Шекспир. Основные периоды творчества. Сонеты. Основные темы и образы.



 

 

Уильям Шекспир (26 апреля 1564 года — 23 апреля (3 мая) 1616) родился в Стратфорд-на-Эйвоне в апреле 1564 года. 26 апреля он был окрещён в местной церкви.Его детство прошло в многодетной состоятельной семье, он был третьим ребёнком среди семи братьев и сестёр. Своё образование он получал сначала в грамматической школе Стратфорда, а потом продолжал обучение в школе короля Эдуарда Шестого. В восемнадцатилетнем возрасте он обзаводится семьёй. Его избраннице становится беременная девушка по имени Энн. В семье писателя было трое детей.В 20-летнем возрасте Шекспир покидает родной город, перебирается в Лондон. Там его жизнь складывается нелегко: чтобы заработать средства, он вынужден соглашаться на любую работу в театре. Затем ему доверяют играть небольшие роли. В 1603 году на сцене театра появляются его пьесы и Шекспир становится совладельцем труппы под названием «Слуги короля». Позже театр получает название «Глобус», перебирается в новое здание.

Материальное состояние Уильяма Шекспира становится гораздо лучше.Первая книга писателя была издана в 1594 году. Она принесла ему успех, деньги и признание. Несмотря на это, писатель продолжает работу в театре. В конце жизни Шекспир вернулся на родину, в город Стратфорд-на-Эйвоне, где и умер.

I период (1590—1594) Шекспир остро чувствует комические и трагические несообразности жизни, но рисует их во многом традиционно: трагическое как ужасное, комическое как фарсовое и в обособлении друг от друга. Шекспир ещё учится, усваивая и национальную традицию ("кровавая трагедия" К. Марло), и общеевропейскую (ориентируясь на античные образцы - Плавт в "Комедии ошибок", Сенека в "Тите Андронике" - и на итальянскую гуманистическую комедию в "Укрощении строптивой"). Не вполне оформилась ещё и гуманистическая позиция Шекспира: положительные герои хроник тяготеют к старине, влияние патриархальной морали заметно в комедиях.

II период (1594-1600) Оптимистический. Сонеты (/592—1598)Комедии и исторические хроники. “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шуму из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Ричард III”, “Ричард II”, “Генрих IV”, “Генрих V”. Трагедии “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. Вера в Возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо (Ромео и Джульетта: семьи помирились над могилой детей) и связано с тем, что уже уходит в прошлое (средневековая вражда семей). Хроники (основная тема – феодальная смута 14-15 вв., война Алой и Белой розы. Рассматриваются вопросы о власти, церкви, взаимоотношениях четырех сословий, повествуется о крушении человеческого в человеке (образ Ричарда III) . Ричард 2 упоён мыслю о божественном происхождении своей власти, Ричард 3 посредством ряда убийств и преступлений достигает престола и обуздывает феодалов – Макиавелли), “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь” (переходный период).

III период (1601-1608). Трагедии. “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Макбет” (1605), “Король Лир” (1605) и др. Осознание Трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще. Зло носит всеобъемлющий характер. Можно преодолеть его проявление, но не его само (что я сказала-то?). Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения.

IV период. Романтический(1609-1612). Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом). Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы. Персонажи-маски. Счастливые развязки – результат случая.

 

Сонеты.
Как автор сонетов, Шекспир может быть отнесен к числу самых замечательных европейских поэтов Возрождения. Его 154 сонета были опубликованы в 1609 г. В отличие от банальных петраркистов Шекспир не порывался в призрачные небесные сферы. Ему дорога была земля, цветущая земная природа, мир земного человека, противоречивый, но прекрасный, утверждающий себя в дружбе, любви и творчестве. И хотя неумолимое время торжествует над всем земным, но творческий порыв человека способен восторжествовать и над ним.

Ряд тем и мотивов "Сонетов" перекликается с некоторыми строфами его поэм "Венера и Адонис" (1593) и "Лукреция" (1594). Сходство между поэтическими выражениями, образами и сравнениями, встречающимися в "Сонетах" и в драматических произведениях, написанных Шекспиром в эти годы. отдельными местами таких пьес, как "Два веронца", "Бесплодные усилия любви", "Ромео и Джульетта", которые были созданы Шекспиром в 1594-1595 годах.

