопросов. Так, считается, что именно У. Липпман ввел понятие стереотипа в социальную теорию.[13] Стереотипы, безотчетные стандарты восприятия социальной действительности и социального поведения, с одной стороны, помогают человеку ориентироваться в тех обстоятельствах, которые не требуют строгой мыслительной деятельности и индивидуального ответственного выбора или решения. С другой стороны, стереотипы играют и негативную роль, когда заменяют анализ и тем самым препятствуют достижению полной и объективной информации. Стереотип рассматривается У. Липпманом как своеобразная «выжимка» из свода моральных норм, социальной философии и политической агитации.

                                          В социологии общественного мнения вопрос о роли стереотипов в формировании и функционировании общественного мнения занимает одно из ключевых мест в проблематике теории общественного мнения. И хотя сегодня в понятие «стереотип» вкладывается несколько иное содержание (универсальная, эмоционально окрашенная установка), тем не менее, ознакомление с позицией У. Липпмана (особенно с его развернутой аргументацией по обсуждаемому вопросу) позволяет более квалифицированно подойти к изучению общественного мнения на современном этапе. Липпман считает, что человек отдален от мира псевдосредой, состоящей из предрассудков, стереотипов и упрощенных моделей восприятия действительности. Модели восприятия несут защитную функцию, огораживая человека от стрессов и упрощая механизмы его взаимодействия со средой и другими людьми. Поэтому в современной демократии действия гражданина как субъекта весьма ограничены.


ВОПРОС 30.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!