Развитие жанра сонета в творчестве Петрарки. Сопоставление способов создания образа возлюбленной Данте и Петраркой.



Сонет-это лирическое стихотворение из 14 строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в сер. 13 в. «Изобретатель» сонетной формы Якопо да Лентини нередко подражал провансальским трубадурам, но он не только отказался от провансальского языка, на котором писали многие его предшественники, ради родного диалекта, но и переносит в поэзию мотивы и тональность народной итальянской лирики. Дальнейший путь сонета в XIII веке связан с творчеством последователей «сицилийской» школы в Северной и Центральной Италии. Культивировавшаяся здесь поэзия получила название «нового сладостного стиля». Ее родоначальником стал болонский поэт Гвидо Гвиницелли. Наиболее известные представители этой школы - флорентийцы Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя, молодой Данте и другие. И его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из 2 катренов(строфа из 4-х строк с перекрестной рифмой) и 2 терцетов(строфа из 3 строк).В 16 в. перешел из итальянской поэзии во французскую и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона — французский и итальянский.Для сонета характерна особенная последовательность: «французская» — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянская» — abab abab cdc dcd (или cde cde).

В творчестве поэтов «нового сладостного стиля» вызревали черты ренессансного искусства:
- отрицались сословные идеалы любви и красоты
- земная женщина приравнивалась к мадонне;
- делались попытки проникнуть в духовный мир человека, разобраться в его сложных переживаниях;
- совершенствовался народный язык.

В русле «нового сладостного стиля» создает величайшие произведения в жанре сонета Данте Алигьери - «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени», по определению Ф. Энгельса (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 382.). Ранние сонеты из автобиографической повести «Новая жизнь» (1291 - 1292) рассказывает о платонической любви к Беатриче Портинари. В сонетах, написанных после смерти Беатриче, и в более поздних стихотворениях периода изгнания чувства героя не лишаясь глубины и одухотворенности, приобретают большую человечность и простоту выражения.

Известный русский ученый, академик А. Н. Веселовский назвал книгу Петрарки «поэтической исповедью» (Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди «Canzoniere». С-Пб., 1912). Как и «Новая жизнь» Данте - это рассказ о любви к женщине, о любви неразделенной.

 

Франческо Петрарка (1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса.

Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Петрарка довел до совершенства жанр сонета, ставшеий отныне достоянием всех европейских литератур.

1327 года в Черную Пятницу перед Пасхой в церкви Санта-Кьяра в Авиньоне Петрарка встретил свою Лауру.

Он писал о ней и адресовал ей стихи 30 лет. Именно эти стихи, написанные по-итальянски, и принесли Петрарке всемирную славу. Хотя, вероятнее всего, лично Петрарка и Лаура даже не были знакомы. В стихах Петрарка сообщает, что через 21 год, после того как он увидел Лауру, она скончалась.

Петрарка пишет на латыни, только сонеты на итальянском.

Петрарка разрабатывал жанры любовной лирики. Свою возлюбленную Петрарка называл Лаурой, после ее смерти он воспевал ее еще 10 лет и в дальнейшем разделил сборник посвященных ей стихов, обычно называемый «Канцоньере» («Книга песен»), на 2 части, озаглавленные «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры». Всего 366 произведений, 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Все начинают писать как Петрарка. Из сонетов переходит в жизнь идеал женщины.
Петрарка изображает свою возлюбленную образцом добродетели, средоточием всех совершенств, но Лаура не теряет своих реальных очертаний и сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней.
Когда Петрарка встретил Лауру, между ними лежала пропасть, и ни о какой взаимной любви речь идти просто не могла. Она была верной женой и женщиной строгих правил. А Петрарка уже стал монахом, то есть дал обет безбрачия. Читала ли она стихи Петрарки, знала ли вообще об их существовании — неизвестно.
Сам Петрарка относился к своему поэтическому творчеству на итальянском языке весьма сдержанно, он считал, что гораздо важнее его труды на латыни и переводы античных авторов. Но главным его достижением стал образ Лауры, созданный его поэзией. Сегодня мало кто читает сонеты Петрарки, но о том, что он любил и воспел Лауру знают, наверное, все.
Петрарка умер, не дожив одного дня до своего 70-летия в ночь 18 на 19 июля 1374, с пером в руке, работая над жизнеописанием Цезаря. Он пережил Лауру на 26 лет.

Три периода творчества: 1. 1318-1333. годы учения, стихи на латинском языке. 2. 1333-1363 – период творческой зрелости, основная масса известных произведений. Для современников – героическая поэма «Африка» и биографическое сочинение о известных людях, трактат «Тайна». Оформляется главное для католиков произведение на итальянском «Книга песен». 3. 1363 – 1374. Изучение древних авторов, поэма «Триумфы».
Ранние сонеты из автобиографической повести «Новая жизнь» (1291 - 1292) рассказывает о платонической любви к Беатриче Портинари. Поэту не свойственно противопоставление несовершенства земного существования идеальной красоте загробного мира: истинно прекрасна именно земная жизнь. Поэтому источник противоречивых чувств, обуревающих Петрарку, - в ощущении полноты бытия, богатства и полнокровности земной любви.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!