Персонажи Сонетов: , Друг, Смуглая дама и Поэт. Первых двух мы видим глазами поэта. Его отношение к ним претерпевает изменения, и из описаний чувств поэта по отношению к этим двум лицам перед нами возникает большой и сложный образ главного лирического героя "Сонетов".
первые 126 сонетов посвящены другу, сонеты 127-154 - возлюбленной.
Тема – создание образа прекрасной женщины. Идея – Шекспир стремится нарисовать в сонете живую женщину. Это смуглая брюнетка, не очень красивая, хотя и кажется прекрасной влюблённому поэту

Тема:Сонеты Шекспира содержат откровенную исповедь лирического героя. При этом вопреки традиции поэт не изображает свою избранницу ни идеальной, ни отменно красивой. Драма разыгрывается в сознании поэта. Лирическая поэзия под его пером приближается к трагедии. Поэт хорошо понимал, что вероломство друга и коварство возлюбленной – всего лишь капля в океане людского горя, бушующего вокруг.

В основном "Сонеты" складываются в лирическую повесть о страстной дружбе поэта с прекрасным юношей и не менее страстной любви к некрасивой, но пленительной женщине. Единство цикла Сонетов не столько сюжетное, сколько идейно- эмоциональное. Оно определяется личностью их лирического героя - того, от чьего имени написаны все эти стихи.

Образы:три персонажа: Друг, Смуглая дама и Поэт. Первых двух мы видим глазами поэта. Его отношение к ним претерпевает изменения, и из описаний чувств поэта по отношению к этим двум лицам перед нами возникает большой и сложный образ главного лирического героя "Сонетов".

1. Сонеты, посвящённые другу (126): № 1126
Воспевание друга: 126
Испытания дружбы: 2799
Горечь разлуки: 2732
Первое разочарование в друге: 3342
Тоска и опасения: 4355
Растущее отчуждение и меланхолия: 5675
Соперничество и ревность к другим поэтам: 7696
«Зима» разлуки: 9799
Торжество возобновлённой дружбы: 100126
 2. Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной (26): № 127152
3.Заключение – радость и красота любви (2): № 153 - 154

Белокурый друг – 1) Генри Ризли (Henry Wriothesley), граф Саутгемптон, (сонеты 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 16, 17)
2) Уильям Герберт, граф" Пембрук, в 1609г. лорд-камергер при дворе короля Якова,(сонеты № 1, 4, 8, 10, 13)
3) Уильям Хетклиф (выпускник Грейз Инн)
4) Уилл Хьюз, актёр
Смуглая леди - 1) Мэри Фитто 2) Элизабет Верной

130.Ее глаза на солнце не похожи,
Коралл краснее, чем ее уста,
Снег с грудью милой не одно и то же,
Из черных проволок ее коса.
Есть много роз пунцовых, белых, красных,
Но я не вижу их в ее чертах,
Хоть благовоний много есть прекрасных, Увы, но только не в ее устах.
Меня ее ворчанье восхищает,
Но музыка звучит совсем не так.
Не знаю, как богини выступают,
Но госпожи моей не легок шаг.
И все-таки, клянусь, она милее,
Чем лучшая из смертных рядом с нею.
18. Сравню ли я тебя с весенним днем? Спокойней ты, нежнее и милее.
Но ветром майский цвет на смерть влеком,
И лето наше мига не длиннее.
Небесный глаз то блещет без стыда.
То скромно укрывается за тучей;
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.
Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки;
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.
Пока дышать и видеть нам дано,
 Живет мой стих - и ты с ним заодно

30.Основные жанры в творчестве Шекспира. Представление о «магистральных сюжетах».
Уильям Шекспир (26 апреля 1564 года — 23 апреля (3 мая) 1616) родился в Стратфорд-на-Эйвоне в апреле 1564 года. 26 апреля он был окрещён в местной церкви.Его детство прошло в многодетной состоятельной семье, он был третьим ребёнком среди семи братьев и сестёр. Своё образование он получал сначала в грамматической школе Стратфорда, а потом продолжал обучение в школе короля Эдуарда Шестого. В восемнадцатилетнем возрасте он обзаводится семьёй. Его избраннице становится беременная девушка по имени Энн. В семье писателя было трое детей.В 20-летнем возрасте Шекспир покидает родной город, перебирается в Лондон. Там его жизнь складывается нелегко: чтобы заработать средства, он вынужден соглашаться на любую работу в театре. Затем ему доверяют играть небольшие роли. В 1603 году на сцене театра появляются его пьесы и Шекспир становится совладельцем труппы под названием «Слуги короля». Позже театр получает название «Глобус», перебирается в новое здание.

Материальное состояние Уильяма Шекспира становится гораздо лучше.Первая книга писателя была издана в 1594 году. Она принесла ему успех, деньги и признание. Несмотря на это, писатель продолжает работу в театре. В конце жизни Шекспир вернулся на родину, в город Стратфорд-на-Эйвоне, где и умер.

