ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ РУССКОГО ПОСТМОДЕРНА
Кузнецов Илья Владимирович
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В этом пособии речь пойдёт о русской литературе эпохи постмодерна. Прежде всего, это литература последнего тридцатилетия: от 1980-х годов до нынешних дней. Это та часть русской литературы, которая складывалась параллельно с ростом, становлением и утверждением в активной жизни первых постсоветских поколений. Однако для того, чтобы правильно понять содержание и развитие этой литературы, необходимо обратиться к ближайшему прошлому: к контексту 1960-70-х годов, в котором зародилась и в основных чертах сложилась проблематика современности. Полезно также знать о вековых макропроцессах развития русской литературы и о том, какое место в них занимает современность. В ряде разделов издания речь идёт также и об этом.
Существенный вопрос касается критериев отбора материала. В применении к современности вопрос о них становится особенно проблематичным. Ведь там, где предметом рассмотрения является классика, существуют давно утверждённые и, в общем-то, объективные, а потому неоспоримые табели о рангах. Современность же – явление живое, подвижное и неустойчивое. Чрезвычайно непросто сказать, что из современной литературы канет безвозвратно в прошлое, а что обретёт бытие и продолжение в будущем. Есть, конечно, суждения критики и даже академического литературоведения, касающиеся новейшей литературы – но и они подвержены веяниям времени, и они смотрят на предмет пристрастным взглядом современника… Рискнём утверждать, что важнейшим критерием в отборе произведений для чтения и изучения является этот: живое оно или неживое (Л. Костюков)[1]. Кажущаяся неопределённость и субъективность этого критерия не отменяет того обстоятельства, что существенную дифференциацию произведений возможно произвести только на его основании. Существует вкус, позволяющий развести живое и неживое. Он воспитывается долгим систематическим чтением художественной литературы и отличает лишь немногих участников культуры. Тем выше его ценность. И если настоящее издание сколько-нибудь поспособствует выработке у читателей эстетического вкуса, то автор будет считать главную свою задачу выполненной.
|
|
Далее. В составе литературы традиционно выделяется два качественно различных компонента. Компонент первый – это так называемая беллетристика: произведения, цель которых – развлечь читателя, сообщить ему что-нибудь интересное или полезное, пощекотать его нервы острым сюжетом или пикантной эротикой. Беллетристика может быть низкосортной, вроде книг Донцовой, или качественной, как проза Акунина. Но вся она отличается от второго компонента: литературы художественной, или претендующей на художественность. Такая литература имеет совершенно другую цель: понять и транслировать читателям представление о месте человека в мире[2]. Она тоже может быть более или менее удачной, но только из неё выделяются те произведения, которые принято называть классическими. И в этом пособии мы будем обращать внимание только на художественную (или претендующую на художественность) литературу.
|
|
При этом мы не пытаемся сплошным реестром упомянуть в пособии всех, кто писал в указанные на обложке годы. Так, читатель не найдёт в пособии разбора произведений Ю. Мамлеева, Д. Липскерова, В. Сорокина и ещё многих авторов, чьи имена на слуху у читающей аудитории. Мы решительно исходим из соображения (пусть и небесспорного), что искусство призвано упорядочивать отношения человека с действительностью. Если угодно, мирить человека с действительностью, когда она почему-либо оказывается для него невыносима. Произведения же, рассказывающие о совершенно абстрактных мирах, не имеющих отношения к реальности (например: Д. Липскеров, «Сорок лет Чанчжоэ»), равно как и произведения, внушающие читателю чувство отвращения от жизни (например: Вик. Ерофеев, «Русская красавица»; Вл. Сорокин, «Роман», а также другие сочинения этого автора; Н. Садур, «Чудная баба»), по нашему убеждению, находятся за пределами искусства, и говорить о них в пособии, посвящённом художественной литературе, незачем.
|
|
Кроме того, мы не будем говорить о бардовской поэзии и так называемой «рок-поэзии», занимающих довольно значительное место в составе словесности рассматриваемой эпохи. Причин на то имеются две. Первая: органическое соединение слова с музыкой, которое происходит в обоих названных течениях, ограничивает самостоятельное художественное достоинство словесного произведения. Потенциал художественности как бы разделяется между словом и музыкой, и на долю слова приходится только часть художественного задания. Поэтому даже наиболее яркие произведения этих течений – песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Макаревича – характеризуются этой «остаточной» поэтичностью. Вторая причина, касающаяся именно рок-поэзии: быстро утвердившийся в ней негативный импульс отношения к жизни. Эстетизирование суицидальной тематики («ухожу красиво…» и т. п.), наркотических переживаний («давай курить опиум…»), разных форм эскапизма – всё это уводит мейнстрим русской (а прежде неё западной) рок-поэзии из русла позитивного жизнетворческого искусства.
|
|
В пособии речь идёт о литературе русского постмодерна. Между тем и в 1980-е, и в 1990-е годы продолжали работать и такие авторы, как Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Давид Самойлов, и даже Леонид Леонов, до последних месяцев жизни трудившийся над своей «Пирамидой». Однако их художественное мировоззрение и поэтика сложились в контексте тенденций, свойственных более ранним культурным эпохам. Наша же задача – показать те художественные системы, в которых воплотились инновационные тенденции современности. Поэтому внимание уделяется именно этим художественным системам.
Сделаем также замечание, касающееся композиции материала в пособии. Изложение в основном ведётся не по персоналиям, а по темам. Это связано с тем, что для нас важно не только охарактеризовать творчество того или иного конкретного писателя, но и показать его место в составе эпохи, связь с другими художественными системами. Характеристика творчества отдельных авторов имеет место, но в основном она подчинена обзору наиболее выдающихся и показательных для литературного процесса произведений, им принадлежащих. По этой же причине мы не пытались «жёстко» привязать, скажем, творчество В.Маканина именно к 1980-м гг., а Л. Улицкой – именно к 1990-м: и тот, и другой авторы, с нашей точки зрения, сформировались в литературе в восьмидесятые, и это обстоятельство наложило отпечаток также на их позднейшее творчество.
Наконец, подчеркнём ещё одно обстоятельство, которое стоит иметь в виду тем, кто почему-либо взял в руки это издание. Пособие призвано сориентировать читателя в мире современной литературы, дать общее представление о её проблематике и путях развития. Но оно не может подменить собой чтения самих текстов книг. Образно говоря, это карта, по которой можно сориентироваться на местности, но изучение карты никак не способно заменить путешествия по выбранным маршрутам. Чтобы по-настоящему понимать и ценить современную литературу, её нужно читать. К этому мы и приглашаем, и по мере сил готовим нашу аудиторию.
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ РУССКОГО ПОСТМОДЕРНА
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!