I период (1590—1594) Шекспир остро чувствует комические и трагические несообразности жизни, но рисует их во многом традиционно: трагическое как ужасное, комическое как фарсовое и в обособлении друг от друга. Шекспир ещё учится, усваивая и национальную традицию ("кровавая трагедия" К. Марло), и общеевропейскую (ориентируясь на античные образцы - Плавт в "Комедии ошибок", Сенека в "Тите Андронике" - и на итальянскую гуманистическую комедию в "Укрощении строптивой"). Не вполне оформилась ещё и гуманистическая позиция Шекспира: положительные герои хроник тяготеют к старине, влияние патриархальной морали заметно в комедиях.

II период (1594-1600) Оптимистический. Сонеты (/592—1598)Комедии и исторические хроники. “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шуму из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Ричард III”, “Ричард II”, “Генрих IV”, “Генрих V”. Трагедии “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. Вера в Возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо (Ромео и Джульетта: семьи помирились над могилой детей) и связано с тем, что уже уходит в прошлое (средневековая вражда семей). Хроники (основная тема – феодальная смута 14-15 вв., война Алой и Белой розы. Рассматриваются вопросы о власти, церкви, взаимоотношениях четырех сословий, повествуется о крушении человеческого в человеке (образ Ричарда III) . Ричард 2 упоён мыслю о божественном происхождении своей власти, Ричард 3 посредством ряда убийств и преступлений достигает престола и обуздывает феодалов – Макиавелли), “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь” (переходный период).

III период (1601-1608). Трагедии. “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Макбет” (1605), “Король Лир” (1605) и др. Осознание Трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще. Зло носит всеобъемлющий характер. Можно преодолеть его проявление, но не его само (что я сказала-то?). Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения.

IV период. Романтический(1609-1612). Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом). Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы. Персонажи-маски. Счастливые развязки – результат случая.

За свою жизнь У.Шекспир создал 37 пьес, 2 поэмы и 154 сонетов. Он черпал сюжеты из старинных легенд, новелл, биографий античных полководцев, написанных Плутархом, средневековых исторических хроник. Драматическое творчество Шекспира включает в себя различные жанры: комедии, исторические драмы, трагедии.

Комедии.
Комедия- художественное произведения, характеризующееся юмористическим или сатирическим содержанием, вызывает смех.
•в них дает волю своему воображению.
• много неправдоподобных происшествий, необъяснимых случайностей, неоправданных совпадений
•Первое произведение Шекспира в этом жанре - "Комедия ошибок" неправдоподобна от начала до конца.
•Обстоятельства героям комедий предлагаются самые невероятные, но думают и чувствуют они как настоящие живые люди.
•в нереальных условиях они решают вполне реальные жизненные проблемы, имеющие важное моральное значение.
•в комедиях Шекспира много веселья ради веселья.
•их персонажи пускаются на всевозможные проделки и любят словесные шутки. Остроумие, живое
•Полнота ощущения жизни рождает характерный для комедий Шекспира жизнерадостный смех (сатиры почти нет)
•в ранних комедиях :Сон в летнюю ночь, Много шума из ничего, Укрощение строптивой, Комедия ошибок) жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия
•Тематика комедий – любовь, дружба, музыка, поэзия, природа. Недостатки и пороки персонажей пьес легко преодолимы. Они решительно вступает в борьбу со злом и побеждают
•все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны.
-герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие.
-Комедия положений - герои попадают в смешные ситуации. комедия, сюжет которой строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. Двенадцатая ночь,Комедия ошибок
Комедия нравов или комедия характеров
— комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов человека, страсть (порок, недостаток). Очень часто высмеивает все эти человеческие качества. (Укрощение строптивой)
•На протяжении 90-х годов XVI века Шекспиром были написаны десять веселых, светлых и искрометных комедий: «Комедия ошибок», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и др.
•В своих комедиях Шекспир использует стих и прозу.
•Три комедии «Троил и Крессида», «Конец дело венчает», «Мера за меру» написаны во второй период творческой деятельности Шекспира, который совпал с углублением социально-политических противоречий в стране и соответственно несут отпечаток трагического мировосприятия. Однако сосредоточенность на трагических жизненных проблемах, описание непреодолимых противоречий и конфликтов действительности не означали отход Шекспира от гуманизма.

Укрощение строптивой
•тема раздвоения личности
•написана в 1593, вышла в свет в 1623
•в 1594 издана анонимная пьеса Забавно придуманнная история-укрощение одной строптивицы
•чередование эпиходов и развитие дейсвтий в обоих пьесах одинаковы, но сам текст различен(только 7 строк схожи))
•для Шекспира был характерен тако способ переработки чужих пьес
•из всех персонажей лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры:Катарина, Петруччо, Бьянка
•Петруччо-типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины.
•Катарина, усмиренная своим умным женихом Петруччо, превратилась в идеальную по благонравию жену.
 Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины.
В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка, раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям.
•Все остальные герои пьесы - условные фигуры, шаблонные гротески. Этому соответствует фарсовый характер действия: всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот, без лиризма, нежных, идеальных чувств, которые есть в почти одновременной, фарсовой "Комедии ошибок".
-композиционная связь начала и главной темы пьесы(Шекспир хотел показать, чем отличались аристократы в современном ему обществе. Он показывает это на достаточно ярком примере с медником.)


Центральный сюжет «Укрощения строптивой» связан с историей ухаживания дворянина Петруччо за Катариной — упрямой и непокорной дамой. В начале пьесы Катарина делает всё для того, чтобы её отношения с Петруччо не состоялись, но не менее упорный Петруччо постепенно усмиряет ее и она становится в конце концов послушной. Герой рискует тем, что мог ошибиться: он мог быть посрамлён и остаться ни с чем после стольких усилий.

В финале Катарина все становится ясно: Петруччо оказался прав — её строптивость была лишь неуклюжей формой желания любви и настоящего семейного счастья.
Эта речь Катарины подтверждает, что за маской строптивости её жениху Петруччо изначально была дана возможность увидеть прямое женское сердце, жаждущее служить тому, кто способен полюбить её настоящую. В награду за эту свою веру и за риск, связанный с её отстаиванием, Петруччо обретает верную и любящую жену. Что касается его личных качеств, то в процессе борьбы за свое счастье Петруччо обретает великодушие, — качество, необходимое мужчине для завоевания сердца женщины.
Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания. И та и другая точки зрения отрывают произведение Шекспира от эпохи, нашедшей в ней яркое отражение. Герой комедии Петруччо - типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, женской любви - и встречает достойную противницу.
Петручио - своего рода пародия на “причуды” Катарины. Она видит в поведении Петручио свой собственный характер. От строптивости Катарины не остается и следа, и в конце пьесы она произносит монолог, как будто проповедующий закон беспрекословного подчинения воле мужа.
Другие женские образы.
Среди героинь господствует один тип - страстно и неизменно влюбленных.
Сила характера отличают молодых героинь комедий. Если взять все пьесы Шекспира в целом, то окажется, что его женские образы по своему разнообразию и содержательности нисколько не уступают мужским. Он показывает своими правдивыми, художественными образами, что женщина, по своему уму, одаренности, силе воли нисколько не уступает мужчине.
Это существо нравственно в высшей степени простое, непосредственное, чуждое высшей умственной жизни. Все силы ее природы сосредоточены на стремлении любить и быть счастливой в столь же светлом и прочном чувстве своего возлюбленного. Вместе с тем - в вопросах, касающихся личной и семейной жизни, Шекспир проводит мысль о равноценности женщины и мужчины и о праве детей свободно распоряжаться своей судьбой. Это очень смелые и передовые взгляды для эпохи, когда основная масса общества считала жену служанкой и рабой мужа, а детей - обязанными слепо и беспрекословно во всем повиноваться родителям.
Перед нами чаще всего повторяются два женских характера. Один Женщина любит боязливо, скрытно, покорно. Она терпеливо ждет, когда наконец сама судьба обнаружит ее любовьДругие женщины сильнее духом и страстнее сердцем, - и таких больше у поэта, на них преимущественно он возлагает задачу оправдывать любовь жертвами и вносить в фальшивый и жестокий мир людей естественность и гуманность. В их сердцах нежность чувства сливается с отвагой и мужеством. Елена из комедии “Конец - делу венец” любит человека, ослепленного своим происхождением.

Поэмы.Поэмы Шекспира основываются не только на эпической и лиричной книжной традиции, но и полны богатого гуманистического содержания, живой реальности. Благодаря своему покровителю графу Саутгемптону, состоялась первая «официальная» публикация поэм - «Венера и Адонис» (1593, Источник – “Метаморфозы” Овидия) и позднее, через год - «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией» , 1594, Источники - Овидий «Месяцеслов», рассказ Чосера из «Легенды о добрых женщинах» и др. ), обе поэмы автор посвятил графу.
•Сюжет поэмы: узнав о красоте и добродетели Лукреции, жены военачальника Коллатина, царский сын Тарквиний совершил над ней насилие. Не выдержав позора, она закололась на глазах у римлян, что послужило сигналом для восстания и впоследствии изгнанием Тарквиниев из Рима. Самоубийство Лукреции становится ее очищением и победой добра.
Исторические драмы (хроники). Жанр исторической драмы (хроники) появился в условиях ряда политических и социальных событий – разгром испанской «Великой армады» в 1588 г., вызвавший всенародные патриотические чувства, ярый интерес к истории своей страны и сильное желание предугадать будущее. Придерживаясь исторической правды в отображении основных исторических тенденций, Шекспир в доступной, ясной форме трактовал отдельные факты, отдавая предпочтение их эмоциональному восприятию.
Героями шекспировских исторических драм, как главными, так и второстепенными выступают исторические лица, показанные в сфере государственной жизни, а источником для написания хроник послужили сюжеты, заимствованные из истории Англии – «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэла Холиншеда. («Король Джон», Генрих IV» и «Генрих V», «Ричард III» и др. )
•В своих произведениях Шекспир соединил и трагедии погибающего рыцарства, и драму неправедной власти, и духовные искания героев, историю и быт.
•Венец Шекспировских хроник раннего периода - «Ричард III». В произведении представлена психология злодея, безгранично преступного и мрачного, а личность и история главного героя играют важную роль для последующего понимания творческого наследия драматурга.

Драмы (Трагикомедии). Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию жанра романтических драм, носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Обилие приключений и чудесных случайностей, спасающих героев, соединяется в трагикомедиях с печальными событиями и безысходными ситуациями. Ярким примером тому, являются пьесы «Буря», «Зимняя сказка» и «Цимбелин» (Счастливый финал). Подчеркнутая театральность и фееричность трагикомедии-сказки «Буря» свидетельствует о принадлежности ее к барокко. Если в реальном мире царят зло и несправедливость, то в мире мечты Шекспир рисует победу добра.

Трагедии второго период творчества Шекспира (1601-1608) характеризуется глубоким трагизмом. Трагедия, вызывая чувства сострадания и страха, приводит зрителей к нравственному очищению. Характеры в трагедии должны увлекать не только страстью, но и мыслью.

В произведениях Шекспира изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий – человек высокой самооценки, который вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает огромные мучения, тяжелые переживания и неизбежно гинет. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит ренессансная концепция самодостаточность человека, рассматривается его способность отстаивать права. Постепенно углубляется анализ психологии человека, стимулов его поведения в жизни общества.

В фундаментальном труде «Шекспир. Основы драматургии» Пинский выдвинул понятие «магистрального сюжета». Магистральный сюжет шекспировских трагедий по Пинскому таков:

Это судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека («бесчеловечном») миропорядке. Герой идеализирует в начале действия свой мир и себя, исходя из высокого назначения человека; он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность самому свободно и достойно творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист на этой почве вступает с миром в великий конфликт, который приводит героя через «трагическое заблуждение» к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениям, совершаемым в состоянии трагического аффекта. В ходе действия герой осознаёт истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможности в этом мире (собственную природу), в развязке погибает, своей гибелью, как говорят, «искупает» свою вину, «очищается», освобождаясь от роковых иллюзий,— и вместе с тем утверждает во всем действии и в финале величие человеческой личности как источник её трагически «дерзновенной свободы».
Трагедии Шекспира
•Трагедией обычно называют драматическое произведение, в ко­тором изображаются исключительно острые, непримиримые жиз­ненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
•Уильям Шекспир был настоящим мастером в области трагедии.
•Основная тема его произведений — столкновение благородной лич­ности, героя-гуманиста с миром зла и несправедливости
•. И лучше всего эта тема отобразилась в трагедии «Гамлет», которая стала пер­вой из «великих трагедий» У. Шекспира
•Основная идея - человечество утратило свой высочай­ший смысл, слово «человек» перестало быть обозначением высшей ценности, высшей похвалы. •Свое стремление спасти мир, восстано­вить величие человека автор воплотил в образе своего героя — прин­ца Гамлета. Великий драматург ставит перед читателями вопрос — можно ли мириться с несправедливостью, злом или же необходимо

встать на борьбу с пороками общества? И конечно же, приходил к мысли о необходимости активной борьбы.
Только с одним условием — эта борьба должна вестись не героем-одиночкой, а большой, спло­ченной силой, готовой к этой борьбе и способной довести ее до кон­ца. Силой, которая объединена великим авторитетом и мудростью предводителя.

•В трагедии автор показал, как Гамлет вначале обличает лицеме­рие коронованного преступника, а затем мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Шекспир рисует сложные и трудные раздумья благородного человека о природе добра и зла, о порочном королевском дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях, которыми поражен век, словно бы «вывихнутый в своих суставах».

•Человек в трагедии «Гамлет» предстает как творец своей судьбы, все зависит от его действий, образа мыслей, чувств, которые, в свою очередь, коренятся в условиях реальной жизни. В образе своего ге­роя великий драматург представил читателям настоящего челове­ка, и не только того времени, но и всех времен. Человек кристаль­ной души, чистой совести, Гамлет ставит перед собой не только за­дачу мести, задачу перестройки общества. Он решает более важную проблему — проблему поведения человека в мире зла и несправед­ливости, проблему личной ответственности каждого за несовершен­ство мира. Решение этой проблемы оказывается очень мучительным для героя. Но его раздумья, в конце ронцов, укрепляют в нем со­знание необходимости и неизбежности борьбы. Он встает на эту борь­бу, встает в одиночку и гибнет. Такой трагичной оказывается побе­да Гамлета, победа человеческого разума.

•Легенда о Гамлете уходит корнями в XIII столетие. Сюжет, за­ложенный в нее, неоднократно использовался многими авторами — предшественниками поэта. Однако основой всех предыдущих интер­претаций являлась лишь месть Гамлета собственному дяде, ковар­но отравившему его отца.

Шекспир же вложил в этот сюжет более глубокий смысл. Если ранее герой ставился в зависимость от внешних «роковых» обстоя­тельств, подавляющих человеческую инициативу, то у Шекспира он находит в себе мужество и силы бросить вызов всему несправед­ливому свету и вести с ним героическую борьбу. Столкновение Гам­лета с Клавдием — это столкновение двух враждебных миров, двух нравственных систем, различных ценностей, жизненных принципов; столкновение низкой корыстной души, полной злобы и эгоизма, и сердца, полного человечности и добра, стремления к справедливос­ти и правде. И это столкновение может иметь лишь один исход — трагический. В конфликте шекспировской трагедии до предела об­нажаются крайние степени благородства и низости, честности и ко­варства, душевной щедрости и беззастенчивости, добра и зла. В этом споре все, в ком еще жива душа, встают на сторону Гамлета, на сто­рону добра и справедливости.

Сонеты.
Как автор сонетов, Шекспир может быть отнесен к числу самых замечательных европейских поэтов Возрождения. Его 154 сонета были опубликованы в 1609 г. В отличие от банальных петраркистов Шекспир не порывался в призрачные небесные сферы. Ему дорога была земля, цветущая земная природа, мир земного человека, противоречивый, но прекрасный, утверждающий себя в дружбе, любви и творчестве. И хотя неумолимое время торжествует над всем земным, но творческий порыв человека способен восторжествовать и над ним.

Ряд тем и мотивов "Сонетов" перекликается с некоторыми строфами его поэм "Венера и Адонис" (1593) и "Лукреция" (1594). Сходство между поэтическими выражениями, образами и сравнениями, встречающимися в "Сонетах" и в драматических произведениях, написанных Шекспиром в эти годы. отдельными местами таких пьес, как "Два веронца", "Бесплодные усилия любви", "Ромео и Джульетта", которые были созданы Шекспиром в 1594-1595 годах.

Персонажи Сонетов: , Друг, Смуглая дама и Поэт. Первых двух мы видим глазами поэта. Его отношение к ним претерпевает изменения, и из описаний чувств поэта по отношению к этим двум лицам перед нами возникает большой и сложный образ главного лирического героя "Сонетов".
первые 126 сонетов посвящены другу, сонеты 127-154 - возлюбленной.
Тема – создание образа прекрасной женщины. Идея – Шекспир стремится нарисовать в сонете живую женщину. Это смуглая брюнетка, не очень красивая, хотя и кажется прекрасной влюблённому поэту

Тема:Сонеты Шекспира содержат откровенную исповедь лирического героя. При этом вопреки традиции поэт не изображает свою избранницу ни идеальной, ни отменно красивой. Драма разыгрывается в сознании поэта. Лирическая поэзия под его пером приближается к трагедии. Поэт хорошо понимал, что вероломство друга и коварство возлюбленной – всего лишь капля в океане людского горя, бушующего вокруг.

В основном "Сонеты" складываются в лирическую повесть о страстной дружбе поэта с прекрасным юношей и не менее страстной любви к некрасивой, но пленительной женщине. Единство цикла Сонетов не столько сюжетное, сколько идейно- эмоциональное. Оно определяется личностью их лирического героя - того, от чьего имени написаны все эти стихи.

Образы:три персонажа: Друг, Смуглая дама и Поэт. Первых двух мы видим глазами поэта. Его отношение к ним претерпевает изменения, и из описаний чувств поэта по отношению к этим двум лицам перед нами возникает большой и сложный образ главного лирического героя "Сонетов".

1. Сонеты, посвящённые другу (126): № 1126
Воспевание друга: 126
Испытания дружбы: 2799
Горечь разлуки: 2732
Первое разочарование в друге: 3342
Тоска и опасения: 4355
Растущее отчуждение и меланхолия: 5675
Соперничество и ревность к другим поэтам: 7696
«Зима» разлуки: 9799
Торжество возобновлённой дружбы: 100126
 2. Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной (26): № 127152
3.Заключение – радость и красота любви (2): № 153 - 154

Белокурый друг – 1) Генри Ризли (Henry Wriothesley), граф Саутгемптон,

(сонеты 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 16, 17)
2) Уильям Герберт, граф" Пембрук, в 1609г. лорд-камергер при дворе короля Якова,(сонеты № 1, 4, 8, 10, 13)
3) Уильям Хетклиф (выпускник Грейз Инн)
4) Уилл Хьюз, актёр
Смуглая леди - 1) Мэри Фитто 2) Элизабет Верной


130.Ее глаза на солнце не похожи,
Коралл краснее, чем ее уста,
Снег с грудью милой не одно и то же,
Из черных проволок ее коса.
Есть много роз пунцовых, белых, красных,
Но я не вижу их в ее чертах,
Хоть благовоний много есть прекрасных, Увы, но только не в ее устах.
Меня ее ворчанье восхищает,
Но музыка звучит совсем не так.
Не знаю, как богини выступают,
Но госпожи моей не легок шаг.
И все-таки, клянусь, она милее,
Чем лучшая из смертных рядом с нею.

 

Пинский. Магистральные сюжеты-сюжеты, которые воможно и в комедии и в трагедии. Борьба влюблённых за любовь. Сон в летнюю ночь и Роме и Джульетта(уеной своей смерти). Магистрально через все жанры могут пройти.
Испытания человека властью В макбете(не проходит) и у Шекспира (не убивает барат, чтобы отв) Гамлет(не важно стать королём, мечатет весь мир исправить)

Испытания человека любовью. У Бокаччо, Данте, Петрарки, Шекспира.
Испытания властью денег. Шекспир, Гоголь(Мёртвые души). Пушкин(скупой рыцарь)
Сюжет пьесы закончился, но он развивается дальше.

31.Шекспировские комедии. Деление на светлые и мрачные. Анализ одной по выбору. Образ деятельной героини.
Комедия
- художественное произведения, характеризующееся юмористическим или сатирическим содержанием, вызывает смех.
•в них дает волю своему воображению.
• много неправдоподобных происшествий, необъяснимых случайностей, неоправданных совпадений
•Первое произведение Шекспира в этом жанре - "Комедия ошибок" неправдоподобна от начала до конца.( Мотив двойничества, через близнецов.)
•Обстоятельства героям комедий предлагаются самые невероятные, но думают и чувствуют они как настоящие живые люди.
•в нереальных условиях они решают вполне реальные жизненные проблемы, имеющие важное моральное значение.
Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят свое счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои – энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Молодые люди – влюбленные, борющиеся за свою любовь, вокруг множество персонажей – людей разного происхождения. Тема любви и верной дружбы.; атмосфера праздника, смеющиеся комедии. Синтез традиций народа и ренессансно-итальянские комедии. Дух молодости.
Структура комедии: влюбленные не могут соединиться. Они деятельны, сами творят судьбу. Заканчивается браком, преодолев внешние препятствия (запреты, родители) и внутри (характер героев). Природ стихийная / человек. Розыгрыш!! Важный герой – шут – умен, носит только маску дурака. Дураки – простаки.
•в комедиях Шекспира много веселья ради веселья.
•их персонажи пускаются на всевозможные проделки и любят словесные шутки. Остроумие, живое
•Полнота ощущения жизни рождает характерный для комедий Шекспира жизнерадостный смех (сатиры почти нет)
•в ранних комедиях :Сон в летнюю ночь, Много шума из ничего, Укрощение строптивой, Комедия ошибок) жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия
•Тематика комедий – любовь, дружба, музыка, поэзия, природа. Недостатки и пороки персонажей пьес легко преодолимы. Они решительно вступает в борьбу со злом и побеждают
•все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны.
-герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие.
-Комедия положений - герои попадают в смешные ситуации. комедия, сюжет которой строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. Двенадцатая ночь,Комедия ошибок- комедия ситуаций
Комедия нравов или комедия характеров
— комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов человека, страсть (порок, недостаток). Очень часто высмеивает все эти человеческие качества. (Укрощение строптивой)
•На протяжении 90-х годов XVI века Шекспиром были написаны десять веселых, светлых и искрометных комедий: «Комедия ошибок», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и др.
•В своих комедиях Шекспир использует стих и прозу.
•Три комедии «Троил и Крессида», «Конец дело венчает», «Мера за меру» написаны во второй период творческой деятельности Шекспира, который совпал с углублением социально-политических противоречий в стране и соответственно несут отпечаток трагического мировосприятия. Однако сосредоточенность на трагических жизненных проблемах, описание непреодолимых противоречий и конфликтов действительности не означали отход Шекспира от гуманизма.
Мрачные комедии-комедии, в которых персонажи стоят на грани жизни и смерти, но все заканчивается хорошо(комедии этапа великих трагедий)
Конец делу венец
12 ночь
Светлые комедии:комедиии 1 этапа(весёлые, жизнерадостные)
Комедия ошибок
укрощение строптивой
Винзорские кумушки
12 ночь
Много шума из ничего
Сон в летнюю ночь

Укрощение строптивой
•тема раздвоения личности
•написана в 1593, вышла в свет в 1623
•в 1594 издана анонимная пьеса Забавно придуманнная история-укрощение одной строптивицы
•чередование эпиходов и развитие дейсвтий в обоих пьесах одинаковы, но сам текст различен(только 7 строк схожи))
•для Шекспира был характерен тако способ переработки чужих пьес
•из всех персонажей лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры:Катарина, Петруччо, Бьянка
•Петруччо-типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины.
•Катарина, усмиренная своим умным женихом Петруччо, превратилась в идеальную по благонравию жену.
 Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины.
В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка, раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям.
•Все остальные герои пьесы - условные фигуры, шаблонные гротески. Этому соответствует фарсовый характер действия: всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот, без лиризма, нежных, идеальных чувств, которые есть в почти одновременной, фарсовой "Комедии ошибок".
-композиционная связь начала и главной темы пьесы(Шекспир хотел показать, чем отличались аристократы в современном ему обществе. Он показывает это на достаточно ярком примере с медником.)


Центральный сюжет «Укрощения строптивой» связан с историей ухаживания дворянина Петруччо за Катариной — упрямой и непокорной дамой. В начале пьесы Катарина делает всё для того, чтобы её отношения с Петруччо не состоялись, но не менее упорный Петруччо постепенно усмиряет ее и она становится в конце концов послушной. Герой рискует тем, что мог ошибиться: он мог быть посрамлён и остаться ни с чем после стольких усилий.

В финале Катарина все становится ясно: Петруччо оказался прав — её строптивость была лишь неуклюжей формой желания любви и настоящего семейного счастья.
Эта речь Катарины подтверждает, что за маской строптивости её жениху Петруччо изначально была дана возможность увидеть прямое женское сердце, жаждущее служить тому, кто способен полюбить её настоящую. В награду за эту свою веру и за риск, связанный с её отстаиванием, Петруччо обретает верную и любящую жену. Что касается его личных качеств, то в процессе борьбы за свое счастье Петруччо обретает великодушие, — качество, необходимое мужчине для завоевания сердца женщины.
Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания. И та и другая точки зрения отрывают произведение Шекспира от эпохи, нашедшей в ней яркое отражение. Герой комедии Петруччо - типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, женской любви - и встречает достойную противницу.
Петручио - своего рода пародия на “причуды” Катарины. Она видит в поведении Петручио свой собственный характер. От строптивости Катарины не остается и следа, и в конце пьесы она произносит монолог, как будто проповедующий закон беспрекословного подчинения воле мужа.
Другие женские образы.
Среди героинь господствует один тип - страстно и неизменно влюбленных.
Сила характера отличают молодых героинь комедий. Если взять все пьесы Шекспира в целом, то окажется, что его женские образы по своему разнообразию и содержательности нисколько не уступают мужским. Он показывает своими правдивыми, художественными образами, что женщина, по своему уму, одаренности, силе воли нисколько не уступает мужчине.
Это существо нравственно в высшей степени простое, непосредственное, чуждое высшей умственной жизни. Все силы ее природы сосредоточены на стремлении любить и быть счастливой в столь же светлом и прочном чувстве своего возлюбленного. Вместе с тем - в вопросах, касающихся личной и семейной жизни, Шекспир проводит мысль о равноценности женщины и мужчины и о праве детей свободно распоряжаться своей судьбой. Это очень смелые и передовые взгляды для эпохи, когда основная масса общества считала жену служанкой и рабой мужа, а детей - обязанными слепо и беспрекословно во всем повиноваться родителям.
Перед нами чаще всего повторяются два женских характера. Один Женщина любит боязливо, скрытно, покорно. Она терпеливо ждет, когда наконец сама судьба обнаружит ее любовьДругие женщины сильнее духом и страстнее сердцем, - и таких больше у поэта, на них преимущественно он возлагает задачу оправдывать любовь жертвами и вносить в фальшивый и жестокий мир людей естественность и гуманность. В их сердцах нежность чувства сливается с отвагой и мужеством. Елена из комедии “Конец - делу венец” любит человека, ослепленного своим происхождением.

Образ деятельной героини:
Если в редневековых рыцарских романаха дамы ждали подвигов.
А у Шекспира героиня ничего не ждёт и сама борется за свою любовь
Джульетта-
Виолы(12 ночь)
Катарина
Бьянка
Афелия-Средневековье


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3059; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!